Найти тему

Депутат Лебедев предложил запретить автосалонам навязывать допы и манипулировать ценой. Поможет ли новый законопроект потребителям?

Совсем недавно мы писали про то, что сокрытие реальной цены автомобиля стало нормой работы на авторынке и о том, как государство крайне слабо реагирует на отмену базовых прав потребителей.

Вне закона. Как автодилеры отменили право потребителя знать, сколько стоит автомобиль и чем ответило государство?⁠⁠
про обман потребителей3 марта 2023

По сути забота об экономике свелась к тезису преференций для бизнеса и правительство самозаблокировалось:

- новые требования для бизнеса вводить фактически нельзя (закон 247-ФЗ),

- технические регламенты на новую продукцию висят годами и не вступают в силу, а нужные для людей поправки принимаются годами (чтобы увеличить мелкий шрифт на упаковке потребовалось года три),

- старые требования надо отменить в максимальном объеме (регуляторная гильотина),

- проверки бизнеса проводить нельзя, штрафовать нельзя, арестовать продукцию нельзя (мораторий на проверки с 2022 года),

- административные штрафы повышать нельзя (штрафы по потребительским статьям (действуют 20 лет в неизменном виде и покупательская способность рубля с тех пор упала раз в 10) Минюст России при пересмотре КоАП РФ повышать отказался: 10-20 тысяч рублей для юрлиц, даже если оборот более миллиарда а доход под триллион) и т.п.

И вот - новые вводные. Если правительство не видит проблемы (ведь не было забастовки потребителей и социального резонанса), то к ней пытаются подобраться депутаты.

Коротко об инициативе

С новостью об инициативах коммуниста Олега Лебедева уже многие знакомы.

-2

- предложил запретить дилерам продажу автомобилей дороже рекомендованной производителем розничной цены (РРЦ);

- запретить дилерам устанавливать на автомобиль дополнительное оборудование до его продажи покупателю (нет навязыванию).

Парламентарий рассказал «Ведомостям», что разработал проект на защиту потребителей среднего класса после многочисленных обращений граждан из регионов, от которых избран депутат (Лебедев избран по списку от Тульской области).

Жалоб таких и правда много и они везде.

Реакция автодилеров

-3

Предложения глупые, законопроект фантастический, авторынок - ок, сам себя отрегулирует.

Законопроект и вопросы к нему

Сам законопроект желающие могут посмотреть тут. Мы его изучили и для тех, кому лень - имеем сказать следующее.

  1. Механика с ценами предусматривается такая: производитель (импортер) публикует рекомендованную цену (в которой обычно учитывается доля дилера), а дилер не может ее увеличить. Является ли установление рекомендованной цены обязанностью изготовителя или импортера - не ясно. Поскольку прямо это не указано, то скорее всего нет. То есть и норма работать не будет, если изготовитель или импортер имеет свою дилерскую сеть или горячо любит своих партнеров по продажам.
  2. Установка допов осуществляется на основании отдельного договора, а установка допов на не купленный еще авто запрещается. Тут все правильно, но продажи авто - это квест, стресс и ворох бумаг. Сегодня применяются такие тактики при которых клиент не понимая цены и предмета договора подписывает 3-4 договора, даже не понимая этого. Доказывание же в суде, что умысел был на покупку только автомобиля и остальные три документа подписаны ошибочно - это утопия. То есть большинству автосалонов такой законопроект не страшен.
  3. Законопроект запрещает навязывание установки дополнительного оборудования прямым текстом, хотя по факту этот запрет сегодня уже есть в статье 16 Закона "О защите прав потребителей", хотя и в неидеальной форме. И не работает. Потому что за навязывание дополнительных услуг нет никакой ответственности. Эти эпизоды квалифицируются как включение в договор условий, ущемляющих права потребителей с мизерными штрафами. Так, если навязать услуг и товаров на 300-400 тыс. рублей, то очень редко тебя могут оштрафовать по минимальной шкале на 10 000 рублей или даже просто предупредить и если ты рецидивист - то заплатишь в двойном размере - 20 000 рублей. При этом остальное по навязанной сделке оставишь себе, т.к. уплата штрафа не обязывает тебя вернуть деньги за навязанное, это отдельный суд в который пойдут единицы.
  4. В целом идея понятна, в "закон о торговле" вносится понятие автодилер и некоторые запреты/требования. Но почему только авторынок? Продажи многих других дорогостоящих товаров и услуг требуют такой же поддержки. В частности финансовый рынок, еще пару лет назад ОСАГО невозможно было купить без пакета дополнительных и ненужных страховок. То же самое, что на авторынке сейчас происходит в турострасли - на цену турпродукта просто накидывается 15-20-30% турагентом (в зависимости от спроса). И если кто-то скажет, что это рынок и все нормально, то мы хотим посмотреть на лицо такого человека, когда он придет отказываться от заранее купленной путевки и получит удержание в 50-80%, в том числе потому что агентом оказана услуга (на самом деле нет, агент никаких услуг потребителю не оказывает, когда через него оформляешь договор).
  5. В статье уже упоминались размеры штрафов и выводы многие сделали для себя сами. Ситуация осложняется тем, что "мораторий на проверки" не позволяет ни в каком виде привлечь автосалон к ответственности. Правительство приняло в марте 2022 года постановление (336) согласно которому проверки проводятся только в случае угрозы причинения тяжкого вреда здоровью (например, открытый перелом или ЧМТ). В 2023 году мораторий продлен. Подробнее от этом в нашей отельной статье.

P.S. В Китае в законе "О защите прав потребителей" предусмотрена уголовная ответственность за нарушение прав потребителей (естественно ее не применяют направо и налево, но она там есть). В России уголовный состав "обман потребителей" вытащили из УК РФ в 2003 году. Полиция на заявления типа "у меня обманом отобрали деньги, на этот счет есть договор, который не исполняется" реагирует в соответствии с заветами древних римлян - ad atrium civile (идите в суд). В США взимание платы за услуги, если не было соглашения о покупке также относится к одной из разновидности мошенничества в бизнесе. Например, Закон о потребительском мошенничестве в Нью-Джерси составляет более 100 страниц и определяет этот тип мошенничества как “любую недобросовестную коммерческую практику, обман, мошенничество, ложное заявление, ложное обещание или введение в заблуждение поребителя.” Потерпевшей стороне присуждается тройная сумма убытков.В Индии за обман потребителей в рекламе применяется штраф до миллиона рупий (почти миллион рублей) или наказание до 2 лет лишения свободы, неисполнение решения органа по защите прав потребителей (расследуют недобросовестные практики и обман потребителей) полагается штраф в 100 000 рупий или тюремное заключение (до трех лет). В Канаде нарушение прав потребителей будет стоить в районе 5 тысяч долларов (около 300 000 рублей). Если нарушение допустить в тертий раз, то сумма возрастет до 1,2 млн рублей.И такая картина примерно по всему миру...

Мы готовим отдельные публикации об обмане потребителей и о попытках граждан судиться с автодилерами. Вы можете читать короткие дайджесты наших постов с полезной нагрузкой в телеграм (/stopcorp).