Допустимо ли преподавателю отвлекаться во время занятия?
Блогеры, которых я читаю на Дзене, являющиеся в обычной жизни учителями в школах, преподавателями в вузах и колледжах или репетиторами, время от времени касаются проблемы вовлечённости учеников в учебный процесс. Мол, если таковой нет, то очень трудно ученика чему-то научить – он постоянно отвлекается, а потому плохо понимает и плохо запоминает изучаемый материал. Бесспорно, это так, и проблем, связанных с тем, что ученик постоянно отвлекается, всегда выше крыши. Ну а вот если отвлекается преподаватель, тогда что?
Когда я в первой половине 1980-х годов перешла из начальной школы в 4 класс, и у нас появилось множество учителей-предметников, то историю в нашем классе стала вести директор школы. Я помню, что почти на каждом уроке истории дверь приоткрывалась, и к нам заглядывали какие-то люди, которым срочно понадобился директор, иногда это было по нескольку раз за урок. Она всё время на них отвлекалась – решала административные вопросы нон-стоп, оставляя нас на пол-урока, ибо где-то срочно потребовалось её присутствие. Своим детским рассудком я понимала, что по-хорошему так быть не должно и это раздражает.
Такое и сейчас раздражает, когда я сама преподаватель. Я очень увлекаюсь, проводя занятия, и когда кто-то внезапно извне появляется с каким-то посторонним вопросом, невольно пытаясь наступить на горло моей песне, то хочется обрушить горы и метать молнии в этого несчастного, посмевшего меня прервать. Сдерживаю порывы, конечно, но бесит ужасно. Особенно если вопрос не срочный и человек мог бы вполне задать мне его, дождавшись перерыва, а не влезая посреди занятия.
Несколько лет назад к нам на кафедру приходила работать преподавательница, которая искренне считала, что ничего нет особенного в том, чтобы отвлечь преподавателя, ведущего занятие. И делала она это так: посреди занятия просто открывала дверь, заходила внутрь и начинала мне говорить что-то или что-то спрашивать, вообще не обращая внимание на полную аудиторию студентов, причём обстоятельно так всё рассказывала, максимально подробно, со всеми нюансами. И также вопросы задавала – не торопясь, обстоятельно, с десятью уточнениями, требующими отдельных ответов. Когда я напоминала, что у меня вообще-то занятие идёт, и ей надо заканчивать с её болтовнёй, она всегда с удивлением оглядывалась на студентов, как будто бы не понимая, откуда они тут вдруг взялись внезапно. Никак до неё не доходило, что эта её болтовня очень мне мешает (на студентов то моих ей плевать было, это понятно), хотя я каждый раз ей об этом прямо сообщала. Хорошо, что она недолго у нас проработала – года два всего, наверное – но я её помню именно из-за вот этой её тупой бесцеремонности.
Помню, вечером веду занятие на подготовительных курсах. Какая-то тема у нас интересная рассматривалась, я ученикам новый метод показала. И вот, работа кипит, все сидят с энтузиазмом решают уравнения, я вокруг каждого круги нарезаю, на вопросы отвечаю беспрерывно. Процесс движется семимильными шагами. И тут заходит эта коллега (что она делала на кафедре вечером, я не помню – возможно, у неё заочники были в этот день). Как обычно, не обращая внимание на учеников, начинает что-то рассказывать. Ученики поднимают головы от тетрадей и начинают с любопытством её рассматривать, недоумённо посматривая на меня. Я из вежливости примерно полминуты слушаю эту болтовню, потом напоминаю, что у меня занятие идёт. Коллега как обычно удивлённо оглядывается на учеников и говорит мне: «А вы что, не можете им какое-нибудь задание дать, чтоб мы поболтали с удовольствием?» Да ёшкин кот! У меня всё удовольствие как раз тут, а не в болтовне твоей пустой. Выпроводила её кое-как, напомнив, что это дети с платных курсов, что у них есть программа, что родители этих детей платят, чтоб я с ними программу изучала, а не с коллегами разглагольствовала на посторонние темы во время занятий.
Вот эти случаи, когда преподаватель вынужден отвлекаться, чтоб, например, отшить подобных персонажей как вышеописанная коллега, понятны. Но когда преподаватель сам по собственной инициативе занимается чем-то посторонним во время занятия, объяснить уже труднее. Я, конечно, и сама не без греха. По молодости, когда мы со вторым курсом доходили до выполнения лабораторных работ по математической статистике, которые выполняются по методичке, то было дело, мы с коллегами уходили на полчаса в столовую, пока студенты выполняли расчёты и заполняли таблицы. Но я быстро поняла, что так делать не надо, потому что даже если в методичке вроде бы всё понятно написано, всегда находится кто-то, кому непонятно, и его надо всё время консультировать – то есть те полчаса, пока я была в столовой, он тупо сидел, не понимая, что значит «вычесть из наибольшего наименьшее и разделить на число интервалов, найденное в пункте 2», а мог бы у меня спросить, получить ответ, посчитать и дальше двигаться.
В случае, когда преподаватель является репетитором с почасовой оплатой, вообще надо быть осторожным с посторонними занятиями, так как у ученика могут возникнуть законные вопросы типа «Я заплатил такую-то сумму за 1,5 часа занятия со мной, а репетитор 20 минут из этих 1,5 часов занимался своими делами». И поди потом объясни, что репетитор хотел, чтоб ученик самостоятельно примеры порешал, отрабатывая и закрепляя навыки. Например, одна из моих коллег своих репетируемых учеников на занятия приглашала на кафедру. Мой стол стоял напротив её стола. Я часто наблюдала, как она давала ученику задание и уходила куда-то надолго, при этом часто бывало так, что ученик уже всё решил, сидит и мается от безделья, а её всё нет и нет, или он почти сразу застрял на каком-то шаге решения, и все те полчаса, пока её не было, не мог двигаться дальше. Кстати, некоторые ученики, которых репетировала я, иногда делились со мной своим разочарованием в предыдущем репетиторе именно из-за подобных случаев.
Репетитору стоять над учеником от и до не нужно, конечно же. Ненадолго отойти можно, дав адекватное задание для самостоятельного решения, потому что вообще-то самый эффективный вид деятельности по получению навыков решения задач – самостоятельная работа обучаемого, поэтому часть занятия обязательно должна быть в форме самостоятельной работы. Но всё-таки, я считаю, репетитор при этом должен быть в пределах досягаемости. Зачем? Чтоб помочь, подтолкнуть, если ученик где-то застрял, или дать следующее задание, если ученик справился с уже выданным. Иначе может возникнуть недопонимание и недовольство со стороны ученика. Обоснованное, я считаю. Ведь недовольство со стороны репетируемой стороны тем, что репетитор уходит от ученика во время оплаченного занятия обязательно возникнет, когда, например, репетитор дал задание и затем куда-то испарился надолго, несоразмерно длительности выполнения задания – получается, что деньги заплачены, а ученик просто сидит и ничего не делает в оплаченное время. Или, например, когда репетитора во время занятия внезапно отвлекают посторонние люди и он спешно даёт ученику что-то сделать самостоятельно (что попало) и уходит решать свои дела с этими людьми, опять же в оплаченное время.
В общем, я хотела данной статьёй сказать, что для того, чтобы занятие было интересным, полезным и эффективным, не должны отвлекаться обе стороны – и преподаватель, и обучаемые (во всяком случае, свести к минимуму посторонние дела на занятии).
_____________________________
Вот некоторые истории о моём репетиторстве: