Нейтральная полоса перед киргизским КПП весьма длинна, почти двадцать километров, и все эти километры являются одним бесконечным спуском, местами пологим, местами почти отвесным. Это перевал Кызыл-Арт, глиняный перевал, даже врагу я не пожелаю оказаться здесь в дождь. Но нам везет, под колесами сухая твердая глина и камни, вокруг же совершенно нереальные цвета гор: красные, зеленые, синие камни оттеняют белоснежную глазурь, если под посмотреть вниз, можно увидеть настоящие каменные реки, кажется, что массы скальной породы движутся, словно речная вода.
Миновав вагончик, именующий себя отелем, и невозмутимого яка, выкатываемся к киргизской границе. Тут все серьезнее, заборы, вышки, проволоки и ворота. Возле этих самых ворот знакомимся с иностранными мотоциклистами, перекидываемся парой слов и разъезжаемся в разные стороны. Они только собираются штурмовать Памир, у них еще все впереди, счастливчики…
Добродушный пограничник проштамповал паспорта выездным штампом, исправил неточность обычной ручкой и поведав что: «Я еще двоих ненормальных пропускал недавно, они вам навстречу шли», пожелал счастливого пути, и мы выехали на асфальт. Слышите, асфальт! Щербатый, растрескавшийся асфальт хотелось целовать, хотелось лежать на нем и кричать от счастья. Вытерев липкие потеки масла на вилке устремляемся вперед и окунаемся в цивилизацию: на перекрестке дорог есть несколько магазинов, заправка, кафешка и в дымину пьяный киргиз. Поменяв немножко денег у продавщицы в магазине и поменяв таджикскую симку на киргизскую у корейского велосипедиста, едем в Ош.
Воздух потеплел, асфальт отличный, виды шикарные, что еще надо для счастья? Только бак бензина и поменьше баранов на дорогах. И лошадей. И коров тоже уберите с асфальта, их место в полях! Никаких шуток, стада домашних животных перегоняются по дороге и очень снижают скорость движения. Ну и ладно, до цели совсем немного, а пока попугаем глупых баранов рычанием мотора. Бензин тоже достался весьма необычно, в нескольких районах Киргизии сегодня нет света, колонки не работают. Заправщик привычным движением запускает бензогенератор и заправка оживает, ура!
К интернету удалось подключиться возле самого Оша, когда проходящий мимо паренек помог настроить телефон, сразу же забукали отель и одолели пару десятков километров до города, жаль с геолокацией отеля опять какая-то ерунда. После долгих перезвонов и выяснения местоположения мы наконец заносим вещи в номер, переодеваемся и бежим поесть. Умиротворенные и сытые, тащимся по городу с бутылкой вина, в тщетных попытках найти штопор, но он находится только в отеле. А дальше еще одна часть путешествия завершилась, очередная мечта оказалась выполненной, а я потерянный и пьяный сидел на ковре гостиничного номера в далёком городе Ош и вспоминал… Вспоминал такой близкий Памирский тракт, с его каменистыми грейдерами и кучей перевалов. Душу рвало от количества впечатлений, в глазах мелькали горные яки, стремительно скачущие по склонам, в памяти всплывало кислородное голодание, ревели китайские фуры, впритирку проползающие под каменными карнизами, от острых камней рвались камеры, местные дети радостно приветствовали каждого мотоциклиста, веселые солдаты маршировали вдоль афганской границы, в горных речках лежали куски льда, а Млечный путь был на расстоянии протянутой руки. Надеюсь, моя память не подведет, и эти четыре дня запомнятся на всю оставшуюся жизнь, ибо они того стоили.
«Дорог на свете много, но выше не найдешь, от города Хорога в далекий город Ош.» — давным-давно пел Юрий Визбор. Наверное, когда-то он тоже был под впечатлением от чарующих гор. Вот и я спел как мог, написав этот рассказ, теперь нечестная память не украдет мои впечатления. Надо бы продолжить, осталась еще дорога домой, которая в вышеописанное время была совсем неясна: дома преждевременно наступили холода, а цепь доживала последние километры. Но это все маловажно, главное осталось позади.
На этих строчках рассказ был закончен, писать дальше не хотелось, но спустя два года на свет появилась завершающая часть, она перед вами.
Спустя два года взялся дописать окончание рассказа, которое застопорилось на приезде в Ош. Там была очередная дневка и шатания под жарким, почти уже октябрьским солнцем. Достопримечательность города с коротким названием – торчащая в самом центре гора с настоящей пещерой. Карабкаться наверх было непросто, путь пролегал по выгоревшему и замусоренному кладбищу, однако сложные маршруты должны дарить самые запоминающиеся ощущения. Сулайман-тоо, священная гора, не подвела и явила взгляду узкий лаз, отполированный до зеркального блеска, видимо желающих познакомиться с внутренним миром горы было немало, я тоже не стал отказывать себе в удовольствии. Хотя удовольствие весьма сомнительное, внутри очень тесно и темно, неуютно, одним словом. Завершив спелеологические изыскания и погуляв по смотровой площадке, спускаемся в город по противоположному склону, оказывается, тут имеется вполне цивильный и удобный спуск, пусть и с кассой на входе. Что ж, видимо, бродить по культурным объектам без билета – тренд нынешнего путешествия. Остаток дня прошел в гуляниях, разглядываниях хрущевок с самобытными орнаментами на стенах, из-под которых проглядывают вполне советские мозаики, и толкотне на рынке в поисках обменника. Поменять таджикские деньги в Киргизии – та еще задачка, но мы справились. Хождения по восточному базару, тесному и шумному, запомнились размышлениями о дальнейшем маршруте и странным кисловатом напитком из пророщенного овса. С каждым глотком освежающей жидкости планы прояснялись – едем в Алма-Ату, а там посмотрим. Во славу правильного выбора пути пришлось съесть гигантскую порцию божественно вкусного каурдака и уползти спать.
Утренние сборы после месяца пути становятся привычны и легки: навьючивание кофров, грустный взгляд на кончающуюся резину и еще более грустный взгляд на совсем умирающую цепь, заправка и вперед, в горы! Ведь они прекрасны, а сдобренные весьма достойным асфальтом – прекрасны вдвойне. Виды такие, что вновь захватывает дух, казалось бы, мозг уже пресыщен впечатлениями от пройденного пути, но нет, впечатления спрессовываются еще плотнее и нет никакой возможности проехать без остановки мимо нереально красивого места. Основательно отфоткав округу и протолкавшись сквозь бесконечны стада животных, намертво выключающих дорожное движение и оставляющих на асфальте весьма скользкие следы жизнедеятельности, выезжаем к Токтогульскому водохранилищу. Ууу, эту красоту я описать не смогу, просто посмотрите, желательно посмотрите своими глазами, ради такого восторга стоит жить и ходить на работу.
Обед состоял из токтогульской форели, нежно-розовой на вид и непередаваемо вкусной, вместо гарнира был вид на ярко-синюю воду горных рек, скопившуюся перед плотиной, наверное, впечатления от еды измеряются не пафосом мишленовских звезд…
Неподалеку расположен маленький городок, одноименный водохранилищу. До него добрались без приключений, однако состояние Трансальпа не обещало беспроблемного пути домой, видимо, придется заморачиваться заменой цепи и поиском покрышки в Казахстане. И если это больших проблем не вызывает, то околонулевая температура в России весьма сильно озадачивала, наверное, придется отправлять мот фурой, а самим лететь на самолете. Под это дело пошли искать тару, дабы упаковать экип при отправке и, несмотря на позднюю ночь, поиски снова увенчались успехом, теперь у нас есть огромный грязный мешок, куда уютно помещается бутылочка холодного пива.
Пришла пора завершать осеннее путешествие, в Алма-Ате нашлась недорогая транспортная, билеты на самолет были куплены по весьма вменяемой цене, значит, остается финальный рывок и еще одна граница. Боги гор вновь показывали нам сногсшибательные картины, но, чтобы жизнь не казалась медом, набросили на дорогу немного снега. Эту неприятность мы пережили и были вознаграждены – стоя на вершине перевала Ала-Бел, замерзая под ледяным ветром и таращась в ослепительно-блестящие на солнце белые шапки гор, я почувствовал, как мое сознание вновь расширилось, и я снова смог постичь крохотную частичку нашего мира, которая в масштабах одного человеческого разума огромна, словно окружающие горы.
Окончательно потеряв разум, сворачиваем в сторону от дороги и целимся вооон на ту глыбу снега, кажется, она совсем рядом. Однако горы коварны, я уже не раз приходил в себя, карабкаясь по почти отвесным склонам, в этот раз страдать пришлось Трансляпу. Перескочив через несколько ручьев и спугнув умирающего барана, видимо бедолага отбился от стада и доживает свои последние часы, упираемся в непроходимую стену камней, такая преграда отрезвляет и заставляет вернуться на трассу.
После тоннеля на перевале Тоо-Ашуу дорога идет на спуск, с каждым километром солнце начинает дарить благословенное тепло, по которому так соскучились наши тела, жаль, что жизнь полна крайностей и на равнине наступает адский жар, ехать становится совсем трудно, Лену начинает накрывать, резкие перепады высоты и температур - это не шутка. Также ситуацию осложняют местные водители (Киргизия, имхо, страна с самым диким дорожным движением), многокилометровые ремонты дорог (приходится ехать по скользким зализанным камням), топографический кретинизм (свернув возле Бишкека в сторону недействующего погранперехода дали крюк в сотню верст). Но я твердо знаю, что люди, не пасующие перед трудностями, бывают вознаграждены, вот и нам досталось персональное счастье в виде поливальной машины. Местные поливалки выбрасывают настоящее облако водяной пыли назад и в этом райском местечке получилось спрятаться от жуткой пыли и адского пекла. Ехать под дурнопахнущим душем, с дистанцией в метр, по круглым и мокрым камням? Пфф, легко, готов повторить!
Обогнав спасительную водовозку домчали до границы, очередь традиционно уходит в горизонт. Нет, сегодня стоять нет ни сил, ни желания, поэтому после пробега по встречке отправляю Лену на пешеходный участок перехода, а сам пытаюсь отодвинуть толпу казахов и киргизов от окошка паспортного контроля. Почти получилось, граждане бывших союзных республик двигаются вполне миролюбиво, конфликт возник с молодым поляком, путешествующим на джипе в компании двух хмурых барышень. Однако русский мат победил польское национальное слово, ибо запас русских слов безграничен, а пресловутое «Курва», пусть даже и повторенное тысячу раз, блекнет в сравнении с многообразием обсценной лексики родного языка. Вторая перебранка произошла в пункте досмотра, пограничники не ожидали столь громкого и агрессивного отпора на требование снять кофры, седло, пластик и мотор для тщательного поиска всяких запрещенных трав и веществ, переглянулись, молча поставили печать в важную бумажку и отошли назад.
Тупизну данного поступка я осознаю позже, а пока нас приветствует Казахстан, приветствует степями и источником ледяной воды на обочине. Почувствовав себя верблюдом и выпив пару десятков литров воды, одолели четверть тысячи верст до Алма-Аты, где и встали в непроходимую пробку. Пролезть между машинами шансов ноль, стоять под бесконечный вой вентилятора двигателя лихо, поэтому выруливаем на тротуар, интересно, а это какая тупость по счету за сегодняшний день?
Вход в отель охраняла толстая стальная дверь, решетки на окнах и весьма недвусмысленная табличка. В подтверждение подозрительной надписи на стойке регистрации оказалась совсем не девочка, а очень дружелюбная тетенька, которая посоветовала побыстрее загнать мотоцикл во внутренний двор. Хмм, а к чему такая спешка? Опять сплошные вопросы… Пожалуй, стоит поискать ответы на них, продираясь по кривым и темным улочкам в поисках едальни. Однако ни кафе, ни ответов не нашлось, нашелся лишь ларек с дошираком, но да и ладно, очередная тупость закончилась успешно, значит можно немного поспать.
Утро началось с отмывания мота, сегодня его предстоит сдавать в транспортную, чтобы он поехал домой, а мы пару дней бродили налегке в ожидании самолета. Грузовой терминал каким-то непонятным образом нашелся, хотя степень пофигизма уже зашкаливала: ездить по чужим краям без навигатора я люблю и умею, но вот без местной симки в телефоне было совсем отстойно, интернет бывает жизненно необходим. Возле логова перевозчиков обнаружились знакомые Гуси, наши памирские друзья, с которыми мы разошлись в Хороге, тоже не стали добираться своим ходом.
Наверное, вам уже надоело читать про счастливый исход неразумных поступков, и вы недоумеваете, размышляя, когда же я потрачу свой безграничный запас удачи? Поздравляю, это случилось, дешевая транспортная отказывается везти моты в Россию, требуя то оригинал ПТС, то справку от местного участкового, то кусок кожи с зада молодого дракона. Несолоно хлебавши уехали к конкурентам, они оказались более сговорчивы, но ошарашили счетом в 45000 рублей. Уехали снова, теперь уже все вместе и в гостиницу, где попытались решить проблему выпив коньяка. Забегая вперед, скажу, что коньяк был вкусный, но абсолютно бесполезный. В такую же бесполезную груду железа превратился и Трансальп, когда за пару километров до гостиницы в нем кончился бензин. Блин. А еще, вечером, по дороге в кафешку мы умудрились нарваться на каких-то гопников. Очень хотелось научить их разумному, доброму и вечному, но наверное хватит уже искать проблем, пришлось степенно ретироваться. Спланированное отступление превратилось в банальное бегство после непонятного хлопка за спиной, надеюсь это было открытое шампанское. Или салют. Но никак не выстрел, точно нет.
День следующий был точкой невозврата: или мы отправляем мот, или теряем стоимость невозвратных билетов на самолет. Дарить деньги казахским авиалиниям было жаль, поэтому пришлось заплатить отечественному ПЭКу, который любезно принял Трансляпа и даже привез его в Москву с минимальными повреждениями, всего то отломав крепление ветровика. Кажется все, дело сделано, остается провести вечер в прогулке по центру красивого города, пусть и оставившего неоднозначные впечатления. Остаток денег относится в Хард Рок Кафе, но жестокая жизнь и пустой кошелек вновь заставляют выбирать, на одной чаше весов гамбургер, а на другой бокал холодного пива. Голод победил жажду, но не убил мечту выпить пива, и она внезапно осуществилась! Официантка прервала вялое ковыряние гамбургера предложением бесплатного пива в честь какого-то там праздника и этот подарок судьбы я запомнил навсегда! Ну как тут не поверить в материальность мысли…
Спустя несколько часов древний Боинг нес нас в Москву, очередная часть Пути завершилась. Пройдет совсем немного времени и мир накроет ковидная истерия, он внезапно уменьшится, но пока под крылом проплывают горные пики, а мозг, отключаясь, перебирает картинки в очень сильно увеличившейся памяти…
P.S. «Может быть в будущем я напишу о завершении путешествия, которое прошло не очень гладко, но пока не хочется. Спасибо за внимание и до встреч на дорогах, мир обязательно переживет нынешнее безумное состояние, и мы еще катнем».
Два года назад, когда я оставлял сей рассказ незаконченным, мир накрывала эпидемиологическая истерия и он сильно схлопнулся, закрыв границы. Безумие не кончается, его становится больше, но нужно верить в лучшее, все проходит, пройдет и это, а значит рано или поздно закончатся все эпидемии и войны. И мир обязательно выстоит. Ибо он слишком хорош, даже несмотря на глупость людей, его населяющих.
Югорск - Орехово-Зуево – Москва
Март 2020- апрель 2022