⭐⭐⭐⭐
(Рейтинг: 4 из 5)
Итальянская постджазовая сцена продолжает радовать. The Elephant — это проект трех опытнейших джазменов: трубача Габриэле Мителли, вибрафониста Паскуале Мирра и ударника Кристиано Кальканиле. Они давно знают друг друга и много раз играли вместе, но студийную запись представляют публике впервые.
Про каждого из музыкантов есть что рассказать. По дискографии Кристиано Кальканиле, самого старшего из троицы, можно изучать, кто есть кто в современном итальянском джазе и за его пределами. Кальканиле — лидер нескольких импров-проектов, включая, например, посвященный наследию Дона Черри Multikulti Ensemble. В длинном списке мировых знаменитостей, с которыми играл барабанщик, значатся пианист Александр Хоукинс, саксофонист Энтони Брэкстон и американские экспериментаторы Джефф Паркер и Роб Мазурек. Паскуале Мирра — один из самых известных итальянских вибрафонистов наших дней, игравший как с видными земляками (Никола Конте, Джанлука Петрелла, Mop Mop), так и с мировыми столпами (Хамид Дрейк, Уильям Паркер, Николь Митчелл). Третий и самый молодой из участников The Elephant Габриэле Мителли с недавних пор курирует проект European Galactic Orchestra (объединение музыкантов-импровизаторов из нескольких европейских стран). В качестве сайдмена он успел поиграть с десятками уважаемых представителей итальянской и мировой импров-сцены. Именно Мителли, похоже, и есть главная организационная сила The Elephant.
Англоязычная идиома «слон в комнате» обозначает очевидное обстоятельство, о котором все знают, но предпочитают его игнорировать. В случае The Elephant уместнее было бы использовать метафору о слоне в посудной лавке — музыка трио явно не умещается в пределах джаза и всё время норовит их как-нибудь опрокинуть. Впрочем, начинается альбом непринужденно. «Cherry Juice in a Box» — тропический танец в пульсирующей оправе перкуссии. Труба Мителли призывно заводит красивую фолк-мелодию из экзотических краев. Что-то подобное мы привыкли слышать от фьючер-джазовых релизов лондонского лейбла On the Corner или же соотечественника The Elephant Рафаэле Костантино (он же Khalab) и его Hyperjazz Records. Но к следующему номеру «Awakening» об аналогиях уже думать не хочется — настолько вещь увлекает. Всё здесь впечатляет: блистательное соло на вибрафоне, захватывающая работа Кристиано Кальканиле за барабанами и заоблачная труба.
А вот далее слон начинает задевать мебель, а посуда — разлетаться осколками по джазовому помещению. «Third Ghost, Old Dreams» — сюрреалистическое сновидение, не предвещающее ничего хорошего. Музыка вырастает из ритмического хаоса и нервной обрывистой мелодии, которую обозначают труба и вибрафон. Во второй части композиции полукошмар постепенно сходит на нет, ритм замедляется и выравнивается, уступая место тихим и грустным звукам вибрафона. Композиция постепенно перетекает в пьесу «Fata Morgana», где музыканты создают инструментами картину завораживающего миража. На «Hey Mary» звучит голос звезды итальянской инди-поп-сцены Кристины Дона. Она искусно переходит с пения на декламацию, пробуждая в памяти вокал Джули Круз или Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins.
Наконец, центральная вещь альбома и главная его удача — трек «The Elephant» с участием чикагского электронщика Дэймона Локса. Это то ли коллективная медитация, то ли прямое включение из космоса. С одной стороны флейты, электроника и всяческие астральные колокольчики создают медленно колышущийся массив звука, с другой — голос Локса растекается по пространству галлюциногенным эхом в духе Sun Ra. Только в конце композиции сквозь плотные слои пробивается соло Мителли на трубе, а буквально в последние тридцать секунд вступает синтезатор Мирра — и в этот момент все кусочки мозаики соединяются, как надо.
Еще один большой гость — ветеран чикагской импров-сцены, корнетист Роб Мазурек — появляется в закрывающем альбом номере. Он тут неслучайно: каждый из участников The Elephant в какой-то момент карьеры играл с ним или записывался. Мазурек тут в необычном для себя амплуа вокалиста: он произносит программную речь в стиле поэтов-битников, пока музыканты впадают в крайности — переключаются с несущегося бурным потоком фри-джаза на умиротворяющую балладу.
«In the Room» — cимпатичнейшая работа итальянского трио на стыке жанров и эмоций. Это слон, который точно заслуживает внимания, — причем как среди поклонников, скажем, лейбла ECM, так и фанатов продукции новомодного International Anthem. Будем надеяться, что запись получит продолжение.