Найти в Дзене
Джазист слушает #1
​💽 В новой рубрике «Джазист слушает» наши постоянные авторы будут делиться впечатлениями от новых альбомов. Начинаем с рекомендаций Ильи Рассказова («Headz.FM»): Jeff Parker ETA IVtet «The Way Out of Easy» (International Anthem, 2024) Новая работа гитариста Джеффа Паркера — результат семилетней резиденции его квартета в ETA (Энфилдской теннисной академии). Сначала они развлекали состоятельных посетителей ETA джазовыми стандартами и классикой бибопа, но постепенно эти сессии выросли в настоящую достопримечательность джазовой сцены Лос-Анджелеса...
2 месяца назад
ROY AYERS (1940–2025) Принято думать, что Рой Эйерс создавал музыку для хорошего настроения — feel good music, — подразумевая, что она легкомысленна, в быстрых треках танцевальна, в балладах — предельно расслаблена. Но в его творчестве всегда было двойное дно. Многие композиции в исполнении Эйерса будто намекали на затишье перед бурей. Послушайте великолепную, восьмиминутную версию «You Send Me» Сэма Кука: на первый взгляд, это действительно благость, но грув намекает на внутреннюю драму, а струнные к концу песни переходят в поистине демонические крещендо. Рай так не звучит. Многие его фанковые вещи — такие, как мощнейший боевик «Freaky Deaky» с альбома «Let’s Do It», — вообще звучат как часть той жесткой реальности, в которой музыканту пришлось работать — окрашенной в сепию атмосферой американских 70-х. Под несколько хаотичную, тревожную ритм-секцию этого трека легко почувствовать себя даже не в сказке, не в «блэксплотейшне» (Эйерс писал музыку для фильмов этого жанра), а действительно на улицах большого города со всеми их опасностями и проблемами. Да и в той же «Everybody Loves the Sunshine» рефрен вовсе не кажется оптимистичным. Назойливый звук синтезатора ARP, сопровождающий песню, словно мешает музыке оставаться расслабленной. Эйерс часто рассказывал, что написал «Everybody Loves the Sunshine», вспоминая детство в Лос-Анджелесе, когда достаточно было выйти на улицу, чтобы погрузиться в яркий солнечный свет. Но постоянный жар солнца приносит не только радости, как и детство не бывает без тайных, иногда страшных воспоминаний. В этом кроется, пожалуй, важнейшее достоинство Роя Эйерса: он не был ослепительным показным дураком, продающим образ беспроблемной жизни. Несмотря на то, что его музыка порой звучала «фирменно», даже буржуазно, в ней всегда оставалось место для интерпретации. Это многослойное искусство, которое нельзя свести к простым словам или стилистическим ярлыкам, — оно требует внимательного слушателя, а не фонового использования. При этом Эйерс всё-таки умел дарить чистое счастье, особенно вживую. Вспоминаю его концерт в московском клубе «Б1 Maximum» в 2008 году. Несмотря на относительно большой зал, это было камерное выступление — без лишних выкрутасов, без долгих погружений в плотный грув. Музыка была аккуратной, плавной и совершенно волшебной. На дворе стоял ранний октябрь, и, кажется, тоже светило солнце. Олег Соболев
3 месяца назад
Альбом дня: Mario Rusca «4th Dimension» (Right Tempo, 2024)
⭐️⭐️⭐️⭐️ (Рейтинг: 4 из 5) Итальянский пианист Марио Руска, яркий представитель старой джазовой гвардии, начал свою карьеру еще в конце 50-х. Сейчас ему 88 лет, и он до сих пор активно выступает и записывается, а его новый альбом «4th Dimension», состоящий из джазовых стандартов и авторских композиций, заслуживает самых добрых слов. В 70-е Марио Руска был одним из резидентов легендарного миланского заведения Capolineo, которое помнит и местных джазовых героев, и многих великих иностранцев. Пианист...
3 месяца назад
Антон Горбунов «Роза ветров» (Jazzist, 2025)
Басист Антон Горбунов относится к числу наиболее авторитетных джазовых музыкантов страны, но на джазовую сцену он попал, можно сказать, через черный ход. Горбунов, уроженец города Кургана, бас-гитару осваивал самостоятельно, а музыкальное образование получил чуть ли не случайно: с учебой в техникуме на оператора ЭВМ у него не сложилось, нужно было куда-то приткнуться, и юный басист-самоучка поступил в музыкальное училище по классу кларнета. Процесс увлек его, и Антон набрал крейсерскую скорость, которая позволила ему с отличием окончить не только училище, но и Уральскую консерваторию...
3 месяца назад
Альбом дня: Steve Davis «We See» (Smoke Sessions, 2024)
⭐️⭐️⭐️⭐️  (Рейтинг: 4 из 5)  Пятеро джентльменов и одна леди на обложке представляемого нами альбома «We See» — секстет тромбониста Стива Дэвиса, записавший этот альбом 1 октября 2024 года на концерте в нью-йоркском клубе Smoke. Работа над изданием шла ударными темпами: альбом увидел свет уже 25 октября, менее чем через месяц после концерта. Дело в том, что «We See» оказался финальным релизом в серии концертных альбомов лейбла Smoke Sessions Records, посвященной 25-летию клуба и 10-летию лейбла, издающего исключительно записи, сделанные в стенах Smoke...
3 месяца назад
Альбом дня: Anna Butterss «Mighty Vertebrate» (International Anthem, 2024)
⭐⭐⭐⭐ (Рейтинг: 4 из 5) Если бы я писал не обзор альбома, а развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерсс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерсс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая в 2022 году к композиторскому творчеству, Анна сама сформулировала для себя принципы сочинения музыки. Они таковы: – я буду сочинять композиции, в которых контрабас или бас-гитара не будут выступать в роли баса; – я буду заниматься сочинением...
4 месяца назад
Альбом дня: Tord Gustavsen Trio «Seeing» (ECM, 2024)
⭐⭐⭐⭐ (Рейтинг: 4 из 5) Пару лет назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена «Opening» (ECM, 2022). Трио — в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и его постоянному партнеру, барабанщику Ярле Весперстаду, присоединился басист Стейнар Ракнес. Название «Opening» в этом смысле можно было считать символичным. И вот свежая, уже вторая работа нового трио — альбом «Seeing». Структурная близость обоих названий позволяет предположить определенную преемственность...
4 месяца назад
Альбом дня: The Necks «Bleed» (Northern Spy, 2024)
Заслуженное австралийское трио — клавишник Крис Абрахамс, контрабасист Ллойд Суонтон и перкуссионист Тони Бак — под конец минувшего года выпустило очередной студийный альбом. Это уже восемнадцатая работа коллектива за 35 лет их совместной деятельности. Название «Bleed» допускает разные варианты перевода — отсутствие предлога «to» не делает его однозначным. Но, допустим, оно символизирует процесс кровотечения. Обложка альбома изображает заросли травы: сначала кажется, что они колышутся на ветру,...
4 месяца назад
15 лучших джазовых альбомов 2024 года. Выбор «Джазиста»
Пролетел еще один год. Для «Джазиста» главным итогом 2024-го стал выпуск на одноименном лейбле шести альбомов и одного EP ведущих российских музыкантов — Аркадия Шилклопера, Андрея Кондакова, групп Sunlight, Django Friends и Excite Quintet, Алексея Подымкина и Николая Куликова и, наконец, Дмитрия Илугдина. Тем временем мы продолжали пристально следить за мировой джазовой сценой, которая, как обычно, кипела жизнью. Далеко не о всех интересных релизах мы успели рассказать, но редакция «Джазиста» выбрала те записи, которые считает необходимыми упомянуть в числе лучших...
544 читали · 4 месяца назад
Аллан Холдсуорт: человек, переигравший гитару
Илья Белоруков составил гид по творчеству одного из самых недооцененных гитаристов современности — Аллана Холдсуорта. Имя англичанина Аллана Холдсуорта ассоциируется с радикальными переменами в подходе к игре на гитаре. Уже одно название бокс-сета из двенадцати дисков с его ключевыми работами, «The Man Who Changed Guitar Forever!» (Manifesto, 2017), — «Человек, навсегда изменивший гитару», — говорит о масштабе его влияния. Это громкое описание впервые появилось в 2008 году на обложке журнала «Guitar Magazine», где красовался Холдсуорт...
419 читали · 5 месяцев назад
Дорогие подписчики «Джазиста»! Не прошло и пяти лет, как это случилось: мы запустили телеграм-канал. Подписывайтесь! https://t.me/jazz_ist
5 месяцев назад
Альбом дня: Fernando Huergo Big Band «Relentless» (Whaling City Sound, 2024)
⭐⭐⭐⭐ (Рейтинг: 4 из 5) Аргентинский басист Фернандо Уэрго до сих пор был мне знаком по альбомам его супруги, флейтистки Юлии Мусаэлян, москвички, окончившей Гнесинку, продолжившей учебу в США и выстроившей там успешную карьеру. Судьба уроженца Кордовы складывалась по похожему сценарию: он также сейчас живет и работает в США, в Бостоне, где, помимо прочего, преподает в Бёркли (как и его жена). Уэрго участвовал в записи множества альбомов в качестве сайдмена, немало у него и собственных работ, среди которых выделяется «Suite in Blue and White» (2010)...
5 месяцев назад