Найти тему
Культурная История

"Маленькие трагедии" большой чумы

То, что сотворил Сергей Векслер, поставив спектакль "Маленькие трагедии" в Московском театре иллюзии на "Сцене на Перовской" можно назвать шедевром, ибо так тонко перенести зрителя в эпоху Средневековья мало кому удавалось.

Зритель находится в самом центре средневекового театра, где деревянные подмостки и игра глаза в глаза повышают целостность восприятия и вовлечения в страсти времён рыцарей и чумы.

-2

Начинающийся с "Пира во время чумы" спектакль внезапно перерастает в фарс и длинный сумасшедший танец актёров, которые вылетают из-за кулис в диких танцах и масках. Они представляют участников фарса, который будет происходить на сцене ближайшие полтора часа. И бешеная колесница, запряжённая конём наматывает на сцене круги под упралением кучера, который преображается в Чёрного человека, который преследовал Моцарта. Он достаточно большую часть времени проводит над сценой, над кулисой за спинами участников действия, протягивая к ним руки и, словно бы играя их судьбой.

-3

Здесь нет целостности повествования. Картина одной пьесы внезапно сменяется другой, соединяя тонкой общей нитью всё повествование в одно целое.

-4

Скупой рыцарь, чахнущий над златом, неуловимо напоминающий Плюшкина не хочет оставлять наследство сыну. Благородный Альбер отказывается от услуг хитрого жида Соломона по отравлению отца. Мы видим мощное противостояние сына и отца, в котором папаша вызывает сына на дуэль. И даже Герцог не может вразумить отца.

-5

Моцарт и Сальери представлены в несколько комическом жанре. Сальери этакий бонвиван, а Моцарт наивный человек с детским взглядом на жизнь. Здесь акцент смещён не на философский спор, а на абсурдность происходящего. И Моцарт не выглядит смертельно отравленным. Он словно бы уходит, но может быть вернётся?

-6

На мой взгляд самым слабым звеном в спектакле является образ Дон Гуана. Он не похож на пылкого влюблённого, на этакого мачо, от которого сходят с ума женщины. Скорее это нытик и довольно жалкий персонаж, умоляющий, чтобы его пожалели. И то, что Донна Анна могла полюбить такого слабого человека, представляется мне из области ненаучной фантастики. А вот то, что статуя Командора раздавила его за излишнюю плаксивость в голосе мне кажется вполне хорошим вариантом его смерти.

-7

В конце спектакль снова возвращается в "Пир во время чумы", где герои предстают в противогазах, отделённые от публики лентами химзащиты. Это предупреждение о надвигающейся катастрофе, о той ядерной чуме, которая находится уже рядом с человечеством и ждёт свои миллионные жертвы.

-8

Спектакль очень красив. Костюмы и декорации выше всяких похвал. А музыка, можно сказать, делает половину этого спектакля. Я бы с удовольствием пошёл ещё раз, чтобы в полной мере насладиться этим великолепным зрелищем ещё раз, уже без фотоаппарата.

-9

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы.