Это седьмой фотоочерк о прежнем Баку. Предыдущие путешествия в прошлое можно посмотреть здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6
«Ракета» ибн «Комета»
Этот достаточно известный снимок 2002 года неизменно вызывает споры у бакинцев: ходила ли в акватории Бакинской бухты знаменитая во времена СССР "Ракета"?
Большинство считает, что такого не было. Ее не видели, да и транспорт этот речной.
На самом деле это не "Ракета", а ее подобие — "Комета", предназначенная для морских прогулок. И она действительно ходила по бухте, что доказывает уникальный снимок ниже.
Просто что-то пошло не так и единственное судно, приписанное кстати к бакинскому яхт-клубу, быстро исчезло из прибрежной акватории Баку.
Похоже, что теплоход, спроектированный в 1961 году для быстрых пассажирских перевозок на короткие расстояния, не нашел себе применения в столице Азербайджана. Палубы у него фактически нет, открытых террас тоже, а в Баку нужны прогулочные катера.
Что-то типа сегодняшних. Хотя и не на подводных крыльях, но чем-то похожих.
Снимок кинотеатра "Низами" со здания, которое никто не угадал
Фотографий кинотеатра Низами с этого ракурса море.
Есть более старые:
Или более свежие:
Но каждое обнаружение нового снимка — маленький праздник. Уж очень место аутентичное для Баку.
По нему можно наблюдать постепенное развитие города без броских изменений ландшафта.
Посмотрите на это чудо:
Какая оживленность в послевоенном Баку: люди, автомобили, спаренные вагоны трамвая...
Гастроном уже есть, а кафе "Снежинка" еще не открыто.
Оно откроется чуть позже и станет мега-популярным в первые лет 10-15.
Потом как-то резко выйдет из моды. Помню в конце 70-х, уже можно было увидеть там пустые места.
Одна из загадок Баку...
Бакинские модницы
Прелестное фото начала 50-х годов: Бакинки на фоне памятника Ахундову.
Шляпки, сумочки, меха... такое впечатление, что это постановочный кадр из художественного фильма.
Памятник Ахундову был установлен в одноименном сквере 2 мая 1930 года, а за 15 лет до этого выглядел сквер вот так:
С памятником связана известная бакинская история, которой я касался в одной из статей:
Более близкий советский период:
Строительство Морского вокзала
Фундамент зданию нового Морвокзала Баку закладывал Гейдар Алиев еще в 1968 году, а уже 1 июля 1970 года присутствовал на церемонии его открытия.
К сожалению, фотографий всего этого не сохранилось.
Вообще, снимков Морского порта советского периода практически нет. Но зато у нас есть возможность увидеть два уникума времен его строительства.
Похоже кто-то решил зафиксировать на камеру "блатной" зеркальный номер (поэтому именно он оказался в центре композиции).
Впрочем, возможно это скрины с какой-то утерянной кинохроники (попробую ее раздобыть).
Ну и в добавок, посадка на паром "Баку-Красноводск" времен строительства нового здания морского порта:
Разное
Джапаридзе
Редкое фото улицы Джапаридзе (до - Ольгинской, после - Расулзаде) — вид который открывался после выхода из подземного перехода с Бульвара.
В бытность Ольгинской это место выглядело так (на квартал дальше):
Тот же перекресток в 1976 году:
Сворачиваем по нему, и видим еще один знакомый вид:
Набережная
Именно Набережная, потому-что до Бульвара еще больше двадцати лет.
Но уже оформленная, с тротуаром и высоким парапетом
Представляете какие брызги были на Набережной во время частых бакинских штормов?
Кстати, если проецировать фотографию на предыдущую серию снимков, то идущий человек находится где-то над подземным переходом.
Видимо море в то время отступало сильными темпами, потому-что через 28 лет это место будет выглядеть совсем по другому.
Практически один в один та же точка, но еще на 50 метров дальше "в море" и на 73 года ближе к современности:
Отсюда же, но в обратную сторону:
Исследуемый район с высоты птичьего полета: