Продолжаем визуальное путешествие в прошлое Баку.
На этот раз практически нет снимков вызывающих ностальгические воспоминания (хотя я понимаю, что это наиболее востребованный формат).
Мне все-таки не хотелось бы переходить на чисто такие публикации в ущерб информативности. Так что извините, если кому не по душе углубление в историю города предыдущих поколений.
Предыдущие статьи цикла: 1, 2, 3, 4
Яхты в Бакинской бухте
Сегодня, слово "яхта" ассоциируется с роскошью и богатством, но мы помним времена, когда его смысл не был испорчен гламурными журналами. Для нас яхты были крошечными парусниками "летящими" по бухте под свежим бакинским ветром.
Не знаю почему, но вы наверное согласитесь, что яхты идущие вдоль Бульвара всегда вызывали теплые чувства.
А это вообще шикарный снимок:
Не знаю, когда он снят по времени. Возможно раньше первого.
Еще о бухте
Есть ряд известных снимков Баку, сделанных Александром Ульским в 1861 году. Они считают первыми фотографическими изображениями города.
Я о них писал:
Менее известно фото 1890 года, сделанное с борта судна идущего к бакинским причалам.
Море все еще так же близко к городу, но вместо крепостных стен, уже построены первые двухэтажные дома.
Еще через 20 лет, начнется строительство строительство Бульвара (1909) и дома Гаджинского (1910-1914) — панорама Набережной изменится до неузнаваемости.
Бульвару 20 лет, он еще совсем узкий, но уже достаточно заросший зеленью. Видны праздные бакинцы первой трети прошлого века.
Известный памятник и здание за ним
Баку и Азербайджан стали первыми в мусульманском мире по многим параметрам, фактически являясь локомотивом "светкости" на Востоке. Именно Баку впервые показал, как можно удачно сочетать современное развитие общества и Ислам.
Одним из первых шагов в этом направлении стал отказ бакинок от чадры и получение образования в светских учебных заведениях.
Напомню, что равные избирательные права женщины получили еще при Азербайджанской Демократической Республике (1918-1920). Став первыми не только в мусульманском мире, но и намного раньше "демократических" стран. Например, во Франции это произошло в 1944 году.
Поэтому памятник, посвященный первым азербайджанкам прокладывающим нелегкий путь к своим правам назрел давно. Его и создали после войны.
Назывался он "Азербайджанская женщина" и был из гипса. В 1957 году приняли решение перевести его в металл. Статуя стала называться "Свобода". Наконец в 1960 году, в Ленинграде, заказали ее большую копию, которая была отлита из бронзы и получила название "Памятник Освобожденной женщине".
Это уникальный снимок. Других снимков с таким видом не существует.
Потому-что через пять лет начнется строительство 17-этажного (для Баку уникального) здания "Оргтехстроя".
Пять лет длилось его строительство.
Потом рядом открылось метро "Низами" и старый вид, сохранившийся в единственной фотографии, ушел в прошлое.
Теперь уже и позднесоветского вида нет.
"Освобожденная женщина" стоит на фоне красивого современного здания пережив три трансформации ландшафта.
Пристань и яхт-клуб
В конце 19 века государственные пристани Баку находились в районе будущей площади Азнефть.
На снимке погрузка пассажиров на пароход, идущий в Красноводск:
Я не ошибся назвав Красноводск "Красноводском". Не смотря на кажущееся советское название, он таким был с момента своего основания в 1869 году.
В то время, причалы, принадлежащие городу, не разделялись на пассажирские и грузовые, поэтому все было в куче.
Тут же рядом, метрах в 30 в сторону Девичьей Башни, находился причал старой бакинской таможни.
После первого расширения Бульвара, он будет наполовину засыпан землей.
Вся видимая на фото часть таможенного причала, в том числе точка съемки, сегодня находится внутри современной Набережной.
Но в 20-е годы, его значительная оставалась в воде и на ней возник яхт-клуб "Водник":
То же самое время и место, что на снимке с домом Гаджинского, только немного другой ракурс.
Еще дальше, располагались Бакинские купальни.
На общей панораме города это выглядело примерно так: