Часть 5
Когда во второй половине X века в Европе улеглась, наконец, пыль после завоеваний Карла Великого, а потом раздела его империи между внуками и правнуками, карта её стала выглядеть весьма любопытно. На юго-западе, в Иберии, больше нет королевства вестготов, которое полностью захватили мавры. В остальном же Европа почти полностью христианская.
Сразу за Иберией на север — бывшее королевство франков, ныне Франция, говорящая уже не на германском наречии, а на испорченной латыни, будущем французском языке. Восточнее раскинулась на весь центр Европы Священная Римская империя — довольно лоскутное образование, состоящее не только из германских, но и итальянских и западнославянских княжеств. На севере же и северо-востоке постепенно отходят от буйства, принимают христианство и остепеняются, создавая свои государства, ещё пару веков назад приводившие в ужас всю Европу викинги.
Ну а через пролив Ла-Манш и дальше на север и запад — Англия и Ирландия. Они очень рано обособились от остальной Европы в культурном отношении и стали национальными государствами. Конечно, и после смерти Альфреда Великого в Англии ещё остался Данелаг — область датского права, сохранившаяся со времён попыток данов и викингов овладеть всей Британией, но и Данелагу уже недолго осталось.
А вот в Священной Римской империи конфликты между княжествами оказались постоянными — даже на фоне викингов немецкие князья казались буйными. Одной только общей религии для объединения лоскутной империи было недостаточно, однако, как ни парадоксально, именно империя и была основным «поставщиком» христианства в Европе. Именно из Германии миссионеры шли и на север, к викингам, и на восток, к западным славянам. А вместе с христианством приходили и монахи, основывая монастыри, возвращая, хоть и вульгарную, но латынь, и летописную традицию тёмные века Европы заканчивались.
При этом если Священная Римская империя была в Европе источником христианства, то источником стабильности и хотя бы относительного благополучия были первые национальные государства Франция и Англия с Ирландией. Формально её короли, будучи христианами, признавали власть римского папы, но только в вопросах церковной жизни. В вопросах же государственного управления они были суверенными правителями — сами устанавливали законы на своей территории и сами решали, как жить их подданным.
Государства стали именно национальными — если в начале Тёмных веков что в королевстве Меровингов, что в государствах остготов в Италии и вестготов в Иберии племенная знать покорителей отделяла себя от покорённых местных племён в том числе на уровне языка, то полтысячелетия Тёмных веков послужили своего рода «плавильным котлом».
Изначально пришлые германцы больше не воспринимали себя как завоевателей, а местные племена — как источник дани. Да и местных племён уже, по сути, не осталось — бывшие завоеватели и бывшие покорённые племена теперь говорили на одном языке и воспринимали себя как единое целое. Знать X века, в отличие от dux bellorum занималась не только сбором налогов, но и обеспечением безопасности — своей, а заодно и подданных, и от соседей, и от пришлых норманнов. Круг замкнулся — начавшись с распада Римской империи как прототипа национального государства, Тёмные века завершились появлением настоящих национальных государств.
Впрочем, идиллия в Европе отнюдь не установилась — впереди было ещё немало неприятностей — как природных, вроде засух, вызванного ими голода и эпидемий, так и «рукотворных» — войн, инквизиции и Реформации. Но вот чего больше не случалось, даже после Чёрной смерти и Тридцатилетней войны — так это полного распада культуры вплоть до утраты летописной традиции.