История эта случилась "ранней весной тысяча девятьсот сорок третьего года. По ночам зарево полыхало над крымскими лесами, в которых укрывались партизаны. У моря в Алуште и Ялте гулко стучали по разбитым тротуарам каблуки фашистских офицеров и полицейских", а поведал её Александр Шалимов в рассказе Беглец, опубликованном в сборнике Тайна гремящей расщелины в 1962 году. Хотя это была лишь первая фантастическая книжка писателя, но вышла она в серии БПиНФ, так называемой "рамке", или, если угодно "золотой рамке", с оформлением художника Николая Кострова. Автор принадлежит к числу фантастов-фронтовиков, так что о войне знал не понаслышке, награждён двумя медалями "За боевые заслуги", после освобождения Варшавы его подразделение было включено в состав Войска польского, в котором пришлось послужить немало времени после окончания войны, награждён пятью(!) польскими орденами. Словом биография его может сама послужить основой фантастической книги.
Рассказ Беглец оказался интересен издателям и читателям, и публиковался в последующие годы не менее пяти раз. Более к военной тематике Шалимов не обращался, Итак, летом 1943 года дядька Митрофан, от лица которого ведётся повествование, встретил юношу в странной одежде, дезориентированного во времени и пространстве. Альбин, так зовут героя рассказа, оказывается беглецом из далёкого будущего, совершившем тяжкий проступок и терзаемым муками совести. Беглец из будущего познаёт реалии того времени, о котором сказано: год... поганый; люди его крепко запомнят — военный тысяча девятьсот сорок третий год.:
... о многом я знал раньше. Но действительность оказалась в тысячи раз проще и… страшнее. До чего я был наивен, Кузьмич! Чтобы понять по-настоящему, недостаточно знать, надо видеть, участвовать самому… А я связан; связан понятиями и законами иного мира. Я лишен права вмешаться, И это ужаснее всего… Но Альбин, как и герой другого классического романа, вышедшего на пару лет позже, не может не вмешаться и вступает в прямое столкновение с оккупантами:
Вспышка, более яркая, чем солнечный луч, заставила зажмуриться. Что-то зашипело, как рассерженная змея. Прозвучал краткий, прервавшийся стон, снова шипенье, тяжелые удары упавших тел, и… тишина. В воздухе сильно запахло озоном, как после близкого удара молнии. Немцы лежали на песчаной дороге. У солдат почернели лица под сожженными касками. Стволы автоматов свернулись спиралью. Тело подофицера было наполовину обуглено.
Рефлексируя, Альбин осознаёт значение времени в котором оказался:
— Что за время, — шепнул Альбин и, помолчав, тихо добавил: — Сколько надо было силы и великого мужества, чтобы выдержать и пройти весь путь. Я склоняюсь перед вами, люди, о которых прежде не знал ничего… Как ничтожна тоска и боль одного человека перед страданиями и борьбой народа!
Всё заканчивается happy endом. Проступок Альбина не нанёс особого вреда, девушка его дождалась, а самого беглеца вернули в его время, только позабыли личный аппарат переноса во времени. В итоге пафос истории несколько снижает комическая концовка, когда примеривший амуницию путешественника во времени рассказчик нажимает кнопку и исчезает где-то далеко в грядущем.
P.S. Интересен момент, когда Альбин, рассматривая домашнюю библиотечку дядьки Митрофана, говорит об эволюции книгоиздания: Книга скоро утратит свою роль сокровищницы человеческого опыта и знаний. Магнитные и электронные записи гораздо удобнее. Книги будут интересовать лишь лингвистов, историков, да коллекционеров. Кстати, Альбин узнал некоторые книги в домашней библиотеке дядьки Митрофана, только автор называть их не стал: пройдут столетия, и некоторые из этих книг станут большой редкостью. За ними будут охотиться исторические библиотеки, музеи, любители старины. И даже не всегда за тем, чтобы их читать. ... Вот эта, например, она станет настоящим сокровищем для собирателей редкостей. ...она станет уникальной, бесценной… Библиотеки, имеющие такую книгу, будут вправе гордится. Ее написал кровью сердца мудрый человек в годы Великой Перестройки. Ее будут хранить среди других редкостей во дворце из металла и стекла, куда не проникает жара и холод, влага и пыль…