Не сразу, ох, не с первой страницы мне удалось поймать нужный ритм этого чуть сбивчивого, красивого романа. Но, стоило втянуться, как меня неторопливо закачали волны истории, прямо-таки призывая узнать чуточку больше, перевернуть еще одну главу.
«Упражнения» - это летопись жизни довольно обычного человека на фоне важнейших исторических событий: от падения берлинской стены до трагедии в Чернобыле, и, наконец, эпидемии коронавируса.
Первый раз я встретила Роланда, когда его бросила жена, оставив с маленьким ребенком на руках. Она исчезла одним днем, не давая о себе знать, лишь прислав несколько открыток. Исчезла настолько усердно, что полиция начала подозревать Роланда в том, что он убил и закопал жену, разыгрывая теперь из себя жертву.
Но со временем мы узнаем о герое куда больше. И то, что он, сын военного, в одиннадцать лет оказался в школе-интернате в Англии, далеко от родных. И то, что его одиночество, хрупкость и талант к игре на фортепьяно вызвали в его учительнице совсем не материнские чувства. И так год за годом, широким шагом от одиннадцати до семидесяти, проживая и личные боли, и боли всего мира.
Роланд из тех неуверенных и надломленных людей, чьи амбиции всегда куда больше желания вкладываться. Его жизнь множество раз могла сложиться иначе: он мог стать великим пианистом, мог стать неплохим писателем, мог стать профессиональным теннисистом, мог... Впрочем, многим судьба подкидывает подобные развилки, но немногие успевают их заметить. Роланд из тех, кто замечает, и время от времени страдает из-за этого в поиске оправданий из прожитой жизни.
Почти все, что случается с тобой в жизни, забывается. Надо было вести дневник. Так заведи его сейчас! Прошлое наполняется пробелами, а настоящее, прикосновения и ароматы, и звуки вот этого момента на кончиках твоих пальцев - "Девушка из Ипанемы" - тоже скоро исчезнут.
История не существует в вакууме: Роланд провозил друзьям из Восточного Берлина книги и пластинки, праздновал падение стены вместе с остальным миром, читал дневники своей тещи о движении «Белая роза», заклеивал окна пленкой и скупал йод в страхе, что радиоактивное облако доберется до Лондона... О его жизни невозможно рассказывать без упоминания этих событий, ведь они и есть часть его жизни.
Приятно, что Макьюэн не морализаторствует и не призывает занимать сторон. Он лишь рассказывает о человеческой жизни, полной ошибок и решений. Он не призывает осуждать учительницу (даже если и стоит), сбежавшую жену или же самого Роланда. Он приглашает лишь проследить.
Это действительно «Большой роман», во всех смыслах. Объемный, неспешный, с особой искренностью и тактом, масштабный и интригующий. Я провела несколько прекрасных дней в путешествии по чужой жизни и осталась под впечатлением.
Нельзя портить хорошую повесть, превращая её в моральные упражнения.
Мне понравилась его слоистость: можно шокировано бурчать об очевидно неправильном романе подростка и учительницы, а затем и обвинять мать в том, что бросила ребенка. Можно отметить некоторую зеркальность классического поведения общества: именно жена выбирает бросить семью и оборвать все связи ради успешной карьеры. Можно считать в книге несчастных женщин и мужчин и рассуждать, что жить в целом непросто. Можно злорадствовать о проигрышах и радоваться победам, рассуждать о невыученных уроках и не до конца проделанных упражнениях. Можно читать роман как семейную сагу, а можно воспринимать его философским романом о рамках и свободе. Бесчисленное количество этих «Можно». И это прекрасно.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.