История Global Skating Academy началась в марте 2023 года. Тогда же стало известно, что соучредителем организации стал почетный вице-президент ISU Александр Лакерник, а одним из главных ее партнеров будет Этери Тутберидзе. Заявлялось, что GSA займется организацией мастер-классов на международных площадках с участием известных российских специалистов при поддержке иностранных друзей.
В их числе значились бывшая представительница техкома ISU, экс-судья Рита Зоннеркейн (Бельгия) и вице-президент Федерации фигурного катания Австрии Эвелин Россоухи-Шнайдер. Как мне говорили знающие люди, Зоннеркейн была одной из немногих иностранных функционеров, не отвернувшихся от России после начала всем известных событий, а австрийская федерация уже довольно давно считается лояльной к ФФККР. В том числе поэтому на конгрессах ISU австрийцы часто выступают одним блоком с нашей делегацией.
Поэтому выбор данных специалистов никого особо не удивил – ни здесь, ни «там». И все же определенный переполох за рубежом возник. Причиной тому стало намерение GSA заняться организацией клубных соревнований по фигурному катанию, в чем иностранцы увидели попытки России обойти санкции на участие в международных стартах. Реакция последовала довольно быстро – представители двух европейских федераций в разговоре со мной подтвердили подачу жалобы на имя вице-президента ISU по фигурке Бенуа Лавуа с требованием разобраться и навести порядок, а сборная Бельгии решила уволить Зоннеркейн с поста тимлидера на чемпионате мира – 2023.
Сейчас имена иностранных специалистов с официального сайта GSA исчезли. Список соучредителей теперь выглядит следующим образом:
Впрочем, Зоннеркейн так или иначе продолжает участвовать в жизни организации. Ее фамилию упомянул Александр Лакерник в недавнем интервью агентству ТАСС в контексте предстоящего семинара организации. При этом, учитывая, что ранее бельгийскую судью представляли как президента GSA (Россоухи-Шнайдер была вице-президентом), можно предположить, что после критики со стороны европейцев в этом отношении произошли изменения.
А вот перечень тренеров, с кем сотрудничает компания. Обратите внимание на Раймо Рейнсалу (Латвия) – он единственный иностранный специалист в этом списке:
А что насчет соревнований? К сожалению, все печально. На текущий момент за полгода состоялись лишь 2 турнира, еще 2 были отменены. Оба прошедших старта принимал Ташкент:
Первый из них (проходил с 27 по 29 октября 2023 года) получился самым представительным. К примеру, у юниорок – пока что самой старшей возрастной группы GSA – выступали Анастасия Марасанова и Агата Петрова:
А у юниоров – наш перспективный одиночник Иван Рамзенков:
Второй же турнир (23-25 февраля 2024 года) получился куда менее представительным – парней-юниоров набрать вообще не смогли, а у девочек из трех участниц самой звездной была Варвара Короткова:
Вполне возможно, что причиной тому стало появление обязательного взноса за участие во втором ташкентском турнире. Да, 100 долларов – сумма не очень большая, но все ж таки копейка рубль бережет:
Куда лучше у GSA идут сборы и мастер-классы. Они необходимы нашим тренерам, чтобы иметь возможность выезжать за границу и вести коммуникацию с иностранным сообществом. Изоляция хороша только на словах, на деле же от нее страдают все – и если есть возможность хоть как-то ее обойти, то почему бы и нет?
Впрочем, и здесь не обходится без изъянов. Так, один из трех заявленных на 2024 год кэмпов организации уже успел отмениться.
Все указывает на то, что за год Global Skating Academy не удалось как следует продвинуть ни клубную систему в мировой фигурке, ни даже вовлечь в нее наших ведущих фигуристов. И это очень странно – неужели нельзя было позвать, скажем, Елену Костылеву и Маргариту Базылюк? У нас огромное количество сильных юниоров, которым просто необходимо показывать себя везде, где только можно. Да и вашим соревнованиям просто необходима медийная поддержка, чтобы вас воспринимали всерьез. Или они что, отказываются ехать? Или вы не зовете? А почему? А почему если наши звезды на турнирах GSA не представлены, туда должны заявляться известные иностранцы?
Со стороны кажется, что под давлением извне и под влиянием какой-то внутренней самоцензуры мы просто не можем создать что-то глобальное в этом направлении. Или, может, не решаемся… Но в любом случае это слабо вяжется со словами боссов ФФККР о горячем желании России организовывать клубные турниры.
Вот хотели создать "Битву школ" – ее и создали. За пару сезонов формат прижился, и теперь за ним действительно интересно наблюдать. Тоже ведь, кстати, клубный турнир-то. Но у GSA на что-то подобное, похоже, пока банально не хватает мощностей.