Впервые банкноты номиналом в 5 000 и 10 000 лир появились спустя несколько лет после окончания Второй Мировой войны в связи со сложной экономической обстановкой в разрушенной войной стране. До этого закон 1910 года ограничивал максимальный номинал выпускаемых Банком Италии денежных знаков тысячным номиналом. Однако высокая послевоенная инфляция сделала это ограничение бесполезным и закон 1948 года санкционировал выпуск в обращение знаков в 5 000 и 10 000 лир.
При подготовке новых купюр был выбран было взят потрясающий по оформлению рисунок художника Джованни Капранези, который был автором, в частности, изъятых из обращения купюр в 1 000 лир, который получил условное название «Морские королевы» - на самом видном месте были изображены две женщины, олицетворяющие старинные итальянские морские державы, Венецию и Геную, одетые на средневековый манер, облокотившиеся на щиты с изображениями гербов этих городов.
На обороте — стилизованные под скульптурную группу аллегорические фигуры, изображающие сельское хозяйство, торговлю и промышленность.
Печатные формы для этих купюр использовали для выпуска новых купюр крупных номиналов, с той разницей, что было изменено их цветовое решение и сюжет рисунка оборотной стороны, поскольку было решено, что аллегорические фигуры — это уже вчерашний день и их надо бы заменить чем-то другим. На их место поместили портреты, выполненные в стиле античных камей. В остальном, купюры не отличались от тысячного билета.
На знаке в 5 000 лир изобразили женский портрет с венком в причёске — аллегорический образ Италии (хотя есть версия, что это изображена римская богиня Флора).
На билет в 10 000 лир был помещён портрет великого итальянского поэта Данте Алигьери, взятый со старинной картины.
Серия новых купюр получила более правильное название «Морские республики» - новая итальянская конституция упразднила монархию, да к тому же ни Генуя, ни Венеция никогда и не были королевствами.
«Это были просто замечательные деньги, вряд ли кто-то сделал бы лучше. Их было приятно держать в руках, они производили впечатление солидности и надёжности».
Но тут грянул скандал. Челеста Капранези, дочь уже к тому времени умершего художника, обратилась в суд, обвиняя Банк Италии в несанкционированном изменении сделанных её отцом эскизов, дескать, это нанесло огромный ущерб памяти отца. Ущерб адвокат оценили ни много, ни мало в 15 000 000 лир; к тому же истец потребовал уничтожить выпущенные банкноты. В ходе рассмотрения дела стороны пришли к соглашению «почтить память умершего художника соответствующим пожертвованием» и продолжить печатать новые купюры.
Неприятности с «Морским республиками» на этом не закончились: газеты неоднократно провоцировали слухи о скором изъятии этих купюр, якобы они «неприятны обществу, так как их дизайн разработан ещё при фашистах и напоминает о фашистском прошлом». Ставили в вину и большой формат билетов (23 на 12 сантиметров), из-за которого их трудно использовать.
Однако же, эти купюры много лет исправно обслуживали нужды итальянской экономики. Замену им нашли только в начале 1960-х годов, когда понадобились купюры более современного дизайна, лучше защищённые от подделок. Гордых морских королев заменили портреты великих итальянцев.
см. также: