В середине сентября пора уже представлять традиционную осеннюю подборку полотен русских художников, правда традиция, как оказалось, прерывалась год назад, так как предыдущие тематические публикации выходили в далеком 2023-м году:
Первым живописцем будет "лесной царь" (по определению его современников) или, я бы сказал, "лесной богатырь" Иван Иванович Шишкин (1832-1898) и его осенние полотна. Конечно же, на них мы увидим чистый пейзаж, природу во всем ее осеннем великолепии. Хотел написать "увядающем", но понял, что ведь это только наше восприятие, природа всегда остается живой и всепребывающей, вопрос только в ее проявлении для нас. Но довольно философии - давайте взглянем на полотна:
Обратите внимание на подпись на последней картине - "сад Лаваля". Находился он на Аптекарском острове Петербурга и пребывал в то время в довольно-таки запущенном состоянии - я упоминал об этом факте в одной из своих небольших живописных заметок. Дни былой славы дачи семьи Лаваль ушли в небытие, а ведь именно ее описывал в своем неоконченном произведении "Гости съезжались на дачу" "наше всё" Александр Сергеевич. Впоследствии территория огромного дачного парка будет распродана и застроена, да и само здание дачи тоже канет в лету... Но теперь вы будете знать о чем речь, когда увидите подобную подпись на некоторых (это не единственный экземпляр) картинах Шишкина.
Следующим пейзажистом, который представит нам свои осенние работы (представлю я, конечно, но для красоты слога пусть будет так) будет Николай Никанорович Дубовской (1859-1918). Не раз уже его работы появлялись на канале, единственное чего так и не было - это полноценной статьи о нем, хотя, вы знаете, у меня вообще немало таких задумок, убранных в долгий ящик творчества, поджидающих своего часа...
При жизни Дубовской был наиболее известен как искусный маринист, поэтому именно в его творчестве найдется любопытный поджанр "осенней марины", которую вы сможете оценить:
Далее у нас будет художник, статью о судьбе которого мне все-таки удалось написать не так давно, на случай если вы вдруг пропустили публикацию о Константине Яковлевиче Крыжицком (1858-1911), публикую эту ссылку:
Любопытно, что первые две картины являются повторениями одного и того же сюжета, но с различной цветовой гаммой репродукций, которая приводит к забавной ситуации, когда возникают вопросы относительно отображенного времени года. В самом деле, взгляните на первое изображение - можно ведь подумать, что перед нами весна с желто-зелеными "сережками" берез... Но вторая картина расставляет все точки над i и отметает все сомнения:
Подобного разночтения точно не наблюдается в последней акварельной работе мастера этой техники - не зря же Крыжицкий был одним из деятельнейших участников Общества русских акварелистов.
Всех последующих живописцев объединяет то, что они покинули родную страну и продолжили творить зарубежом, у каждого из них были свои причины для такого решения, как и его последствия. В случае со Станиславом Юлиановичем Жуковским (1873-1944) однозначно можно утверждать, что решение сие было в большей степени вынужденным, и, покинув навсегда Россию, он неизменно тепло вспоминал о ней в своих письмам родным.
На последней картине изображена звенигородская усадьба Рождествено, усадебный дом Голицыных, где художник работал в последние годы существования Российской империи (и первые годы республики). До наших дней усадьба не сохранилась, была уничтожена в ходе Великой Отечественной войны.
Следующий художник тоже эмигрировал из страны, так как не был востребован на родине, после смены режима в 1917 году. В Европе же, куда он и подался вместе с супругой, было все иначе - его работы были популярны и хорошо продавались. Речь идет о Константине Ивановиче Горбатове (1876-1945), настало время рассмотреть его импрессионистские живописные работы:
Завершать сегодняшнюю подборку будет Георгий Александрович Лапшин (1885-1950), еще до революции много времени проводивший во Франции, куда он, вполне логично, и отправился в 1922 году, став там "Жоржем" и обращаясь к родине только в сюжетах для своих картин. Сюжеты эти, надо сказать, были довольно-таки популярны и весьма хорошо продавались в Европе, позволяя их автору, как минимум, не бедствовать.
Если первый пейзаж вам показался смутно знакомым, то неудивительно, ведь на канале как-то выходила заметка с картиной Лапшина схожей композиции.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.