Найти в Дзене
История живописи

Осень золотая и не только на картинах русских художников

В начале сентября я вам уже представлял подборку полотен на осенний сюжет, почему бы в начале октября, когда близится уже любимая многими "золотая осень", не показать вам очередную коллекцию русской живописи на заданную тематику?.. Если вы вдруг пропустили предыдущую публикацию, то для вас публикую ссылку на упомянутую статью:

Сегодня мы с вами начнем с "просто мужика в искусстве" Ефима Ефимовича Волкова. При этом автор данного определения и коллега художника, Яков Минченков, отмечал, что "люди, соприкасавшиеся с природой, бродившие на охоте по болотам, опушкам леса, лугам, хотя бы случайно наблюдавшие утренние, вечерние зори и не искушенные в тонкостях искусства, любили пейзажи Волкова".

"Октябрь", Е.Е. Волков, 1883. Третьяковская галерея, Москва.
"Октябрь", Е.Е. Волков, 1883. Третьяковская галерея, Москва.
"Начало осени. Пейзаж с рекой", Е.Е. Волков, начало XX в. Частное собрание.
"Начало осени. Пейзаж с рекой", Е.Е. Волков, начало XX в. Частное собрание.
"Ручей в лесу", Е.Е. Волков, 1900-е. Частное собрание.
"Ручей в лесу", Е.Е. Волков, 1900-е. Частное собрание.

Глядя на картины Волкова вообще и на эти в частности, пожалуй, скорее согласишься с автором книги, оставившим свои любопытные воспоминания о членах Товарищества передвижников, отрывки из которых я часто привожу в своих статьях. При этом, на мой взгляд, остается спорным мнение Минченкова о том, что картины художника-самоучки (или "недоучки", ведь он закончил только школу Общества поощрения художеств, правда досрочно) покупала в основном "нетребовательная публика". Мне все же показалось, что это немного, знаете ли, "взгляд свысока", хотя, возможно, я и неправ.

Следующим живописцем у нас будет Константин Яковлевич Крыжицкий, трагически пострадавшим в конце своей жизни, если не от взгляда свысока, то точно от косого взгляда. Но об этой истории, постараюсь рассказать в другой раз (если вы вдруг о ней не знаете), а сейчас давайте просто насладимся его осенними пейзажами:

"Парк в Лазенках", К.Я. Крыжицкий, 1886. Тверская областная картинная галерея.
"Парк в Лазенках", К.Я. Крыжицкий, 1886. Тверская областная картинная галерея.
"Золотая осень", К.Я. Крыжицкий, 1907. Частное собрание.
"Золотая осень", К.Я. Крыжицкий, 1907. Частное собрание.
"Осень", К.Я, Крыжицкий, 1900-е. Новгородский музей-заповедник.
"Осень", К.Я, Крыжицкий, 1900-е. Новгородский музей-заповедник.

Замечательные работы, не так ли?.. И лично у меня не возникло какой-то ноющей тоски, как это бывает, скажем при взгляде на полотна Саврасова. Я бы сказал, что перед нами "чистая, ясная осень", быть может, только с легким налетом меланхолии, но не более того. И это замечательно и то, что нужно, особенно учитывая, что серый ноябрь еще впереди...

Далее у нас будет Исаак Ильич Левитан. Долгое время осенние подборки полотен по неведомым (читателю, по крайней мере) причинам обходились без его работ и пора уже исправлять эту ситуацию. Думаю, что самую известную картину Левитана "Золотая осень" видел каждый, поэтому постараюсь показать вам менее известные работы мастера лирического пейзажа на данный сюжет:

"Золотая осень. Слободка", И.И. Левитан, 1889. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Золотая осень. Слободка", И.И. Левитан, 1889. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Осенний пейзаж", И.И. Левитан, 1880-е. Художественный музей Латвии, Рига.
"Осенний пейзаж", И.И. Левитан, 1880-е. Художественный музей Латвии, Рига.
"Октябрь. Осень", И.И. Левитан, 1891. Самарский областной художественный музей.
"Октябрь. Осень", И.И. Левитан, 1891. Самарский областной художественный музей.
"Осень", И.И. Левитан, 1890-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
"Осень", И.И. Левитан, 1890-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Приведу здесь цитату известного писателя Константина Паустовского:

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...

Завершающим у нас будет один из учеников Левитана - художник и иллюстратор Михаил Маркианович Гермашев, успех к которому пришел достаточно рано, ведь его первую картину ("Снег выпал") купил Павел Третьяков еще когда художник обучался в Московском училище живописи и ваяния. Любопытно, что и в дальнейшем работы Гермашева будут оказываться в коллекциях состоятельных меценатов и коллекционеров, именно поэтому во многих публикациях, посвященных живописцу, напишут, что его картины "пользовались большим спросом у солидных любителей пейзажной живописи".

"Осенний пейзаж с домиком", М.М. Гермашев. Иркутский областной художественный музей.
"Осенний пейзаж с домиком", М.М. Гермашев. Иркутский областной художественный музей.
"Осенний пейзаж с церковью", М.М, Гермашев. Частное собрание.
"Осенний пейзаж с церковью", М.М, Гермашев. Частное собрание.
"Поздняя осень", М.М, Гермашев, 1911. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"Поздняя осень", М.М, Гермашев, 1911. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях.