Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
В конце марта 1096 года из самых разных областей Пикардии и Лотарингии в общем направлении на юго-восток выступили первые группы паломников, отправившиеся на Святую Землю под предводительством Петра Амьенского. Так началось событие, которое позже получит название «Народного крестового похода».
Историки ХIХ и ХХ веков очень часто используют термины «Крестьянский поход» или «Поход бедноты». Оба этих определения не совсем верны, точны и политкорректны. Далеко не все те люди, что откликнулись на призыв Петра Пустынника, были крестьянами и отнюдь не все они поголовно были бедными, а тем более нищими.
Среди паломников первой волны было немало жителей городов, представителей духовенства, рыцарского и даже дворянского сословия. Что касается благосостояния участников «Народного крестового похода», то достаточно большое количество первопроходцев перед тем, как тронуться в путь, распродали своё имущество или оставили его на попечение родственников и доверенных лиц.
Среди сподвижников и последователей Петра Амьенского были те, кого можно отнести к категории лиц со «средним прожиточным минимумом». Пусть редко, но всё-таки среди паломников, на которых учёные мужи навесили ярлык «неимущих бедняков» попадались вполне состоятельные и даже зажиточные «пилигримы-народники».
Зачастую в далёкие и неведомые страны «ходоки из народа» отправлялись в буквальном смысле всем миром – семьями, артелями, целыми деревнями и даже крестьянскими общинами. Кто-то нёс свою поклажу на спине, а кто-то в руках. Некоторые смастерили себе одноколёсные примитивные тачки. Отдельные странники вскладчину или индивидуально приобретали (изготовляли) телеги, арбы, повозки и прочие средства передвижения, запрягая в них быков, волов, мулов. Те, у кого не имелось тягловой скотины и денег на её покупку, нередко сами впрягались и тянули свои возы, пока хватало сил и возможности.
Взору изумленных свидетелей представали бесконечные толпы путешественников, одержимо стремящихся любой ценой достичь святого и расчудесного града Иерусалима. Один из хронистов, воочию наблюдавший за маршем одной из таких бродячих колонн, позже поделился своими впечатлениями: «…словно неслыханная глупость овладела этими безумствующими людьми, так как они, оставив надёжное ради призрачного напрасно покидали своё место рождения, устремляясь к Земле Обетованной, отказываясь от своего имущества и с вожделением взирая на чужое…»[1].
В первоисточниках общее количество паломников, покинувших пределы Франции, чаще всего определяется цифрой 60 000. На современном этапе изучения эпохи Крестовых походов среди историков-медиевистов принято считать, что первоначально за Пустынником последовало порядка 15 000 человек.
На первый взгляд цифра совсем небольшая. Однако не стоит забывать, что речь идёт о конце ХI века, когда на всей территории современной Франции проживало 3,5 млн. человек. Население Парижа с окрестными поселениями на тот момент едва достигало 20 000 человек, а в Лондоне проживало не более 15 000 коренных горожан.
Необходимо учитывать, что 15 000 человек – это отправная (стартовая) точка отсчёта. По мере продвижения к первой из намеченных целей – Константинополю к «народным ходокам» практически в каждом населенном пункте присоединялись толпы желающих отправиться на Святую Землю. Количество паломников в прямом смысле ежедневно увеличивалось на десятки и сотни людей. Если это позволяла ситуация, то Пётр Амьенский охотно проповедовал (особенно в городах), преумножая число своих последователей.
Разумеется, столь стихийное, непродуманное заранее, абсолютно неуправляемое массовое движение не избежало санитарных потерь и безвозвратной убыли. В дальний путь отправились представители практически всех возрастов – от младенцев, которых непрактичные и рискованные мамаши несли на руках, до дряхлых старцев. Среди паломников находились также сотни немощных и больных людей, которые наивно надеялись исцелиться, оказавшись в Святых местах. При таком положении дел, неудивительно, что количество отставших странников, которые плелись в арьергарде, множилось день ото дня.
Скопление сотен и тысяч людей в условиях полнейшей антисанитарии и отсутствия малейших понятий о личной и общественной гигиене быстро привело к тому, что и среди паломников, и в той местности, где они делали остановки, привалы и ночёвки, постоянно возникали вспышки инфекционных заболеваний.
Те немногочисленные запасы продовольствия, которые имелись у путников в начале шествия, быстро закончились. Практически весь дальнейший путь, если «народники» не получали подаяние или бесплатную провизию от сочувствующих, им приходилось питаться «дарами природы». А это, в свою очередь, неизбежно приводило к возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта и истощению. Часто ночёвки устраивались под открытым небом. Если ночи были холодными, а у пилигрима не имелось тёплой одежды или одеяла, он серьёзно простывал.
Таким образом, половозрастные особенности пилигримов, всевозможные болезни и инфекции, переохлаждение, недоедание, неблагоприятные климатические условия и прочие факторы естественного отбора ежедневно выводили из строя десятки, а то и сотни людей. Однако гораздо более многочисленный приток добровольцев с лихвой восполнял санитарную убыль маршевых колонн.
Весьма живописное и колоритное литературное полотно, создающее наиболее полное и наглядное впечатление о том, как выглядел «народный поход», а также насколько разношёрстным был состав его участников, создал в своём фундаментальном труде «История крестовых походов» его автор – Жозеф Франсуа Мишо:
«Скопище крестоносцев представляло пеструю смесь людей всех возрастов, видов и состояний; между мужчинами проглядывали вооруженные женщины, суровый отшельник шел рядом с бандитом, отцы вели за руку юных сыновей. С беспечностью шли они, уверенные, что Тот, Кто питает птиц небесных, не даст воинам Христовым умереть с голоду.
Наивность их была поразительной. Завидев вдали город или замок, сии дети природы спрашивали: "А не Иерусалим ли это, который мы ищем?" Впрочем, их вожаки, представители знати, многие из которых раньше не выезжали за пределы своих владений, знали не больше своих подопечных. В этом сборище одержимых не нашлось ни одного сколь-либо разумного человека – никто из них всерьез не задумался над будущим, никто даже не удивился тому, что теперь так изумляет их потомков…»[2]
Доподлинно неизвестно, лелеял ли глубоко в своей душе Пётр Пустынник намерения приобрести славу предводителя-первопроходца. Если так было на самом деле, то его на этом поприще едва не отодвинул на вторую роль французский рыцарь Вальтер, прозванный Неимущим. Подлинные факты биографии личности этого весьма известного персонажа начальных событий Первого крестового похода до сих пор остаются загадкой для историков.
Чаще всего главного сподвижника, ученика и последователя Петра Пустынника авторы называют Вальтером. Однако это немецкий вариант его имени, который полностью и дословно транслируется как Walther von Habenichts (Вальтер «не имеющий ничего»). Во французской историографии он известен как Готье Нищий, а полное имя его звучит как Gautier Sans Avoir (Готье «без имущества»).
Некоторые из современных исследователей эпохи Крестовых походов уверены, что Sans Avoir – это не словосочетание «без имущества», а указание на поселение Буасси Сан-Авуар (Buassie Sans-Avoir), которым он владел, будучи выходцем из дворянского (рыцарского) сословия. В мировую историографию Готье Неимущий вошёл под немецким вариантом своего имени, а также более упрощенным и менее благородным прозвищем – «Голяк».
Вальтер Голяк возглавил толпы «народников», отправившихся в паломничество из Лотарингии. ОТдельная категория авторов считает, что свой поход Неимущий французский рыцарь начал на три недели раньше Петра Пустынника – в начале марта 1096 года. Точная дата начала движения «лотарингских ходоков» неизвестна, но нет сомнений в том, что колонны, возглавляемые Голяком, были гораздо более мобильными и подвижными, чем их французские «коллеги». Кроме того, они имели фору в расстоянии, которое требовалось преодолеть до Константинополя (географически Лотарингия лежит ближе к проливу Босфор, чем Пикардия).
Что характерно, сам Вальтер Неимущий и семь его ближайших соратников – таких же обедневших рыцарей передвигались верхом на конях, а все прочие пилигримы шли пешком. В отрядах и колоннах, которые на Святую Землю вёл Голяк, было гораздо больше повозок, тяглового скота и съестных припасов. Вообще, если судить по скупым и обрывочным сведениям хронистов, то «народники Лотарингии» выглядели куда более пристойно и организовано, чем толпы ведомые Петром Пустынником.
Голяк и его сборище пересекли центральную часть Священной Римской империи, проследовав по маршруту Кёльн – Майнц – Регенсбург – Вена – река Морава. Далее начинались владения Венгерского королевства. Тамошний правитель Кальман (Коломан) I отнёсся благосклонно к паломникам, поскольку его почивший отец – Ласло I Святой и сам намеревался присоединиться к участникам Первого крестового похода, но скоропостижно скончался семь месяцев назад.
Кальман I позволил паломникам делать остановки близ городов и населенных пунктов, а также посещать местные рынки для закупок продовольствия. Кроме того, венгерский монарх дал провожатых, указавших наиболее короткий путь до города Белеграв (современный Белград). Проблемы у паломников начались, когда они вступили в пределы Болгарии, подчинявшейся тогда власти византийского императора.
Съестные припасы к тому моменту у «голяков-народников» закончились, а денег на их полноценную закупку не хватало. Паломники из Лотарингии разбрелись по округе в поисках пропитания. Болгарам очень не понравилось, что их урожай расхищают пришлые католические бедняки-попрошайки. Недолго думая, местные жители взялись за оружие, изгнав непрошеных прожорливых иноземцев.
В одной из городских округ болгарское ополчение разгромило крупный отряд мародёров, покалечив и перебив насмерть десятки паломников. Спасаясь от возмездия разъяренных болгар, понёсших немалые убытки, пилигримы заперлись в близлежащей часовни. Напрасно расхитители болгарской сельскохозяйственной собственности и продуктов питания надеялись, что священные стены молельни их спасут. Негодующая толпа местных мстителей обложила часовню хворостом и подожгла его. Хронист Альберт из Ахена сообщает, что в пламени погибли 60 человек. По другим данным заживо были сожжены 140 оголодавших паломников.
Повсеместно гонимые тумаками, пинками, кольями и дубинами странники из Лотарингии с большими трудностями и ощутимой людской убылью достигли города Ниссы (сегодняшний сербский Ниш). Тамошний правитель также отнёсся к пилигримам с искренним сочувствием и состраданием. Вальтер Голяк получил для своих последователей хлеб по самым низким ценам, а значительные запасы зерна и муки иноземным страдальцам добросердечные сербы отдали бесплатно.
Местные жители не только поделились с «голяками и неимущими» едой, но предоставляли наиболее благопристойным и цивилизованным из них кров для ночлега. Сербы также дали иноземцам проводников, которые провели паломников-первопроходцев кратчайшим путём через Фракию до самого Адрианополя (сегодня турецкий город Эдирне).
Два несколько отличающихся между собой варианта основных этапов маршрута движения паломников под предводительством Вальтера Голяка (Готье Неимущего):
Остаток пути до самых предместий Константинополя утомленные толпы Вальтера Голяка проделали без приключений. Предводитель «лотарингских народников» смирено попросил византийского императора разрешения подождать подхода основных сил, ведомых Петром Пустынником. Алексей I Комнин милостиво разрешил прибывшим чужакам временно расположиться в окрестностях своей столицы при строгом соблюдении главного условия – никаких грабежей, мародёрства и прочих бесчинств. Пока «неимущие защитники Веры Христовой» вели себя тихо, покладисто и благопристойно, базилевс снабжал их едой, взимая самую низкую или чисто символическую плату.
Тем временем, быстро увеличивавшиеся в численности своей и протяженности беспорядочные толпы «народников», ведомые Петром Пустынником шли практически тем же самым маршрутом, что и Вальтер Голяк. Поначалу поход проходил бодро, оптимистично и почти в рамках средневекового приличия, хотя не обошлось без курьёзов, присущих дремучему менталитету и религиозной одержимости простолюдинов той эпохи.
Помимо Петра Пустынника, которого накануне «народного исхода» французские паломники едва ли не причислили к лику святых, некоторое время отдельные отряды возглавляли представители животного и птичьего мира. ВСё началось с того, что в тот момент, когда одна из колонн пилигримов шла близ Камбре, неожиданно ей дорогу преградила стая гусей.
Когда гогочущие домашние пернатые, наконец, освободили путь, один из гусей с важным видом и по неизвестной причине неожиданно пошёл впереди людской процессии. Тут же среди толпы разнеслась молва, что это сам Господь специально послал этих птиц, чтобы они указали паломникам кратчайший путь к Земле Обетованной. Когда «священного гуся» показывали местным жителям в одной из церквей, они стали осыпать себя крестными знамениями и выказывать птице своё искренне почтение и почитание.
Другую толпу невежд вела к Святой Земле «священная коза». К сожалению, неизвестно, какова оказалась дальнейшая судьба этих «священных путеводителей». Скорее всего, и гуся, и козу съели их недавние почитатели, поскольку очень скоро запасы еды у французских «нищебродов» вышли полностью. Тех немногих грошей и медяков, что имелись у некоторых «ходоков», хватило лишь на несколько дней скудного пропитания для небольшой группы вечно голодных людей.
Не прошло и месяца с начала пути, а к «пилигримам-народникам» пришло горестное прозрение и осознание того, что «манна небесная» (во всяком случае, над европейскими странами) не падёт в руки оголодавших путников. Поняли разочарованные паломники, что «хлеб насущный» придётся им добывать самостоятельно на протяжении всего дальнейшего странствия.
Те, кто шёл на Святую Землю с самыми благими и благочестивыми христианскими намерениями, безо всякого зазрения совести принялись воровать, грабить, мародёрствовать, отнимая еду у местных жителей силой. Иные – честные и менее криминальные способы раздобыть себе пропитание «ходоки» или не рассматривали вовсе, или сразу отметали в сторону, как малоэффективные.
Два предыдущих года практически во всех западноевропейских государствах выдались неурожайными. Это печальное обстоятельство незамедлительно повлекло за собой сильнейший голод, заметно сокративший численность отдельных областей и регионов. Во всех странах Западной Европы отмечался стремительный рост цен на зерно и продовольственные товары в целом.
Тёплая и ранняя весна, а также ещё более тёплое и богатое на дожди лето 1096 года обещали обильный, богатый и повсеместный урожай. Именно после его сбора Урбан II и запланировал начало Первого крестового похода. В этом был глубокий смысл и жизненный опыт. Понтифик стремился к тому, чтобы воины и паломники двинулись к Константинополю с максимальными запасами зерна, муки, сельскохозяйственной и животноводческой продукции.
Вечно голодные, обозленные и чрезмерно прожорливые «французские народники» уничтожали практически всё более-менее съестное или относительно пригодное в пищу на маршруте своего следования. Подобно несметным тучам саранчи, толпы Петра Пустынника съедали и разворовывали всё в округе на много километров по разные стороны дорог, по которым они шли. Значительная часть долгожданного урожая была безжалостно уничтожена, вытоптана, ободрана или обглодана на корню.
Король Венгрии был изрядно наслышан о бесчинствах мародёрствующих голодранцев, лидер которых совершенно не контролировал свою паству, вынуждено сидящую на жёсткой диете. Ожидая самого худшего, Кальман I привлёк к охране своих территорий, прилегавших к дорогам, ведущим в Болгарию, едва ли не все имевшиеся у него в наличии войска. Неоднократно приходилось венгерским дружинникам пускать в дело свои сабли и копья, защищая местных жителей от посягательств иноземных мародёров и грабителей.
Голод и отчаяние заставили «нищебродов» из Франции действовать подобно своре диких псов, сбившихся в одну большую и агрессивную стаю. Отрядами численностью в тысячу человек и более последователи Петра Амьенского разоряли, разграбляли и дочиста объедали все поселения, которые им только попадались на пути. Пользуясь своим многократным численным превосходством, пришлые паломники нападали на городские и сельские общины, которые охраняли и защищали отряды, состоявшие всего из нескольких десятков воинов.
У берегов Дуная близ города Малевилла (нынешний белградский пригород Земун) состоялось масштабное сражение между вооруженными пилигримами и отрядами венгерских дружинников. В первый и последний раз за свою насыщенную проповедническую карьеру Пётр Пустынник проявил свои полководческие качества. Сначала он лично воодушевлял собственных последователей, а затем организовал массовую атаку, натравив на венгров своё голодное воинство, которое по различным оценкам составляло от 7 до 10 тысяч человек.
Венгерских профессиональных воинов и местных вооруженных ополченцев было намного меньше. Изначально заняв неправильную позицию (в тылу у мадьяр находился обрывистый берег полноводного Дуная), а также недооценив противника, венгры вступили в бой на открытой местности вместо того, чтобы затвориться в осаду.
В ходе хаотичного побоища озверелые толпы «народников», вооруженные топорами, кольями, дубинами и сельскохозяйственными инструментами, смяли боевые порядки венгров, прижали их к обрыву, а затем поголвно перебили. Многие мадьяры разбились о камни, прыгая с высоты, или утонули, ища спасения в бурных водах Дуная.
Распаленные кровью и ободренные своим успехом, «народные защитники Гроба Господня» ворвались в Малевиллу, учинив в этом городе повальный погром и грабёж. По сведениям хронистов жертвами неравной битвы и последующего разорения Малевиллы стали 4000 венгров. Сотни или даже тысячи тел погибших оказались в водах Дуная, на следующий день течением их принесло в Белград.
Шесть дней бесчинствующие и осатанелые толпы французских паломников грабили и мародёрствовали в захваченном городе. Трофеями паломников стали сотни мешков и бочонков, наполненных свежесобранным зерном, запасы вяленого мяса и рыбы, солонины и сухарей. Недавние голодранцы и бомжи разжились лошадьми, повозками, лодками, скотом и домашней птицей.
Как только стало известно, что к Белграду направляется со своим войском сам венгерский король, Пётр Пустынник и его толпы стремительно ретировались, благополучно перебравшись на южный берег Дуная. Дальнейший переход через болгарские земли ознаменовался новыми массовыми грабежами и мародёрством, а также прочими насильственными действиями, которые в европейских войнах более позднего периода получат название реквизиций и контрибуций.
Ощутив свою силу и безнаказанность, франки-паломники стали безо всяких причин поджигать встречные поселения, мельницы и поля, на которых ещё не собрали пшеницу и рожь. Всё чаще, отнимая у болгарских крестьян последний кусок хлеба, крестьяне французские и немецкие без веских на то оснований убивали или калечили своих «собратьев по классу (сословию)».
Устав от затяжного разграбления, опустошения и осквернения своих деревень и городских предместий, болгары взялись за оружие, объединившись в несколько крупных отрядов самообороны. В отличие от венгров, болгарские ополченческие рати действовали более осмотрительно, решительно и нестандартно, постоянно координируя свои совместные действия.
В результате нескольких крупных битв, состоявшихся на территории Фракии, пришлые агрессивные паломники были разбиты наголову и рассеяны по гористым равнинам юго-восточной части Болгарских земель. В какой-то момент рядом с Пустынником оказалось всего 500 человек. Стоит отметить, что Пётр Амьенский обладал каким-то феноменальным предчувствием беды и серьёзных угроз, «мастыря лыжи» при первой же опасности. Вот и теперь он избежал побоев, увечий, гибели и поимки с последующей расправой над ним возмущённых болгар.
Однако несколько дней спустя, когда рассеянные толпы «народников» вновь собрались воедино, их количество возросло до 30 000 человек. По подсчётам средневековых хронистов в Болгарию вместе с Петром Амьенским пришло порядка 40 000 паломников. Таким образом, отважные болгары истребили, защищая свои земли от католических бесчинствующих бродяг, около 10 000 грабителей и мародёров.
Спасаясь бегством от праведного гнева болгар, нечестивые пилигримы бросили весь свой обоз, состоявший из 2000 телег и повозок, гружёных зерном, мукой, мясом, овощами и плодами. «Ходоки» также лишились всех своих лошадей, мулов и волов, а также того скарба и имущества, что добыли в ходе недавних грабежей венгерских, сербских и болгарских земель.
Таким образом, в пределы Восточной Римской империи Пётр Пустынник и ведомый им разношёрстный сброд, приобщившийся и пристрастившийся к разбойничьему образу жизни, вступили в жалком состоянии. Освободители Гроба Господня после недавних событий утратили свой прежний воинственный пыл, религиозное рвение и одержимость.
Понурые, облаченные в лохмотья, босые, вновь терзаемые чувством голода, без припасов, оружия и предметов первой необходимости они проследовали от Адрианополя до самого Константинополя, побираясь и попрошайничая. В самом конце июля 1096 года, завидев издали впечатляющие и поражающие своим великолепием очертания византийской столицы, «народники», утирая слёзы радости, заметно оживились и приободрились.
Многократно крестясь, паломники впервые за долгое время улыбались и облегчённо вздыхали, наивно полагая, что всё плохое осталось позади их длинного и витиеватого пути, на преодоление которого ушло более четырёх месяцев. Увы, Пустынник и его последователи ошибались: все самые большие и непреодолимые трудности, смертельные опасности, новые тяготы и невзгоды ожидали их впереди…
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. – СПб.: Наука, 2019. С. 38.
[2] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 19-20.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Лучицкая Светлана Игоревна (род. 1960) – современный отечественный историк-медиевист, доктор исторических наук, специалист по Средневековому Востоку, директор Центра культурной и исторической антропологии Института всеобщей истории РАН, заместитель главного редактора, составитель и постоянный автор издания «Одиссей. Человек в истории». Автор более сотни научных исторических работ.
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Пролог эпохи Крестовых походов» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. С чего всё начиналось
Часть 2-я. Судьбоносное воззвание Урбана II
Часть 3-я. Понтифик и его грандиозный замысел: миссия трудна, но выполнима
Часть 4-я. Громкое и искажённое эхо Клермонского собора
Часть 5-я. Идеологическая доктрина Урбана II или новый взгляд на «Священную войну»
Часть 7-я. Кровавый след и несмываемый позор «Германского крестового похода»
Часть 8-я. Предсказуемый крах «Народного похода»
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)