Архип Куинджи - русский живописец приазовско-греческого происхождения, мастер пейзажной живописи, представитель русской школы люминизма (художественное направление, название которого было образовано от латинского корня со значением «свет»).
Наш герой родился в Мариуполе в семье сапожника. Рано потеряв родителей, он жил у дяди и работал с ранних лет — то пастухом, то на строительстве церкви, то в пекарне. И, конечно же, рисовал.
Однажды ему посоветовали показать свои работы Айвазовскому, который жил в Феодосии. 13-летний Куинджи отправился в Крым, надеясь стать учеником прославленного мариниста. Вот только Куинджи поручили хозяйственные дела — например, покрасить забор. Но Айвазовский написал рекомендательное письмо для Императорской академии художеств, куда юный Куинджи поступил вольнослушателем и обрел знакомство с передвижниками.
Настоящая слава пришла к художнику уже после выхода из Товарищества. Осенью 1880 года в Петербурге открылась необыкновенная выставка, на которой была представлена всего одна картина - "Лунная ночь на Днепре". Кареты заполонили улицу, посетители стояли в очереди часами, и во избежание давки организаторы были вынуждены запускать публику группами.
Выставка проходила в Обществе поощрения художников на Большой Морской, 38. И желающих посмотреть нашумевший шедевр оказалось столько, что очередь растянулась почти до Невского проспекта. Восхищенные зрители рассматривали эту картину в молитвенном молчании, некоторые выходили из галереи со слезами на глазах...
Куинджи внимательно относился к экспонированию своих картин. Во время выставки «Лунной ночи на Днепре» все помещение было задрапировано черной тканью, окна были закрыты, допускалось только комнатное освещение, а свет падал точно на картину.
Многие посетители были уверены, что за полотном находится потайная лампа, которая подсвечивает работу особым образом: ну не могут краски давать такой эффект!
Гости поглядывали на химика Менделеева, который тогда работал над свойствами нефти, а к Куинджи ходил играть в шахматы: они приятельствовали и жили недалеко друг от друга на Васильевском острове. Наверняка Архип Иванович во время этих партий советовался с Дмитрием Ивановичем о свойствах красочных пигментов. Действительно, Куинджи работал в лаборатории Менделеева: экспериментировал с пигментами, чтобы выявить новые эффектные сочетания, изучал краски на основе битума.
При высыхании битумные краски становились матовыми, а когда Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру, то появлялся едва уловимый блеск. Но знаменитый эффект свечения достигался и благодаря тонкой работе: Куинджи нанес на серебристую гладь Днепра тонкие темные штрихи и этим добился ощущения вибрирующего лунного отражения.
Некоторые зрители думали, что картина написана на перламутровой или золотой подложке, однако ее основа — обыкновенный холст. Исследователи творчества Куинджи отмечают, что художник, желая визуально выделить небо, прописывал землю на переднем плане эскизно, а вот луну и облака тщательно прорабатывал с помощью лессировки - наложения многочисленных полупрозрачных красочных слоев. А темные мазки на светлых участках создают ощущение вибрирующего света.
Илья Репин однажды вспоминал, что Архип Куинджи обладал способностью различать тончайшие оттенки. Дмитрий Менделеев и физик Федор Петрушевский даже проводили специальные опыты: определяли, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Репина, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей».
Другой известный русский художник, Иван Крамской, писал: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?».
Великий князь Константин Константинович так пленился этой необычной работой, что приобрел ее за бешеную по тем временам сумму - 5000 рублей. Счастливый владелец не расставался с картиной даже во время кругосветного путешествия...
Впрочем, «Ночь на Днепре» морской круиз пережила и поселилась в Мраморном дворце, в кабинете Константина Константиновича. Эксперты считают, что именно это путешествие губительным образом повлияло на работу: картины не любят перемен температурно-влажностного режима.
В 1881 году художник устроил моновыставку ещё одной картины — «Берёзовая роща», имевшую такой же успех, а в 1882 году представил новую картину - «Днепр утром». Увы, эта работы была принята публикой на удивление скептически, и после этого инцидента художник "замолчал" на 20 лет...
Злые языки утверждали, что художник исчерпал себя, однако Куинджи продолжал неустанно работать, ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были более устойчивы к влиянию воздушной среды.
В 1910 году, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. С разрешения врачей жена перевезла его в Санкт-Петербург. Увы, болезнь прогрессировала. Художник умер в этом же году и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
На могиле установили бронзовый бюст и надгробие — гранитный портал с мозаичным панно, изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев(проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А как вам картины А. Куинджи? Видели их вживую?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: