В чем секрет светящихся картин Архипа Куинджи?

5K прочитали

Архип Куинджи - русский живописец приазовско-греческого происхождения, мастер пейзажной живописи, представитель русской школы люминизма (художественное направление, название которого было образовано от латинского корня со значением «свет»).

Портрет А. Куинджи кисти В. М. Васнецова, 1869.
Портрет А. Куинджи кисти В. М. Васнецова, 1869.

Наш герой родился в Мариуполе в семье сапожника. Рано потеряв родителей, он жил у дяди и работал с ранних лет — то пастухом, то на строительстве церкви, то в пекарне. И, конечно же, рисовал.

Однажды ему посоветовали показать свои работы Айвазовскому, который жил в Феодосии. 13-летний Куинджи отправился в Крым, надеясь стать учеником прославленного мариниста. Вот только Куинджи поручили хозяйственные дела — например, покрасить забор. Но Айвазовский написал рекомендательное письмо для Императорской академии художеств, куда юный Куинджи поступил вольнослушателем и обрел знакомство с передвижниками.

А. И. Куинджи в 1870-х гг.
А. И. Куинджи в 1870-х гг.

Настоящая слава пришла к художнику уже после выхода из Товарищества. Осенью 1880 года в Петербурге открылась необыкновенная выставка, на которой была представлена всего одна картина - "Лунная ночь на Днепре". Кареты заполонили улицу, посетители стояли в очереди часами, и во избежание давки организаторы были вынуждены запускать публику группами.

"Лунная ночь на Днепре", 1880, 105×144 см.
"Лунная ночь на Днепре", 1880, 105×144 см.

Выставка проходила в Обществе поощрения художников на Большой Морской, 38. И желающих посмотреть нашумевший шедевр оказалось столько, что очередь растянулась почти до Невского проспекта. Восхищенные зрители рассматривали эту картину в молитвенном молчании, некоторые выходили из галереи со слезами на глазах...

Куинджи внимательно относился к экспонированию своих картин. Во время выставки «Лунной ночи на Днепре» все помещение было задрапировано черной тканью, окна были закрыты, допускалось только комнатное освещение, а свет падал точно на картину.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Многие посетители были уверены, что за полотном находится потайная лампа, которая подсвечивает работу особым образом: ну не могут краски давать такой эффект!

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Гости поглядывали на химика Менделеева, который тогда работал над свойствами нефти, а к Куинджи ходил играть в шахматы: они приятельствовали и жили недалеко друг от друга на Васильевском острове. Наверняка Архип Иванович во время этих партий советовался с Дмитрием Ивановичем о свойствах красочных пигментов. Действительно, Куинджи работал в лаборатории Менделеева: экспериментировал с пигментами, чтобы выявить новые эффектные сочетания, изучал краски на основе битума.

Менделеев и Куинджи играют в шахматы.
Менделеев и Куинджи играют в шахматы.

При высыхании битумные краски становились матовыми, а когда Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру, то появлялся едва уловимый блеск. Но знаменитый эффект свечения достигался и благодаря тонкой работе: Куинджи нанес на серебристую гладь Днепра тонкие темные штрихи и этим добился ощущения вибрирующего лунного отражения.

Битум - древний краситель.
Битум - древний краситель.

Некоторые зрители думали, что картина написана на перламутровой или золотой подложке, однако ее основа — обыкновенный холст. Исследователи творчества Куинджи отмечают, что художник, желая визуально выделить небо, прописывал землю на переднем плане эскизно, а вот луну и облака тщательно прорабатывал с помощью лессировки - наложения многочисленных полупрозрачных красочных слоев. А темные мазки на светлых участках создают ощущение вибрирующего света.

Река, мельница и хаты на картине.
Река, мельница и хаты на картине.

Илья Репин однажды вспоминал, что Архип Куинджи обладал способностью различать тончайшие оттенки. Дмитрий Менделеев и физик Федор Петрушевский даже проводили специальные опыты: определяли, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Репина, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей».

Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (И. Е. Репин, 1877).
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (И. Е. Репин, 1877).

Другой известный русский художник, Иван Крамской, писал: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?».

Портрет А. И. Куинджи кисти Крамского.
Портрет А. И. Куинджи кисти Крамского.

Великий князь Константин Константинович так пленился этой необычной работой, что приобрел ее за бешеную по тем временам сумму - 5000 рублей. Счастливый владелец не расставался с картиной даже во время кругосветного путешествия...

Впрочем, «Ночь на Днепре» морской круиз пережила и поселилась в Мраморном дворце, в кабинете Константина Константиновича. Эксперты считают, что именно это путешествие губительным образом повлияло на работу: картины не любят перемен температурно-влажностного режима.

Картина «Лунная ночь на Днепре» в Ореховой гостиной Мраморного дворца, в которой располагался приемный кабинет великого князя Константина Константиновича 1910-е. ИРЛИ РАН.
Картина «Лунная ночь на Днепре» в Ореховой гостиной Мраморного дворца, в которой располагался приемный кабинет великого князя Константина Константиновича 1910-е. ИРЛИ РАН.

В 1881 году художник устроил моновыставку ещё одной картины — «Берёзовая роща», имевшую такой же успех, а в 1882 году представил новую картину - «Днепр утром». Увы, эта работы была принята публикой на удивление скептически, и после этого инцидента художник "замолчал" на 20 лет...

Злые языки утверждали, что художник исчерпал себя, однако Куинджи продолжал неустанно работать, ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были более устойчивы к влиянию воздушной среды.

В 1910 году, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. С разрешения врачей жена перевезла его в Санкт-Петербург. Увы, болезнь прогрессировала. Художник умер в этом же году и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Архип Иванович Куинджи на смертном одре. Фото в журнале «Огонёк», № 30, 1910.
Архип Иванович Куинджи на смертном одре. Фото в журнале «Огонёк», № 30, 1910.

На могиле установили бронзовый бюст и надгробие — гранитный портал с мозаичным панно, изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев(проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).
Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А как вам картины А. Куинджи? Видели их вживую?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: