Автор Игорь Караулов
О свободе творчества в контексте недавнего высказывания Евгения Миронова – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.
Евгений Миронов, прославленный актёр и художественный руководитель столичного Театра Наций, вновь оказался в центре внимания людей, неравнодушных к судьбе нашей культуры.
Помнится, в самом начале СВО он подписал вместе с другими худруками и актёрами коллективное письмо с осуждением военных действий. Потом, летом 2022 года, съездил в Мариуполь и переменил своё мнение, став правильным патриотом. Но, как выясняется, его патриотизм сопровождается некими внутренними оговорками – впрочем, вполне ожидаемыми и даже традиционными для данного вида искусства.
Выступая в Уфе на фестивале театров малых городов России, он заговорил о проблеме больших режиссёров. На его взгляд, с настоящими, большими режиссёрами в стране сейчас туго. Видимо, ставить новогодние ёлки есть кому, а вот таких, чтобы замахнуться на Вильяма нашего Шекспира, – раз, два и обчёлся.
Куда делись те, кто был, и ставил, и гремел, и получал премии, Миронов не говорит. Впрочем, это слишком хорошо известно. Дмитрий Крымов уехал, Юрий Бутусов уехал, Кирилл Серебренников уехал, Римас Туминас уехал и вообще умер. Вот и осиротела русская сцена, зато вильнюсская и рижская не знают, куда девать понаехавших родственников.
Дав понять собравшимся, что отчаливших звёзд прямо сейчас заменить некем, ибо нельзя выращивать больших режиссёров, «как инкубаторных цыплят», Миронов перешёл к любимому тезису театральных работников. Режиссёры, по его словам, – это особые люди, к которым надо относиться бережно, они не могут работать в рамках, границах. Эти границы мешают творцу выражать своё личное отношение к проблемам и в конечном счёте не дают им вырасти в больших художников.
То есть инженер, врач, учитель может и должен работать в рамках и границах, а режиссёр, весь такой невозможный, в границах работать не может и поэтому оказывается за границей нашего государства.
У нас тем не менее есть большой опыт наблюдения за тем, как режиссёры переходят границы, что они там находят и что они из-за этих границ тащат в наш обыденный мир и, собственно, на вверенные им сцены. Там, за этими границами, – не Нарния и не страна Оз. Об очередном посещении «большим художником» этого заграничья или зазеркалья мы узнаём главным образом не по творческим удачам, а по скандалам.
Был такой Тимофей Кулябин, прославился скандальной постановкой «Тангейзера». Теперь он релокант. Был Александр Молочников, прославился поддержкой Украины. И он тоже нас покинул. Ещё вспомним режиссёрку Евгению «Женю» Беркович*, поставившую благожелательный спектакль о террористах. Эта не уехала, потому что сидит.
Может, и не стоило за границы-то выходить? Держали бы себя в рамках – глядишь, и спектакли бы получались получше.
Нет, кроме шуток, свобода творчества – вещь необходимая. Более того, это даже тавтология, поскольку творчество – это и есть свободное обращение художника с тем материалом, который он избрал для своей работы. Работа по шаблону – техническая, а не творческая. Так в чём же неправ Евгений Миронов?
Мне кажется, проблема как уехавших режиссёров, так и тех, кто прозябает сегодня здесь в роли культурных ждунов, в том, что они всю жизнь стремились выйти не за те границы, которые художник действительно должен преодолевать.
Им казалось, что творить – значит, выходить за границы общепринятой морали, демонстрировать на сцене голые задницы, глумиться над прошлым страны, над верой и её символами или как минимум затейливо пересмешничать в постмодернистском духе. Но это слишком дешёвое и предсказуемое творчество.
Гораздо сложнее оказалось преодолеть границы своей тусовки, своего застоявшегося социального круга, понять, чем живут обычные люди, почувствовать боль своего народа. Столь же боязно выйти за рамки западной либеральной повестки, ведь можно остаться без зарубежных гастролей, фестивалей, премий.
Мне кажется, и в малых, и в больших городах найдётся немало театральных режиссёров, готовых выйти за те узкотусовочные рамки, верность которым привела ряд прежних «больших художников» к моральному и творческому банкротству, неизбежно наступающему после отказа от Родины. Надо только дать им простор для деятельности – и зритель будет благодарен.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Внесена Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.