Несмотря на то что 11-трековый альбом Right Place, Wrong Person был воспринят как успешное продолжение коммерчески успешного альбома Indigo, на самом деле это четвертая сольная работа Намджуна. Если обратить внимание на его «микстейпы» — RM (2015) и mono. (2018), становится заметно, как развивался творческий путь Намджуна: от юношеского задора и тяжёлых рэп-битов его дебютного альбома, к более вдумчивому и интроспективному звучанию в mono. и его первом официальном сольном альбоме Indigo.
В Right Place, Wrong Person Намджун проявляет больше дерзости, как в своём первом микстейпе. Однако это не значит, что его последний альбом повторяет прошлое, а лишь указывает на то, что путь артиста к самореализации всегда должен рассматриваться в контексте его творчества и того места, которое эта работа занимает в нем. Конечно, его сольные проекты всегда сопровождаются влиянием его другой роли — лидера всемирно известной группы BTS, со всеми вытекающими обязанностями, признанием и постоянной критикой.
По мере приближения Намджуна к 30 годам, он становится более задумчивым и одновременно напряженным, рассказывая о своем личном пути на фоне ожиданий, возложенных на него компанией, страной и поклонниками. Наиболее явно это заметно через многочисленные отсылки к его ранним работам во втором треке альбома Right Place, Wrong Person — Nuts, который создает линию связи между прошлым и настоящим через тексты песен и символику. Когда Намджун заявляет к концу трека, что «Монстр — это не я», он осознает иллюзорную природу нарциссической маски, такой важной для его первоначальной персоны — Рэп Монстра — представленного в его дебютном микстейпе. Однако в треке Nuts монстр больше не является собой, если он когда-либо был им, а становится «другим». Кроме того, этот трек перерабатывает темы и мотивы трека «Expensive Girl», выпущенного на Soundcloud в 2013 году, заменяя юношеский мачизм на зрелый опыт.
Зрелый Намджун больше не тот неопытный юноша на грани своих возможностей, а опытный молодой человек, чей путь к мировой славе был далеко не легким. Итак, тот факт, что в песне Nuts упоминается «стигма» (клеймо) в строке «стигма на моей груди», не удивителен: это одновременно отсылка к песне Тэхёна из известного альбома BTS Wings (2016) и метафора груза ожиданий, которые сопровождали его творческий и личный путь от юности к зрелости. Благодаря постоянным отсылкам к прошлому, Right Place, Wrong Person формирует личностную идентичность как временной процесс с помощью лингвистической игры для отображения множественности «я».
В этом альбоме Намджун снова показал себя в качестве выдающегося рассказчика, чей мастерский талант владения несколькими языками, включая английский, позволяет ему играть со словами, наполняя произведения переменчивостью и неопределенностью, а его песням — загадочность, которая заставляет слушателя скорее додумывать, чем просто послушать и понять смысл. В этом смысле песни Намджуна представляют собой то, что Барт называл текстами писателя*, а не читателя, то есть песнями, которые требуют активного, а не пассивного восприятия. Это лучше всего демонстрируется использованием переключения языков как коммуникативного и эстетического приема. Из одиннадцати треков альбома семь являются двуязычными (корейский/английский) – Right People, Wrong Place, Nuts, Out of Love, Groin, Lost, Come Back to Me, Around the World in a Day; один трёхъязычный (английский/корейский/японский), Domodachi; и оставшиеся три – одноязычные (английский): Heaven, Interlude, Credit Roll. Более того, в некоторых двуязычных треках встречаются только отдельные английские слова, фразы или предложения (Come Back to Me), тогда как в других языки используются более равномерно (Nuts), создавая тональные и звуковые различия, при которых язык становится инструментом постоянного варьирования, что в то же время и нарушает, и подрывает существующие нормы. Попеременное использование нескольких языков в альбоме и в большинстве треков можно рассматривать как отражение множественных личностей Намджуна: «RM» из BTS, «RM» как сольного артиста и Намджуна, чья личная жизнь является основой для обоих образов, но в то же время и не является таковой.
Теперь рассмотрим коллаборации альбома.
Domodachi — совместная работа с Little Simz, многократно награжденной британско-нигерийской рэпершей йорубского происхождения, которая выпустила свой первый микстейп в 14 лет и с тех пор выпустила еще 4 микстейпа, 11 мини-альбомов и пять студийных альбомов.
Domodachi — это песня о дружбе между разными культурами, об общем опыте и сопротивлении мейнстриму, которая объединяет в себе британский грайм и корейский рэп, пронизанные афробитами, с припевом на японском языке.
Domodachi — это сложное слово, которое состоит из двух японских слов: «domo», означающего «спасибо», и «tomodachi», что переводится как «друг». Однако сами японцы чаще используют слово «томодачи» для обозначения людей, которых они знают в лицо, но не считают близкими друзьями.
Музыкальное видео, сопровождающее трек, снято Пеннаки (настоящее имя Кеничиро Танака), которому всего 23 года, но он уже признан одним из самых стильных японских видеорежиссеров.
Пеннаки сотрудничает почти исключительно с артистами азиатского происхождения, и его стремление заключается в том, чтобы эти художники получили мировое признание, а не оставались известными только в своем регионе. Снятый в формате сжатого мини-фильма, метафорически отображающего путь Намджуна от ребенка-вундеркинда до всемирно признанного артиста, клип акцентирует внимание на важности дружбы и искренности в мире, где преобладает фальшь, деньги имеют больший вес, чем искусство, а самоопределение приходит только ценой физических и психологических усилий: беззаботный ребенок, катающийся на велосипеде с друзьями в начальной сцене, отдаляется от друзей и сверстников, и в конечном итоге от самого себя, пока не находит путь обратно к тому же перекрестку в финале клипа.
Находясь среди взрослых и пытаясь выбраться из состояния отчуждения и изоляции, подросток слышит, как Намджун читает рэп. В этих строчках песни выражается ощущение отчуждения и усталости от постоянных конфликтов и критики. Лирический герой говорит о том, что он погряз в многочисленных неприятностях и уже начинает забывать свои корни («잊었어 나의 출신» — «теряю связь со своими корнями»). Конфликты возникают ежедневно из-за незначительных вещей, и герой ощущает, что теряет связь с происходящим вокруг него. Следующая часть текста подчеркивает разочарование и пренебрежение к тем, кто пытается что-то получить от него. Герой призывает их успокоиться и задуматься, используя метафору «наливать в чашку без слов» («그 잔에 부어 말없이»), что можно интерпретировать как призыв к спокойствию, самоанализу и меланхолии. Герой устал от упрёков и предлагает перейти к более глубоким размышлениям и внутреннему спокойствию.
Припев состоит из шести строф, и использование японского языка добавляет композиции еще одну текстуру, так же как и повторение «みんな友達ここで踊りましょう(踊ります Right Now)», что переводится как «Давайте танцевать здесь, друзья (я танцую прямо сейчас)», с и без указания субъекта в скобках, также вносит дополнительный оттенок.
Куплет Little Simz акцентирует значение дружбы и общности между культурами: «Я всегда прикрою своего брата, никому не позволю тронуть моего друга / Мы просто хотим веселиться каждый день, не переходи черту».
Вторая коллаборация с Мозесом Самни, ганейско-американским артистом, интересы которого, как и у Намджуна и Little Simz, не ограничиваются музыкой, а скорее ориентированы на широкую эстетическую среду, в которой существует музыка. Кроме того, творчество Самни невозможно ограничить одним жанром, оно переплетается с элементами фолка, джаза, соула и рока. Несмотря на то что Самни немного старше Намджуна и Little Simz (ему 32 года), его взгляд на философские вопросы идентичности, дома, местоположения и перемещения схож с их взглядами.
Итак, Самни принял участие в девятом треке альбома — Around the World in A Day. Сосредотачиваясь на том, что такое «правильное» и «неправильное», будь то человек, время или место, в этом треке происходит переключение между английским и корейским языками, что снова подчеркивает разнообразие идентичности Намджуна. По мере приближения к концу альбома музыка становится менее гневной и более задумчивой, поскольку Намджун осознает, что может выбирать свой собственный путь и не ограничиваться ожиданиями других: «내가 또 잠에 든다면 나를 좀 때려줘 / 속이 좀 안좋아 그래 그냥 좀 내려줘 / 길을 잃고 난 뒤 경치가 더 beautiful» (перевод: «Если я снова засну, разбуди меня / Что-то меня уже мутит. Просто отодвинься подальше / После того, как я потерялся, мир стал еще красивее»).
В этом контексте «потеряться» перестает быть источником ужаса, как это описано во втором треке альбома Lost! и соответствующем музыкальном видео французского режиссера Оба Перри, в котором Намджун изображен в лабиринте, переходя из комнаты в комнату, в поисках «правильного места».
Groin, самый конфронтационный трек альбома, означает переходный момент в аудиовизуальном поиске идентичности Намджуна и осознания того, что для того чтобы найти себя, он должен избавиться от ожиданий других: «내가 뭘 대표해, 나는 나만 대표해’» (Я вижу то, что вижу / Я тот, кто я есть). Расширенный припев с его повторениями — это Намджун, выражающий себя; в конце концов, вы не можете говорить другим «говори сам за себя», если не следуете собственным советам. Видеоклип к песне, срежиссированный Пеннаки, был снят на улицах Северо-Западного Лондона в стиле разделенного экрана, с Намджуном в неформальной одежде, который выражает свои мысли, бродя по темным и угрюмым улицам Лондона.
Как и альбом, так и сопровождающие его клипы были сосредоточены на поиске Намджуном самого себя, заключительный трек Come Back to Me заканчивается на обнадеживающей ноте (подробный разбор трека тут). Видеоклип исследует связи и пересечения жизни, используя мультивселенную как метафорический конструкт для визуализации возможных жизней Ким Намджуна в духе Шекспира, предоставляя кинематографическую интерпретацию: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры; У каждого есть вход и выход свой, и человек один и тот же роли различные играет в пьесе...». В видеоклипе Намджун представляет различные свои личности, проходя через бесконечный коридор, где двери ведут в разные сценарии из прошлого, настоящего и возможного будущего. Последняя дверь, в которую входит Намджун, была недоступна в самом начале, и можно сказать, что она символизирует возможность начать все сначала. Текст песни, заканчивающийся словами «Я вижу, как ты возвращаешься ко мне / Ты — моя божественная боль», относятся к творческому вдохновению и борьбе за самоопределение в обществе, которое ценит зрелище больше реальности, в индустрии, которая относится к артистам как к одноразовому товару, и где поклонники формируют невыполнимые ожидания.
Альбом Right Person, Wrong Place отличается экспериментальными битами, композицией песен и общей атмосферой, что скорее соответствует корейской инди-музыке, чем с K-pop. Кроме того, сотрудничество с другими артистами и акцент на межкультурном взаимопонимании позволяют отнести альбом к жанру мировой музыки. Как и его коллеги-артисты, Намджун ощущает разделение между культурами, несмотря на то, что он кореец. Использование смены языков и смешивания жанров можно назвать художественным приемом, с помощью которого Намджун задается вопросом о своем месте в мире, задавая самый главный вопрос: «Кто я?»
Right Person, Wrong Place — самый личный и завершённый альбом Намджуна на сегодняшний день, посвящённый размышлениям о вопросе идентичности человека для которого дом — нигде и везде.