Найти тему

Можно ли через семейное обучение создать новую школьную систему

Unseen Studio, unsplash.com
Unseen Studio, unsplash.com

Семейное образование в нашей стране перестало быть чем-то необычным. Его охват растёт более чем на четверть в год. В прошлом году он увеличился с 55 до 70 тысяч человек. При таких темпах к 2043 году школы потеряют половину учеников.

Перевод детей на семейное образование предполагает возложение на родителей всей полноты ответственности за качество освоения обязательной учебной программы. Роль учебного заведения сводится лишь к обеспечению учебниками и предоставлению площадки для проведения обязательного (9 класс) и единого (11 класс) государственных экзаменов. Родители могут заключить с ней также договор о проведении промежуточных ежегодных аттестаций, но даже они необязательны.

Массовый переход на такой формат сулит школам снижение финансирования, поскольку оно строится исходя из подушевого принципа. Для государственной казны в целом – это экономия. До 2013 года федеральный бюджет предусматривал компенсации родителям, чьи дети учатся вне школы. После вопрос отдали на усмотрение регионов, и к сегодняшнему дню компенсации сохранились только в трех субъектах федерации: Пермском крае, Свердловской и Тульской областях.

Согласно пермскому законодательству, например, родители могут получить 80% расчетной суммы бюджетного финансирования, приходящейся на одного ребенка. Оставшиеся деньги идут школе на расходы по проведению аттестаций.

Barry Zhou, unsplash.com
Barry Zhou, unsplash.com

Сегодня родители выбирают семейное образование уже не из желания подзаработать. Опросы показывают, что в 52% случаев причиной становится неверие в возможности школы дать качественные знания. В этом Россия принципиально отличается от США, где на первом месте – стремление родителей дать своим детям специфическое религиозное или нравственное воспитание (35%) или обеспечить комфортную социальную среду (21%). Качество образования только на третьем месте.

Возможно, в России не в последнюю очередь на рост популярности семейного образования повлиял опыт семьи Тепляковых. Их дочь Алиса смогла к девяти годам экстерном пройти программу одиннадцатилетки и поступить на психологический факультет МГУ. По словам родителей, непосредственно на занятия по школьной программе у неё уходило не более 5 часов в день.

Депривация детства или включённый эксперимент Алисы Тепляковой

Однако других столь же впечатляющих примеров эффективности семейного образования, насколько нам известно, нет. Это неудивительно: даже талантливый родитель – педагог не сможет превзойти команду учителей – предметников, которая имеется в обычной школе. Именно по этой причине семьи, самостоятельно обучающие своих детей, объединяются под крылом частных онлайн-школ. Но там их готовят к тем же самым ОГЭ и ЕГЭ, и уже доказано, что при прочих равных онлайн-формат уступает традиционной форме обучения.

Benjamin Manley, unsplash.com
Benjamin Manley, unsplash.com

Спор о праве на существование семейного образования идёт не только в России. Однако в других странах предмет этого спора лежит совершенно в иной плоскости, поскольку мотивация родителей, как правило, близка не к нашей, а к американской. Семьи не отдают детей школе, чтобы воспитать их по-своему, уберечь от мейнстрима. Вопрос качества знаний вторичен. Именно поэтому такие страны, как Швеция, Нидерланды, Германия и Япония ввели законодательный запрет на семейный образовательный формат.

Его сторонники в Германии пытались добиться отмены запрета, но Конституционный суд страны вынес вердикт: «Государство имеет право пресекать формирование в обществе групп с альтернативными системами ценностей».

В России подобные проблемы вообще не стоят на повестке дня. Тем не менее, на наших глазах строится альтернативная образовательная система без руля и без ветрил.

«После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов!» – писал Сергей Довлатов. Эти слова можно отнести и к образованию – на одном отрицании существующей школы лучшего не построить.