31 декабря 1973 года молодая группа AC/DC встретила Новый год, отыграв свой самый первый концерт в баре в Сиднее.
Начало 70-х, австралийская музыкальная сцена влачит жалкое существование. Прилизанные поп-группы, наводнившие хит-парады и пабы своими сладкоголосыми гармониями, нагоняли тоску. Но гитарист Малкольм Янг, родившийся в Глазго и выросший в Сиднее, не собирался позволить этим мелочам встать на пути своей музыкальной мечты.
Упрямый 20-летний парень собрал вокалиста Дэйва Эванса, басиста Ларри Ван Кридта, барабанщика Колина Берджесса и своего собственного 15-летнего брата Ангуса в новую группу, название которой было позаимствовано с таблички на пылесосе. В последний день 1973 года AC/DC дебютировали вживую в Chequers, обветшалом кабаре-баре в Сиднее, сделав самый первый шаг к своему восхождению на музыкальный Олимп.
Как все начиналось? Участники группы вспоминают:
Малкольм Янг: «Я собрался с несколькими парнями, которые хотели порепетировать, и подумал: «Если я смогу выбить из них рок-н-ролльную мелодию, мы получим пару концертов и немного деньжат».
Ангус Янг: «Малкольм играл в клубах, и он сказал, что единственное, чего не хватает, - это хорошей, стопроцентной хард-рок-группы».
Колин Берджесс (барабанщик): «В 60-е я играл в очень успешной австралийской группе The Masters Apprentices, но в 1972 году мы распались, так что я был не у дел. Мне позвонил парень по имени Алан Киссак, который занимался созданием групп, и сказал, что Малкольм Янг хочет собрать группу.
Малкольм был младшим братом Джорджа Янга, который играл в The Easybeats, самой успешной австралийской группе 60-х, поэтому я сказал: «Конечно, давай попробуем». Уже тогда Малкольм был очень амбициозен. Он был жестким бизнесменом, не принимал отказов. Мы создали группу с Малкольмом, мной и Ларри Ван Кридтом, просто трио. С самого начала музыка была довольно тяжелой».
Ларри Ван Кридт (басист): «Я был в кругу друзей Мала и Ангуса. Наш главный общий интерес - игра на гитаре и музыка. В 1973 году я купил бас-гитару, они услышали это и захотели, чтобы я поиграл с ними. Я согласился, и с тех пор мы репетировали каждый вечер. Мы репетировали кучу мелодий Мала и несколько каверов».
Колин Берджесс: «Мы репетировали над офисным зданием на углу Эрскинвилль-роуд и Уилсон-стрит в Ньютауне, Сидней. Мы играли одну песню Beatles - Get Back. Включили ее только для того, чтобы можно было сказать, что мы играем Beatles».
Ларри Ван Кридт: «У нас была одна и та же комната каждую неделю на втором этаже. Хорошие репетиции, плохие репетиции, творческие моменты, иногда споры и даже драки. В основном, это было видение Малкольма, и он был движущей силой».
Колин Берджесс: «Дэйв Эванс присоединился немного позже, а затем и Ангус».
Дэйв Эванс (вокалист): «Я играл в австралийской группе The Velvet Underground, которая, надо сказать, не имела никакого отношения к нью-йоркской группе с таким же названием. И вот я увидел объявление в Sydney Morning Herald, группа искала певца в стиле Free и Rolling Stones, а я как раз таким и был. Позвонил по номеру и обнаружил, что разговариваю с Малкольмом Янгом. Мы никогда не встречались, но знали друг друга. Он пригласил меня в тот же день на джем-сейшн, и я отправился в этот пустой офис, который ремонтировали.
Ангуса еще не было в группе, так что я вошел и представился Малкольму и Колину. Было жарко, приближалось лето, и мы просто джемовали на нескольких песнях, которые все знали. Мы сыграли всего пять или шесть песен, все улыбались, и Малкольм просто посмотрел на остальных ребят и сказал: «Ну, я согласен, если вы согласны». Колин и Ларри кивнули, а я сказал: «Вау!» Мы пожали друг другу руки, и все. В тот вечер мы все вместе пошли отпраздновать создание группы.
Примерно через неделю Малкольм сообщил нам, что у его младшего брата Ангуса есть группа Kentuckee, которая распадается, и может ли Ангус прийти к нам на прослушивание? К этому моменту мы уже чувствовали себя группой, поэтому просто сказали: «Конечно».
Колин Берджесс: «На самом деле, Малкольм был очень хорошим соло-гитаристом, поэтому было странно, что он захотел взять еще одного гитариста, такого как Ангус».
Малкольм Янг: «Все было нормально, но я чувствовал, что нужен еще один инструмент - клавишные или еще одна гитара».
Ангус Янг: «Я был в шоке, когда он предложил мне поиграть в его группе. Я не ожидал этого и очень испугался».
Малкольм Янг: «Ангус был настоящим музыкантом, честно говоря. Он всегда был душой компании, когда мы были детьми».
Ангус Янг: «Я вошел в дверь, там сидел барабанщик, и Малкольм говорит: «Ладно, начинаем!» А я говорю: «Подожди, разве кто-то не должен считать?» Он говорит: «Что? Это рок-группа. Поехали!» И вот так все и началось».
Дэйв Эванс: «В тот момент нас стало пятеро, а не четверо. Мы репетировали пару месяцев, когда Малкольм сказал нам, что Алан Киссак организовал нам наш первый концерт в ночном клубе Chequers. Это был самый популярный клуб в Сиднее. Я играл много концертов, но никогда в Chequers, так что это было здорово».
Джин Пирсон (менеджер по развлечениям, Chequers): «Chequers, традиционно, был театром-рестораном в 60-е годы, где выступали такие артисты, как Фрэнк Синатра, Сэмми Дэвис-младший, Дасти Спрингфилд, Дионн Уорвик, а меня пригласили в конце той эпохи. Моя задача заключалась в том, чтобы изменить формат, превратить его в рок-н-ролльную площадку, но старая школа все еще правила бал.
Двумя парнями, которые действительно убедили меня поставить группу в Chequers, были их первый менеджер Алан Киссак и их road manager Рей Арнольд, оба сейчас мертвы. Алан был скромным маленьким человечком в очках, но он жил и дышал AC/DC. Он был убежден, что они станут величайшей группой в мире. Он и Рей были отличными джентльменами, слишком хорошими для музыкальной индустрии. Именно настойчивость Алана убедила меня дать им концерт».
Дэйв Эванс: «Концерт должен был состояться в канун Нового года, в прайм-тайм, и к группе был большой интерес, потому что в ней играл Колин Берджесс и два младших брата знаменитого Джорджа Янга из The Easybeats. Так что ожидания были большими, но у нас даже не было названия».
Колин Берджесс: «Я давно в этом бизнесе, у меня много друзей. Многие люди меня знали, поэтому предполагали, что группа будет хорошей, потому что знали, что я не стал бы играть с кем попало».
Дэйв Эванс: «Единственная проблема заключалась в том, что от нас ждали два сета, а песен у нас было недостаточно. У нас была пара оригинальных композиций, но в основном это были Rolling Stones, Free, Эрик Клэптон, поэтому, чтобы набрать нужное количество песен, Малкольм сказал, что он будет начинать рифф, я буду объявлять название, а потом мы будем импровизировать на ходу. Меня это вполне устраивало, потому что лет в одиннадцать мы с сестрой придумывали песни на ходу. У нас была игра под названием «Хит-парад», где мы просто бросали друг другу воображаемые названия песен, а потом сочиняли их. Так что я знал, как это делается. Вот только теперь нам нужно было срочно придумать название».
«На следующей репетиции Малкольм сказал, что его сестра предложила название AC/DC, и мне оно очень понравилось, потому что его легко запомнить и оно дает нам бесплатную рекламу на каждом электроприборе в мире. В те дни мы не знали, что оно имеет сексуальный подтекст. Я общался с несколькими геями, и никогда не слышал, чтобы они использовали этот термин. Для нас это было просто обозначение электрического тока».
Пол Клоуз (зритель): «Во время этого концерта я занимался звуком и оформлением сцены для артистов на Восточном побережье. Я помню, что еще до того, как они пришли на саундчек в тот день, в воздухе витала какая-то особая атмосфера. Слухи о них уже распространились. Их менеджер раздобыл им для поездок туристический автобус Greyhound. Аппаратура, группа и команда - все путешествовали в нем вместе. Было очень интересно наблюдать, как этот большой, длинный автобус заруливает в переулок позади Chequers, чтобы разгрузиться».
Дэйв Эванс: «В 50-е и 60-е годы это было очень гламурное место, но когда мы там играли, его слава померкла. Это было небольшое помещение с маленькой сценой, без гримерки. Переодевались либо на кухне, либо в маленькой нише рядом со сценой. Интерьер был все еще очень 50-х годов. Столы с белыми скатертями, танцпол и кабинки-полумесяцы, где можно было посидеть. Было видно, что когда-то это было действительно крутое место, да и сейчас оно оставалось популярным».
Ларри Ван Кридт: «Концерт начинался поздно. Обычно за вечер выступали три группы. Мы были первой группой, когда играли там. У меня не было басового усилителя, и мы просили другие группы дать нам свой».
Пол Клоуз: «В тот вечер в воздухе царило ощутимое оживление - полный зал, бар бойко торговал, так как все представители индустрии пришли посмотреть на эту новую группу».
Джин Пирсон: «Никогда не забуду, первую песню, которую они исполнили, - Baby Please Don't Go, хит первой группы Ван Моррисона, Them. Когда я стоял в зале, то впервые почувствовал, как бас и барабаны вибрируют у меня в груди. Они были глубже и громче, чем все, что я слышал до этого».
Колин Берджесс: «Сначала никто не танцевал. Потом мой брат Пол, который возил нас повсюду, первым встал и начал танцевать. После этого все остальные тоже начали, и тогда я понял, что группа добьется успеха, не сомневайтесь».
Ангус Янг: «Нам нужно было подняться на сцену и взорвать всех. С момента «Поехали!» все пошло отлично. Все думали, что мы кучка психов. Знаете... «Кто кормил этих детей бананами?»
Дэйв Эванс: «У Ангуса тогда еще не было его школьной формы. Мы были просто в джинсах, футболках и все такое. Зато у нас была абсолютная энергия и вера в себя. Несмотря на то, что мы были очень молоды, все мы уже были профессионалами. Наш девиз был: «Мы станем лучшей группой в мире».
Пол Клоуз: «Они схватили людей за горло той бешеной энергией, которая с тех пор стала их визитной карточкой. Это была очень слаженная группа, которая играла тяжелую музыку и определенно выбила любителей жевательной попсы из их благодушного мирка».
Дэйв Эванс: «Наши два сета в тот вечер состояли в основном из песен, которые мы знали, плюс пара оригинальных, в том числе The Old Bay Road, написанная Малкольмом Янгом, и Midnight Rockin', а также песен, которые мы просто сочиняли на ходу. Никто не заметил разницы».
Джин Пирсон: «Питер Кейси, менеджер клуба, был пожилым греком, который управлял клубом во времена кабаре. Он выдернул вилки из розетки на середине трека, потому что решил, что они слишком громкие. Они снова включали питание, а через двадцать минут Кейси снова вырубал его».
Дэйв Эванс: «Я отсчитывал обратный отсчет Нового года для публики. Все были в прекрасном настроении, потому что это была новогодняя ночь, и толпа просто сошла с ума. Это было потрясающее, фантастическое первое шоу, которое я никогда не забуду. Да и как я могу его забыть? Это было невероятно».
Ангус Янг: «Тот концерт был действительно диким. В канун Нового года всегда творится что-то безумное, но то, что делали мы, вдобавок ко всему этому праздничному угару, делало происходящее еще более диким».
Джин Пирсон: «После этого концерта я смог организовать им выступления на другой важной площадке, Bondi Lifesavers, и еще несколько концертов в Chequers и других местах. У них очень быстро появилась большая армия поклонников. Как только Ангус надел свою маленькую школьную форму, он стал похож на человека в трансе, он взбирался на барные стойки, на столы и все время продолжал играть. Это было невероятно. Такого никто раньше не видел».
Самое ранние видео, которое смог найти!
AC/DC - Can I Sit Next To You Girl (1974)
AC/DC - Show Business (Filmed June 16, 1975)
AC/DC - Baby, Please Don't Go LIVE 1975