Найти в Дзене

«Людям нужна поэзия на!» 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина

Вчера вечером не успел ничего написать, потому что гостил в офисе Дзена. Пока гулял по летней Москве, заметил, как идёт подготовка к литературному юбилею: на Красной площади монтируется целая книжная ярмарка. Книжки я люблю. Поэтому непременно пойду поглазеть, полистать. А пока — отмечаю 225-летие со дня рождения нашего всего.

Пушкин уже давно — имя нарицательное. Прирождённого поэта, гениального рассказчика, человека своего времени не видно за анекдотами, шутками и расхожими цитатами, не выходящими за пределы школьной программы. Его вспоминают, когда нужно кого-то пристыдить: «А кто на Дзен статью писать будет, Пушкин?» К нему обращаются в минуту душевных невзгод как к светочу забытых истин. Как пел Юрий Шевчук, «Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали?» Как будто Пушкин знал что-то заветное. И мог бы рассказать — да не успел…

Пушкин — разный. Он и революционно настроенный вольнодумец (особенно по молодости), и умеренный реалист, познавший жизнь в её неизбежной конечности (моё любимое — «Брожу ли я вдоль улиц шумных»). И шутник, и мудрец. Не только поэт, но и мастер прозы. Всё в нём гармонично уживалось. Пушкин мог писать фривольные вирши и уморительные эпиграммы — а потом взмывать мыслью и чувством до высот духовной лирики, как в «Анчаре».

А главное, Пушкин изобрёл русский язык, на котором мы говорим сейчас. Обратите внимание, что для понимания пушкинских текстов практически не требуется никаких пояснений и примечаний. Поэт говорит с нами напрямую и без перевода, словно нас не разделяют прошедшие столетия. Его мысли и прозрения не забронзовели, они противятся превращению в экспонаты под музейным стеклом.

Собственно, а почему Александр Сергеевич нам ничего не сказал? Сказал, ещё как! Нужно только чаще брать с полки томик гения (наследие Пушкина не так уж велико) и открывать для себя новые грани его творчества. Прочесть, например, шутливого «Графа Нулина». Или «Песни западных славян». Или стихи Каменноостровского цикла, написанные за полгода до безвременной гибели автора. Пушкин был молод, но писал поразительные по глубине и зрелости вещи, не утратившие жизненной силы.

По-своему фигуру Пушкина переосмыслила питерская группа «Полюса». Оказывается, на самом деле нам ничего не нужно: ни западных схем, ни восточных традиций, ни удовлетворения личных амбиций… Нам поэзию подавай! И тут без супергероя при бакенбардах и цилиндре не обойтись.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!