Найти тему
Psychology of love

Нетронутая недотрога или история старых дев на Руси

Оглавление

— Вы когда-нибудь любили, Эльза Ивановна?

— Нет, никогда. Но мне столько раз об этом рассказывали, что я всё отлично себе представляю. (с)

Седая макушка, девуниха, домовуха, браковка, перестарка, «прокисшая невеста», однокосая - как только не называли старых дев на Руси! Десятки прозвищ - одно другого обиднее. Математика проста - не вышла замуж до 20 лет - с тобой что-то не так. Уже и женихи задают наводящие вопросы, соседи косятся, да и сваха больше не заходит почаевничать. Ну а если тебе стукнуло аж 23, а ты всё ещё сидишь «в девках», пиши пропало, шансов прослыть нормальной практически нет. Так и будешь доживать свой век вековухой, или старой девой.

Мало у кого на Руси была судьба незавиднее, чем у старых дев. В своём селе они становились объектами для насмешек и были недостойны многих женских радостей. Их не то презирали, не то жалели, более удачливые замужние соседки сторонились и побаивались. Старые девы до конца дней носили позорное клеймо вековухи или «непетого волосья». Это странное прозвище - напоминание незамужней девушке о том, что она лишилась атрибута почётного статуса замужней дамы – платка. Именно его перед свадьбой подружки на девичнике надевали на голову невесты, сопровождая обряд пением. Вековухи ведь через такой обряд не проходили – песни в их честь не пели и платок они не получали. Отсюда и пошло – «непетое волосьё».

Пение над волосами невесты на девичнике.
Пение над волосами невесты на девичнике.

Запрет на ношение головных уборов замужних женщин заставлял старых дев ежедневно демонстрировать собственные волосы, в которых с возрастом проблескивала седина. Поэтому самым обидным было другое прозвище старой девы – «седая макушка». По деревенской улице за вековухой нередко бежали озорные мальчишки с криками: «Гляньте, седая макушка идёт!».

Брошенная, оставленная всеми, старая дева ещё более исполнилась негодованием и ненавистью, окружила себя разными приживающими старухами, полунабожными и полубродячими, собирала сплетни со всех концов города, ужасалась развратному веку и ставила себе в высокое достоинство свое бесконечное девство. 
Герцен А.И. «Кто виноват?» 1846

Маковский «Сваха», фото из открытых источников
Маковский «Сваха», фото из открытых источников

Супружество на Руси считалось делом богоугодным, правильным. Полноценными считались просватанные и готовившие приданое для свадебного пира девы. А в отношении женщин у будущей родни имелись еще и серьезные планы на рождение детей. В силу этого вековух считали ущербными существами, которые отклонились от общепринятой нормы. Иными словами, отношение к ним было как к моральным уродам.

Вековух боялись словно страшных существ - такая слава ходила за ними по селу.
Вековух боялись словно страшных существ - такая слава ходила за ними по селу.

А было это явление совсем не редким. Согласно материалам переписи населения 1897 года, во Владимирской губернии, например, на девушек в возрасте 20-29 лет незамужних приходилось 20%, в возрасте 30-49 лет - более 8%, а в Ярославской губернии - и того больше - эти группы составляли 36% и более 16%.

Причины безбрачия были весьма разнообразны. Конечно, были девушки, у которых семейная жизнь не сложилась. Например, родители считали неприличным выдавать замуж свою младшую дочь раньше старшей, и, пока старшая искала жениха, младшей этого не разрешали, и она, таким образом, оставалась “в девичестве”. 

Одной из самых распространённых причин безбрачия являлись физические недостатки: уродство, глухота, болезненность, близорукость, хромота и др. И это вполне понятно, поскольку жену брали в дом не только для продолжения рода, но и как потенциальную работницу. Чаще обрекали себя на безбрачие девушки физически слабые но при этом из более или менее зажиточных семей, имевших достаточные средства. В крестьянской среде причиной безбрачия девушек без внешних изъянов считали также порчу, нарушение родителями ритуалов при их рождении или при заключении брака.

Старые девы присматривали за хозяйством.
Старые девы присматривали за хозяйством.

Конечно, были и девушки, которые просто не могли найти себе пару по душе. При этом чрезмерная разборчивость невесты или её родителей только мешала. Пока они ждали «лучшей партии» для старшей, у младшей росли шансы остаться в девках. А если девушка нарушала принятые нормы поведения, работала в праздничные и выходные дни, не ходила на посиделки и праздники, ее редко можно было увидеть на церковной службе, то считалось, что её безбрачие – это Божье наказание.

Препятствием к браку могли быть распространяемые вымыслы и слухи, а также различные «дурные» болезни: туберкулёз, психические расстройства или слабоумие. B число отрицательных факторов могло входить и сложившееся мнение односельчан о непотребном поведении девушки. Имело значение нарушение невинности. Бедность невесты или недостаток её приданого тоже служили значительными препятствиями при заключении брака.

На помощь невестам разного достатка вызывалась сваха, кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»

Однако бывало, что иногда девушки и сами не желали выходить замуж. Они боялись замужней жизни и оставались в доме родителей или братьев на хозяйстве, помогали управиться с малыми сестрами-братьями. Дочь оставалась в доме отца, помогала в работах по хозяйству, пользуясь достаточным отцовским содержанием. 

Точно так же взрослая сестра могла остаться незамужней в доме родного брата по его просьбе или вдовству из-за недостатка в работниках.

Спор на извечную тему: «Баба спорит со старой девкой: «Я не дура - у меня муж есть!» «Я не дура- замуж не пошла!» - возражает последняя»...

⠀Помощь с замужеством у односельчан зачастую приобретала унизительный характер. Во многих сёлах на Руси вплоть до XIX века сохранялся обычай, когда потенциальную невесту старше 20-ти сажали в корыто и возили по селу. Останавливались перед домами потенциальных женихов и кричали «Поспела! Поспела!» - до тех пор, пока парень или его родители не давали «сватам» и «невесте» от ворот поворот – зачастую весьма жёсткий и обидный.

КАКИЕ БЫЛИ ШАНСЫ ВЫЙТИ ЗАМУЖ У «ПЕРЕСПЕВШИХ» НЕВЕСТ?

1) Выйти замуж за социально или физически ущербного, отвергнутого другими девушками из-за плохого рода, бедности, слабого здоровья или крайней безнравственности («непутного»).

2) Выйти замуж за вдовца. Но тут надо принять во внимание одно обстоятельство: выйти замуж за вдовца многим мешали предубеждения и суеверия о наведенной на него порче на покойную жену. Поэтому многие девушки старались избегать таких женихов.

Так и получалось, что не выйдя замуж, вековуха находилась как бы «в пролёте». Старые девы оказывались исключенными из социума, подвергались травле. Участвовать в девичьих посиделках возраст уже не позволял, а присоединиться к женщинам замужним они ещё не могли. Им не дозволялось приходить на общее гулянье. Если вековуха и заглядывала на какой-то праздник, то быстро его покидала – все её сторонились и в лучшем случае перекидывались лишь угрюмыми взглядами и парой слов. Ни о каких задушевных беседах или дружбе с односельчанками не могло быть и речи. Девушки-невесты считали, что вековухи портят их репутацию и отпугивают женихов. Замужние брезгливо отстранялись от той, которая не знает ничего о семейной жизни, не имеет ни мужа, ни детей. И о чём с такой говорить?

⠀Вероятно, с летами она успела бы помириться с своим положением и отвыкла бы от надежд на будущее, как делают все старые девы, и погрузилась бы в холодную апатию или стала бы заниматься добрыми делами…
(И.Гончаров «Обломов» 1859 г.

Незавидным положение старой девы было и внутри семьи - она становились для неё обузой – не только моральной, но и материальной. Её постоянно попрекали куском хлеба, напоминали об ее ущербности, заставляли словно Золушку выполнять самую чёрную работу. В случае каких-либо семейных неурядиц приоритет отдавался семье в ущерб личным правам старой девы. Если её в семье притесняли, она не могла обратиться с жалобой к сельскому сходу или в суд. На все жалобы ответ был один: если тебе в семье плохо, отделись от неё.

ЧТО ДОЗВОЛЯЛОСЬ ВЕКОВУХЕ?

1) После смерти родителей старые девы при дележе наследства получали только материнские вещи.

2) Обычно вековухи уходили жить в дом брата. При этом взявшему сестру-вековуху «на пропитание» дополнительного земельного надела не полагалось.

3) Многие старые девы подавались «в чужие люди», их часто брали в няни к детям или в качестве смотрительниц за хозяйством.

ЧЕГО БЫЛО НЕЛЬЗЯ ВЕКОВУХЕ?

1) Запрещалось выполнять традиционные и почётные женские дела – например, замешивать тесто и печь хлеб.⠀

2) Вековухи не могли подходить к роженицам и были обязаны сторониться скотины – считалось, что дурным глазом они способны навести порчу.

3) Подготовка к свадебным торжествам проходила без участия старых дев.

4) Их не звали на первый праздничный день уборки урожая. Присутствие старой девы гарантировало, что урожай не долежит до весны.

Во всех бедах, свалившихся на деревню, тоже обвиняли вековух, которых нередко считали ведьмами. Избы, где жили «вековухи-ведьмы», регулярно окуривали, а постель засыпали маковыми семечками. В некоторых деревнях вековух заставляли носить специальный пояс, сшитый из поповской ризы. Якобы это защищало жителей от колдовства и порчи.

5) Вековухи могли участвовать в некоторых ритуальных обрядах. Например, широко известен обряд, совершавшийся в русских деревнях во время эпидемий для предохранения от проникновения опасных болезней. Старые девы, девушки, вдовы, старухи впрягались в косулю (соху) и проводили борозду вокруг деревни, полагая, что опахивание явится защитой.

По народным представлениям, вековухи должны были оставаться невинными, потеря девственности и рождение ими ребёнка считались особенно позорными. Однако бывали случаи, когда старые девы рожали детей, и окружающие смотрели на это снисходительно. Детей они воспитывали сами, а отца ребёнка сельский сход вынуждал давать средства на рожденного «бастарда». Народ словно оправдывал старых дев по пословице: «Любил кататься, люби и саночки возить».

Интересно, что традиционные взгляды на брак в деревнях проявлялись и в том, что в случае смерти старая дева должна была хоть символическим образом, но выйти замуж. Поэтому похороны старых дев нередко оформлялись как свадьба, ей даже подбирали «мужа» для будущей супружеской жизни на том свете.

А КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В НАШЕ ВРЕМЯ?

Предлагаю почитать красноречивый эпизод из книги Лены Романовой «Старая дева». Изменилось ли что-нибудь за эти века?

«Говорят, что у нас теперь свобода нравов. Говорят, что мы приблизились к Европе. Говорят, что у нас женщина вполне независима от мужчины.

В Европе, как известно, в брак вступают в возрасте под тридцать, и то после этого пытаются пожить «для себя», обзаводяcь «цветами жизни» на исходе детородного периода. Почему бы нам не ввести эту добрую традицию? Почему у нас до сих пор незамужнюю девушку старше двадцати двух воспринимают как потенциальную старую деву? Если не верите, попробуйте приехать в небольшой городок в средней полосе России и сказать, что вам двадцать шесть (тридцать два, тридцать восемь, сорок четыре) и вы никогда не были замужем. Окружающие посмотрят на вас как на увечную и задумаются, что с вами не так. Женщина имеет право уйти из дома в шестнадцать лет, получить любое образование, снять или купить квартиру, найти любовника или спонсора, сделать модельную карьеру, стать директором фирмы и обеспечить себе материальную независимость. Она вправе делать что угодно. Но не имеет морального права не выходить замуж. Два развода в двадцать семь лет – это нормально. А в двадцать семь лет быть незамужней – это какой-то непорядок.»

-5

-6
Psychology of love | Дзен