Память мученика празднуется в начале июня. Родился Иоанн в конце 10 века. Его дед - Хвалимир Петрович - был первым правителем после распада Сербии на несколько самостоятельных княжеств, а отец - Петрислав - стал князем небольшого Сербского княжества Дукля.
Иоанн вырос мягким, скромным, очень верующим.
Став правителем княжества после отца Иоанн-Владимир старался всех своих людей обратить в православие. Для этого он построил много монастырей и храмов в своём княжестве. Также он боролся с очень распространённой в тех местах ересью богомилов.
Иоанн-Владимир любил мир и старался избегать войн, но ему пришлось постоянно вести войны со всеми соседями. Чаще других - с болгарами и византийцами.
Болгария тогда была самым сильным государством на Балканах. Это потом её постепенно захватила Византия.
Византийский император Василий 2 предложил Иоанну-Владимиру вместе воевать с Болгарией. Тот согласился. Во время этой войны Иоанна-Владимира захватил в плен болгарский царь Самуил, и князь Иоанн сидел у него в тюрьме.
Дочь Самуила – Теодора Косара – была очень верующей. Она часто приходила в тюрьму и помогала узникам. Она полюбила благочестивого пленного сербского князя Иоанна и попросила отца освободить его и женить на ней. Самуил освободил Иоанна, вернул княжество и женил на своей дочери.
У Иоанн и Теодоры были такие чистые души, что они договорились хранить девственность и жили как брат с сестрой. Хотя были молодыми и полными сил людьми…
Потом царь Самуил умер, а его сына, следующего царя Болгарии – Гавриила-Радомира – убил на охоте двоюродный брат Иоанн-Владислав.
Став царём, он захотел убить Иоанна-Владимира. Поэтому пригласил его в гости и передал с гонцом золотой крест. Сербский князь Иоанн отвечал, что Христа распяли на деревянном кресте: «... а если слова твои искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в…Иисуса Христа». Тогда болгарский царь отправил к нему двух священников и пустынника с деревянным крестом.
Получив от священнослужителей крест, князь Владимир поехал в Болгарию. Бог помог ему избежать несколько засад в пути, где его хотели убить, и он приехал к болгарскому царю. Тот был потрясен, что князь живым добрался в его дворец. Он подбежал к нему и хотел убить, но не мог.
Тогда князь Иоанн-Владимир подал царю свой меч и сказал: «Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!». Иоанн-Владислав с гневом схватил меч и отрубил ему голову.
Святой князь поднял голову, сел на коня и, держа голову в руках, поехал в церковь. Приехав, переступив порог храма, он умер. Это случилось 22 мая 1015 года. Князя похоронили в этой же церкви.
Над его могилой потом всегда видели свет. А многие, приходившие с верой, получали исцеления. Услышав о чудесах, болгарский царь испугался и отдал Косаре — своей двоюродной сестре и жене князя — тело Иоанна-Владимира. Его привезли на родину, в монастырь св. Иоанна в Элбасане (сейчас это — Албания).
Во время следующего нападения на Сербию Иоанн-Владислав увидел, как живого, воина - убитого князя Иоанна-Владимира. Царь испугался и пытался убежать, но князь-призрак догнал и убил его… Это было спустя 3 года, в 1018 году.
Прошло время. Церковь прославила князя Иоанна-Владимира. Его тело не истлело и издавало чудесный запах. Деревянный крест, посланный убийцей, с которым его похоронили, тоже сохранился. Мощи князя православные Албании почитают как великое сокровище.
- Почему Бог прославил князя Иоанна?
Потому что он любил Бога всей душой. Князь не стал защищать себя от личного врага, ради Бога. Хотя он был отважным воином и мог бы сражаться, ведь он много раз защищал своё княжество от врагов.
Этим и отличатся смирение от трусости. Когда перед личными врагами смиряешься, а за свой род, народ или веру готов отдать и благополучие, и здоровье, и жизнь…
Это первый прославленный святой земли Сербской. А первые прославленные святые земли Русской — страстотерпцы Борис и Глеб. Они очень похожи друг на друга и своим мирным устроением души, и своей святой жизнью, и своей беззлобной смертью. Бог видел, что они уже готовы к Вечности и не будут бороться за земную жизнь, поэтому послал им одинаковый, насильственный конец этой жизни. Чтобы они проявили своё незлобие и стали мучениками. Теперь они всегда будут с Богом, будут помогать и нам, мучающимся в этой земной жизни, если мы будем просить их о помощи. Аминь!
Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден-Германия.