Найти тему

Государевы люди на Магнитке

Визиты далеко не всех высоких гостей оставили у магнитогорцев добрую память

Клим Ворошилов
Клим Ворошилов

В сентябре 1931 года по приказу Сталина в Магнитогорск приехал нарком обороны Клим Ворошилов. Он прибыл для того, чтобы лично убедиться в том, что в горе Магнитной хранятся рудные запасы в промышленных масштабах. Сигналы о том, что руды в Магнитной нет, поступали в ЦК партии. Допустить такого Сталин не мог: в Магнитострой были вложены колоссальные средства, о строительстве гиганта мировой металлургии раструбили на весь свет. Потому и помчался в Магнитку Ворошилов, чтобы лично убедиться, что отправители тревожных сигналов либо заблуждаются, либо намеренно хотят сорвать строительство комбината.

Как известно, ценой огромных усилий Ворошилову доказали, что гора Магнитная с её запасами железной руды не зря выбрана для строительства огромного металлургического предприятия. Надо заметить, что Ворошилов в Магнитке вёл себя жёстко, даже деспотично, хотя здесь были его сослуживцы, воевавшие с ним в годы гражданской войны.

На Магнитострое с наркомом случился конфуз, о котором написал в своей книге «История Магнитки» Владилен Машковцев.

«Мимо одного из митингов, где вальяжно выступал К. Е. Ворошилов, проводили в концлагерь большую колонну политзаключённых. И вдруг, заключённые, как по команде, бросились в многотысячную толпу рабочих, согнанных на «важное мероприятие». Отличить их друг от друга было невозможно. Все выглядели одинаково – голодными оборванцами. Конвоиры начали стрелять из винтовок в воздух. Ворошилов побледнел, но не растерялся: с трибуны его будто ветром сдуло. К своему автомобилю с охраной маршал бежал прытко и, запутавшись в длиннополой шинели, дважды упал. Но в толпе никто не рассмеялся». Как рассказывают, Сталин потом неоднократно напоминал Климу о его падении и посмеивался над ним.

Если визит Ворошилова никому не доставил радости, то приезд председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова в мае 1932 года был связан с успехами Магнитостроя и потому доставил немало приятных минут как руководителям стройки и комбината, так и рабочим, с которыми Молотов обсуждал вопросы жилищного и культурно-бытового обслуживания.

Вячеслав Молотов (слева) и Яков Гугель (в центре)
Вячеслав Молотов (слева) и Яков Гугель (в центре)

В честь приезда высокого гостя доменщики выдали 900 тонн чугуна вместо 600 запланированных. Молотов посетил гору Магнитную, коксохим, побывал на первой домне. На митинге Молотов приветствовал «передовых бойцов социалистического наступления». Интересная деталь: его голос был хорошо слышен толпе, состоявшей из нескольких тысяч человек. На фотографии, которая была сделана во время визита, виден необычный микрофон. Он-то и позволял слышать речь председателя Совнаркома, в которой тот давал высокую оценку труду магнитостроевцев.

Первая половина 1932 года оказалось очень удачной для Магнитостроя и его начальника Якова Гугеля. В феврале был получен первый чугун Магнитки: вступила в строй домна № 1. Незадолго до приезда Молотова пустили в эксплуатацию коксовую батарею № 7. С апреля 1932 года ускоренными темпами возводились прокатные цехи. Через месяц после отъезда Вячеслава Михайловича заработала домна № 2, получившая имя «Комсомолка».

В истории довоенной Магнитки были визиты и других государственных деятелей. Правда, в 1931 году немецкий паренёк Эрих Хонеккер ещё не имел никаких званий и высоких должностей. В составе интернациональной бригады под конспиративным именем Фриц Мольтер он пару недель трудился на Магнитострое. Впоследствии, став генеральным секретарем СЕПГ, дважды приезжал в Магнитогорск в 1971 и 1989 годах, став почётным гражданином нашего города. Есть и несколько малоизвестных фактов. Один из них – курьёзный.

Григорий Орджоникидзе
Григорий Орджоникидзе

В свой первый приезд Орджоникидзе, ознакомившись со строительством цехов завода, решил познакомиться с началом строительства капитальных домов на первой улице города. Машина с наркомом, первым секретарём обкома ВКП (б) Урала Иваном Кабаковым и начальником строительства Николаем Мышковым двигалась по направлению к строящимся домам Соцгорода. Орджоникидзе сидел рядом с шофёром.

Николай Мышков
Николай Мышков

Когда до стоявшего первым дома оставалось метров сто, Орджоникидзе вдруг властно приказал: «Стой!» и обратился к начальнику Магнитостроя, указывая на объект впереди: «Что это?» – «Уборная», – удивлённо ответил Мышков.– «Вижу. Но в каком она виде?» Впереди в нескольких метрах стояла деревянная уборная. Содержимое переполненной выгребной ямы растеклось на несколько метров в сторону дороги, шедшей под уклон. Орджоникидзе повернулся к шофёру: «Поворачивай назад. Не поеду я смотреть этот … город».

Авраамий Завенягин
Авраамий Завенягин

Эти несостоявшиеся смотрины строящегося города переполнили чашу терпения горячего наркома. В результате Н. Г. Мышков был снят со своей должности. На его место приехал Авраамий Павлович Завенягин.

Автор: Ирина Андреева, краевед

Фото: из открытых Интернет-источников

СССР
2461 интересуется