Так уж сложилось, что фасады домов в историческом районе Семенцы регулярно играют со мной злую шутку – заманивают причудливым видом в парадную, а внутри – тишь да гладь... Ни лепнины тебе, ни каминов, ни витражей.
Заприметив дом с башенкой-ротондой на Малодетскосельском проспекте, была уверена – это очередная уловка. Ну уж нет – не поведусь. И пройду мимо.
Но как только сблизилась с дверью – в парадную стал входить молодой человек. Видимо, он заметил, как жадно смотрю на вход, и решил, что сюда я и направляюсь: типа мысленно оцениваю – успею с ним зайти или придется доставать ключи. И решил мне придержать дверь.
Ох. Ну как же тут откажешься?
Приветлива кивнула ему и ускорила шаг навстречу. Бывает, что решение принимаем не мы, а судьба.
Зашла. И еле сдержала «вау» (чтобы не испугать удаляющегося незнакомца). За дверью скрывались красивейший лепной потолок, дореволюционные деревянные двери и колонны.
«Это я удачно попала», – мелькнула в голове мысль.
Убедившись, что молодой человек скрылся в квартире – поднялась на верхние этажи. А там – витражи! Да еще и какие чудесные!
Как позже узнала - это один из лучших образцов петербургского витражного искусства в стиле неоклассицизма. Вверху окон изображена зеленая гирлянда с красными вкраплениями.
Ее «сердцевину» украшает желтый цветок. В солнечный день рисунок смотрелся особенно ярко и выразительно.
К кому же в гости я забрела на этот раз?
Это доходный дом гражданского инженера Виктора Орлова. Построено здание в 1913 году. В определении стиля есть некоторые разночтения: некоторые считают, что это еще модерн, другие – что уже неоклассицизм.
Орлов и сам здесь жил. В 17-й квартире. Известно, что в нее вели две лестницы – парадная и черная. У главного входа был кабинет, а затем шла анфилада из жилых комнат. Из окна эркера квартиры был виден Исаакиевский собор.
Что любопытно и грустно – Орлов продолжал жить в этой квартире и в советские годы (точно до 1934 года). Однако, надо полагать, к тому времени у гражданского инженера появились соседи в других комнатах, ведь все «барские квартиры» становились коммуналками.
Судьба домовладельца нам точно неизвестна. Где-то мельком читала, что при Советах он стал работать главным инженером в общегородском тресте складского и рыночного хозяйства. Также писали, что во время Великой Отечественной войны он был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Но подтвердить эти данные, к сожалению, не могу. Лишь сразу несколько источников указывают, что после войны он перебрался на улицу Декабристов.
Не спешите уходить
Отдельно хочется добавить, что стоит зайти и в парадную со стороны Верейской. Там более простая лестница, но те же прекрасные витражи. И немного опаснее контингент их жильцов (ну, или мне так «посчастливилось» нарваться).
Но, как люблю говорить, кто не рискует – тот не ходит по парадным!
📍Адрес: Верейская улица, 40
Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы увидеть больше скрытых от глаз прохожих достопримечательностей Петербурга.
В Семенцах шесть улиц идут параллельно друг другу - Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая. Некогда местные жители помогали приезжим закрепить в памяти названия улиц с помощью специальной фразы, которая отсылала к историческому прошлому района:
«Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины?»
Ранее мы заглядывали в особняк на Рузовской улице. Обычно двери этой парадной обычно для посторонних заперты, но бывают исключения...