Найти тему
Жизнь как мозаика

Из Луганска в Москву поездом

Но добраться до поезда - это начало, самое начало. Ведь до него сто километров и паспортный контроль, который по привычке называют "граница".

О том, почему из города, в котором живёт примерно полмиллиона жителей не ходят поезда в предыдущей части.

LORE по способам путешествий ИЗ ЛНР:

(Не смотрите на интернет данные о населении. Триста тысяч - это перепись семнадцатого года, когда меня, например, вообще никто не переписывал, как и достаточно большое количество моих знакомых. С тех пор ещё много народу вернулось плюс живут переселенцы с освобождённых территорий, которых насчитывают ОТ пятидесяти тысяч).

Итак. Задача: попасть вовремя на поезд, который уходи без двадцати четыре из Каменска. Почему именно это время? Так сошлись звёзды. В смысле, три места со свободными обеими нижними полками в одном купе в поезде, который уходит в такое время, чтоб нам не в пять утра из дома выходить.

Билеты были приобретены заранее, ещё в марте. Это же Каменск. Все поезда, которые идут через него - это поезда ЮЖНОГО направления. И, хочу сказать, уже в десятых числах марта вагоны были заполнены где на треть, а где наполовину. В сторону Москвы. Обратные билеты (то есть ОТ Москвы в такой же комбинации получилось взять только в платцкарте).

За неделю до дня "Х" мы решили, что машиной до Каменска не едем, поскольку она решила подзаболеть автомобильной болезнью, которую быстро не решишь.

Ладно. У нас же есть автовокзал. И есть ЖД вокзал, который ввиду чрезвычайно скудного железнодорожного сообщения (электрички до ближних станций и до Ясиноватой (пригород Донецка-ДНР) ходят в гомеопатических дозах) выполняет также функции автостанции.

Тогда я, наивный человек, ещё верила, что прогресс после сентября 2022 пришёл к нам уже совсем-совсем, вот прям пришёл и захватил всё местное информационное пространство, и просто посмотрела расписание автобусов в интернете.

Автобус Луганск-Каменск шёл катастрофически неудобно: один маршрут утренний, на семь часов, и мы в Каменск приезжаем около десяти, и пинаем балду до четырех. Второй приходит в Каменск по времени уже после отправления поезда.

Но зато примерно каждый час бегают автобусы до КПП Изварино.

- Слушай, так даже быстрее, как мне кажется. Час до Изварино, там быстренько пешком. А на той стороне или маршрутка, или такси, посмотрим по времени.

- Ну, давай так. - Покладисто согласился муж. Прокладыванием маршрутов нас дома занимаюсь я. Не смотря на то, что регулярно путаю право и лево, что по жизни, что на картах. Хотя на картах я ещё могу всё перевернуть и перепутать север с югом.

Ок. Сказано - сделано. До автовокзала ближе. Забираю вечером ребёнка из садика и едем с ним туда.

- Здравствуйте, три билета до Изварино на 25 число, десять двадцать пять утра, пожалуйста.

На что кассир ответила:

- Это транзитный маршрут. Он едет с ЖД вокзала. Мы здесь предварительно билеты не продаём.

- А как тогда?

- Приходите в субботу минут за пятнадцать. Билет возьмёте на перроне.

Я постояла в нерешительности. Не люблю я эти штуки с покупкой билетов в последний момент. Всегда лучше перестраховаться и взять заранее. Так и решила. И поехали мы на ЖД вокзал...

- Нам, пожалуйста, три билета до Изварино на двадцать пятое число, десять двадцать пять утра, с автовокзала.

В ЖД вокзале в кассе на меня посмотрели с нескрываемым удивлением:

- Женщина, наши автобусы до Изварино уже два месяца как не делают остановку на автовокзале. Они полностью забиваются здесь, незачем туда заезжать.

- Но на сайте написано...

- Какой сайт? Женщина, у нашего вокзала нет официального сайта. Кто и что там в интернете пишет - я не знаю. На заборе тоже пишут.

- А почему тогда в кассе там сказали?...

- Я понятия не имею, что происходит в кассах автовокзала. Это совершенно другая организация. - Не просто другая, ещё и конкурирующая за частных перевозчиков. - Я вам повторяю: на автовокзал автобусы, следующие до Изварино, не заходят. Посадка только здесь. Следующая остановка - Краснодон.

"Вот это поворот!" - Подумала я, холодея. Хороши бы мы были в субботу на автовокзале с ребёнком и сумками в ожидании автобуса, который не придёт.

- Хорошо. Давайте три билета.

- На десять, или на двенадцать?

- Эээ, ну, у нас поезд из Каменска уходит без двадцати четыре...

- Берите на двенадцать. В час сорок пять будете на Изварино, за полчаса пройдёте. К трём в Каменск доберётесь.

Я посомневалась ещё немного. Слишком маленький зазор.

Вдруг что случится по дороге? Месяц назад в Молодогвардейск прилетело так, что сутки трасса была перекрыта, пока сапёры не дали добро. Тогда все ехали в обход, тратя вместо часа на дорогу почти три... Или вдруг авария (что тоже не редкость, у нас гораздо чаще, чем хотелось бы легковые автомобили сталкиваются с военными грузовиками на трассе) и затор. А ещё там дорожные работы идут и местами пробки образовываются. И ещё может внезапно колонна фур или военной техники идти, и её придётся пропускать... А на КПП? Мало ли что.

- Нет, давайте на десять.

- Ребёнка можно на руках. Тогда ему билет не нужен.

- Нет, спасибо, я лучше выкуплю ему место.

Она фыркнула что-то насчёт того, что такой маленький ребенок будет занимать место, на котором мог ехать какой-то взрослый, но я скорчила рожу "яжматьменянeebёt" и она молча (правда, с осуждающим видом) продала билет.

Ок. День "Х" настал. Мы на перроне. Я вспомнила в последний момент, что мы не взяли багажное место для сумки.

Вид на наш ЖД вокзал с автоэстакады, приспособленной сейчас для отправления автобусов. Раньше, до того как вылинять, крыша вокзала была золотой и нестерпимо блестела на солнце.
Вид на наш ЖД вокзал с автоэстакады, приспособленной сейчас для отправления автобусов. Раньше, до того как вылинять, крыша вокзала была золотой и нестерпимо блестела на солнце.

"Ладно, может, можно будет водителю в руку деньги сунуть. Или, если скажет, то быстро сбегаю и куплю", - только успела подумать я, как подъехала обычная газелька.

- Это автобус? - Я сказала это вслух.

- Да, на Изварино одна газелька бегает. Остальные - большие. Зато этот водитель три рейса в день делает, а не два. - Ответила мне контролёр.

- Отлично. Но куда девать багаж? - Это вопрос озадачил не только меня.

"Так вот почему меня в кассе даже не спросили про багажные места."

Она - наша колесница. Женщину с рюкзаком, которая уже внутри, через минуту заставят выйти (потеснив всех, кто заходил за ней, и зайти обратно)
Она - наша колесница. Женщину с рюкзаком, которая уже внутри, через минуту заставят выйти (потеснив всех, кто заходил за ней, и зайти обратно)

-Так! Сумки с собой, багажного отделения нет, не видно что ли? Всё с собой, пихайте под сиденья! - Сбоку вынырнул водитель. И тут же принялся ругаться сразу со всеми. Одну женщину, которая уже прошла половину прохода с рюкзаком за спиной до своего места, заставил выйти обратно, снять рюкзак и так заново войти в автобус.

Наши места были, соответственно, первым, вторым и третьим. То есть, парные сразу за водителем и одно сбоку у двери. Два рюкзака, сумка (а тёплых вещей я набрала с избытком, поверив прогнозу) и самокат влезли под парные сиденья, ноги я поставила на сумку. Под своё кресло муж запихнул чью-то сумку из прохода. Постепенно все восемнадцать пассажиров расселись. Водитель ещё поругался минут пять, требуя, чтобы в проходе не было сумок. Люди огрызались. Под сиденья в газели большие дорожные сумки в принципе не помещаются, как бы водителю этого не хотелось. Но в итоге сошлись на том, что в задней части маршрутки в проходе образовалась баррикада з сумок. В конце концов контролёр захлопнула дверь с напутствием:

- Ну, хватит уже! Езжай давай.

И мы поехали...

В пути почти два часа. Из них минут сорок по городу. Водитель объезжал улицы, где идёт замена асфальта и труб. Он оказался тем ещё любителем поиграть в шашечки на дороге. И посигналить. И поругаться. Так мы и ехали: влево, вправо, "бибип!", "хто так ездит? Ты что, права за сало купил?"

И да, всё же кассир с автовокзала была не совсем не права... Через двадцать минут наша газель заехала на автовокзал. Ага, где уже два месяца автобусы не останавливаются. Пока я укладывала в голове эти факты, в маршрутку забирались новые пассажиры.

По другому это не назовёшь, зайти цивилизованно у них не получалось, поскольку желающих было больше, чем фактически могло поместиться в остатках свободного пространства. Тут же начались новые вспышки конфликтов. Сумки, стоявшие в проходе, не давали поместиться всем желающим. Водитель ухитрялся одновременно брать плату за проезд и ругаться со всеми сразу:

- Сумки из прохода! Сколько можно говорить! Как некуда? На руки берите! Что значит, вы за багаж платили? Кому платили? У меня нет багажных мест. Плевать я хотел на кассу! Зачем вы багажные места в газель покупали? А вы куда вы прёте? А за проезд? Докудова ехать? С вас ещё десять рублей. Проходите назад! Не толпитесь!

В итоге, народу набилось как в обычную городскую маршрутку в час пик. Радовало лишь то, что новые пассажиры все были практически налегке. И то, что я взяла ребёнку отдельное место. Я сидела сбоку, надо мной висело два человека. Чей-то пакет пристроился у меня на коленях. Единственным источником свежего воздуха было приоткрытое окно у водителя, поэтому нам с сыном было относительно нормально. Как и чем дышали остальные, особенно сзади - вообще не представляю.

И мы поехали дальше. Влево, вправо, "бибип!", "хто так ездит? Водить научись!"

Если я думала, что маршрутка набита, то нет... По дороге влезло ещё два или три человека. После этого сзади поднялась новая волна ругани. Вошедшие смогли сделать это единственным способом: протолкнуть людей дальше. А дальше в проходе были сумки. И кто-то на них плюхнулся. Владелица сумки, на которую сели, возмутилась. Плюхнувшийся пытался встать, но давление потных тел не давало. Возня шла несколько минут, пока водитель резко не затормозил, всех стоявших по инерции кинуло вперёд, и человек с сумки просто слетел.

Зато сын всю дорогу с удовольствием смотрел в окно. Коровы, лошади, козы - впервые он видел их не на картинках.

- Мама! Мууу! Есё мууу! Тям!

Фото, сделанное из маршрутки. Двадцать пятое мая. А листва на деревьях вся пожухла и побурела, как в октябре. Морозы сделали своё чёрное дело. Больно было смотреть на поля, где пшеница пожелтела до соломенного цвета.
Фото, сделанное из маршрутки. Двадцать пятое мая. А листва на деревьях вся пожухла и побурела, как в октябре. Морозы сделали своё чёрное дело. Больно было смотреть на поля, где пшеница пожелтела до соломенного цвета.

На остановке "Изварино" мы вылезли взъерошенные и уже потные насквозь. Пока я собирала самокат (гусары, молчать! С сиденьем и родительской ручкой), все пассажиры исчезли в пыльной дали. Рядом с нами остановился ещё один автобус. Из него десантировалось ещё человек двадцать пять- тридцать и, построившись стройным клином, они на крейсерской скорости ломанулись в сторону КПП.

- Мда, что-то они явно знают... - Сказал муж. - Наверное, нам тоже надо ускоряться.

Ускоряйся, не ускоряйся, а примерно тридцать человек перед нами на паспортном контроле к тому моменту, пока мы туда дочапали после похода в туалет, стояло. Но прошли мы быстро. На кассе в супермаркете очередь такой же длины движется гораздо медленнее.

С другой стороны КПП очередь разбивалась на два направления: мощный целеустремлённый поток, состоявший преимущественно из женщин, достававших большие шопперы на ходу, налево, к пунктам выдачи ВБ и Озона, и тоненький ручеёк людей с дорожными сумками в сторону остановки.

Нас буквально сразу перехватил таксист, которого так и хотелось назвать бомбилой: рубашка с коротким рукавом нараспах, чтоб объёмный живот проветривался, шорты, тёмные очки, седоватый чуб дыбом:

- До Каменска! Прямо на вокзал. Полторы тыщи машина. - Запомните эту сумму. Просто запомните, потом пригодится.

Мы переглянулись со стройным, как кипарис, юношей очень интеллигентного вида:

- Нас больше, с нас тысяча, с вас пятьсот.

- Идёт.

- Тоже в Москву?

- Нет, я в Питер.

Дальше светская беседа оборвалась сама собой, потому что в машину сел водитель и...

Всю дорогу до Каменска я старалась дышать ртом. Передние окна в машине были открыты, поэтому всё амбре, исходившее от водителя сносило назад. У юноши, по моему, аж очки немного запотели. Нет, это не был запах перегара. Это был запах человека, который в течение дней (очевидно, многих-многих дней) обильно потел и не мылся. На улице мы этого не ощутили, очевидно, потому что подошли к нему с наветренной стороны, но в машине...

- В первый раз едете? Смотрите, на вокзале есть камеры хранения. Только они эти, электронные, если будете вещи оставлять, всё нужное сразу с собой берите. Их если открыл, то всё - деньги сгорели. А покушать захотите - там пельменная недалеко, десять минут идти. Дают не только пельмени. Можно и борща взять, и ребёнку. А через дорогу Магнит. Шаурма на вокзале нормальная, не отравитесь. - Он выдал нам подробнейший ликбез, правда без некоторых нюансов, как потом оказалось, но человек же не может знать всё.

Я переживала, что сыну надоест ещё почти час ехать сидя, но в степи показались ветряки... А крутятся лопасти в ветреные дни достаточно быстро, для того, чтобы от нескольких ветряков подряд зарябило в глазах. Они его поразили в самое сердце:

- Ооо! Мама! Тям! Тям! Зесь!

- Это ветряки. Вет-ря-ки.

Он подумал немного и выдал:

- Ки! Тям ки!

Ветряков хватило до самого Каменска.

-Ты гляди-ка. Сегодня уже "му" сказал, теперь "ки", - восхищалась и радовалась я. - Целых два новых слова! Давно такого не было.

Словарный запас сына в его два с половиной года меня удручал. В активном словаре был едва десяток слов. И новые не добавлялись. Я уже просила логопеда, психолога и дефектолога в садике, когда они приходили по очереди заменять заболевшего воспитателя, посмотреть на него повнимательнее. Но мне сказали, что до трёх лет они с детьми не работают, и вообще "это же мальчик, они всегда позже говорить начинают". Только дефектолог к этому добавила: "Эмоциональная сфера в норме, мелкая моторика в норме, обращенную речь понимает. Не волнуйтесь пока."

В Каменск мы прибыли без четверти час.

- Ого, ещё три часа впереди. Я за шаурмой. - Мой любимый супруг может завести блог и назвать его "дегустатор шаурмы". Где бы мы ни были, ему обязательно надо отведать местной шаурмы.

- Погоди. Давай в пельменную сходим. Там хоть посидим нормально. А если повезёт, то и под кондиционером.

- Ладно, штурман, веди.

И мы пошли... Как жаль, что я не догадалась пофотографировать дома́. У меня слабость к старой архитектуре. А тут почти целая улица дореволюционной постройки...

Просто поверьте на слово, мне там было на что посмотреть. А на одном доме висела старая-старая табличка, возвещающая, что данный дом, номер не помню какой, соревнуется с домом, номер тоже не помню, за звание дома образцового содержания. (Тут сразу вспомнилась товарищ управдом из "Бриллиантовой руки").

И мы пришли. Чтоб прочитать, что пельменная работает с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00.

- Интересно, за счёт чего они живут, если выходной у них - выходной. А в будни работают тогда же, когда и большинство? - Бурчала я всю обратную дорогу.

Сейчас, когда искала в интернете фото Каменска, в надежде найти фотографии той самой улицы Ленина, по которой мы прогулялись (в Яндекс картах есть панорамы этой улицы, кстати), я увидела что прямо по улице за этой пельменной стоит колледж. А по пути к ней мы прошли здание налоговой (дореволюционный особняк). Наверное, голодных студентов и клиентов налоговой им хватает.

Вокзал Каменска-Шахтинского. Башенка наверху не просто так - это световой фонарь для большого холла. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации
Вокзал Каменска-Шахтинского. Башенка наверху не просто так - это световой фонарь для большого холла. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации

Пришлось дегустировать привокзальную шаурму... В общем так. Если вам доведётся побывать на железнодорожной станции Каменская, то знайте - не отравитесь, всё свежее. Но очень невкусно. Потому что пресно. Абсолютно пресно. Собрать такое сочетание никаких ингредиентов (даже морковь вообще не сладкая) - это отдельный вид таланта. Даже соус в шаурме был практически безвкусным с лёгкой ноткой какой-то магазинной комплексной приправы.

Рядом есть ещё ларёк-марёк-нарёк с такой же ватной едой. Как будто это зона такая, где все вкусы кто-то запретил.

И долго. Ждать придётся долго. Уж где-где, а на вокзале с его текучкой, можно и поживее шустрить.

Зато наш ребёнок шустрил вовсю. Две попытки потеряться на ровной площади в течение десяти минут были успешно пресечены. В время пресечения третьей я сказала, что с меня хватит и мы идём в вокзал. Там хотя бы двери закрываются.

И ещё почти два часа мы ждали уже внутри. Я первым делом пошла к расписанию, чтоб уточнить, на какой путь прибывает наш поезд номер (и этот номер я, конечно же, не помню). Первое, что я выяснила - номер пути отсутствует даже как графа. Это у нас в Луганске номер пути всегда указывался в большой таблице расписания и дублировался бегущей строкой на табло у выходов из галереи, ведущей к поездам. А тут - нет, дудки. Надо слушать диспетчера, которая объявит путь за пятнадцать минут до прибытия.

Ладно. Будем слушать. Благо что громкоговоритель замечательный, слышно всё отчётливо.

Приятным сюрпризом было то, что поезд стоял целых четырнадцать минут. К сведению, ВСЕ остальные поезда в Каменске стоят ДВЕ МИНУТЫ. Этот поезд - какое-то счастливое исключение.

И, наконец, просто сюрпризом оказалось то, что наш поезд из абстрактного состава с номером приобрёл, если можно так сказать, имя: Грозный-Москва.

Первым, что я подумала, когда прочитала "Грозный" было: "Как хорошо, что я в джинсах и футболке с рукавом почти до локтя. А ведь хотела же шорты надеть..."

У меня было впереди ещё два часа беготни по вокзалу за очень активным перевозбуждённым ребёнком. И в короткие паузы, когда он вдруг решал посидеть минутку на месте, я успела себе на воображать, как мы будем ехать в самом настоящем восточном поезде с самыми настоящими восточными людьми. Советское издание "Тысячи и одной ночи" смешивалось с воспоминаниями о чеченке, с которой довелось поучиться на первом курсе, и бравых бородатых парнях "Ахмат-сила", которые жили в 2022-м в гостинице неподалёку.

А как это всё было на самом деле - в продолжении.
Немного ностальгии
Про сам поезд