Найти в Дзене
Жизнь как мозаика

Я запомнила железную дорогу совсем-совсем другой

Предупреждение: всё написано человеком, живущим в ЛНР. Поэтому описываемая реальность может отличаться от той, к которой привыкли вы.

Я начала писать о том,как мы ехали поездом в Москву. Сначала я думала, что это будет просто обзор. Потом я поняла, что невозможно передать все впечатления тем, кто ездит поездами в течении многих лет и видит их эволюцию своими глазами в режиме реального времени. Для нас, застрявших на десять лет в прошлом (а не развиваться это и есть сидеть в прошлом, пока остальные идут в будущее), нынешние поезда - это нечто из серии научной фантастики.

Предыдущая часть:

Я вспоминала, как было раньше, как это было со мной. И поняла, что без этого приквела к самой истории скорее всего будут непонятны мои эмоции и впечатления от поездки. Поэтому тем, кто хочет прочитать именно про поезд Грозный-Москва, рекомендую сразу переходить ко второй части. А пока немного воспоминаний о том времени, когда деревья были выше, трава зеленее, а поезда - поездатее.

Наш вокзал на закате. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации.
Наш вокзал на закате. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации.

...В последний раз железной дорогой я ездила в ноябре-декабре четырнадцатого. И это была скоростная электричка Луганск-Донецк. Ук-на закупила к Евро 2012 новые электрички, и после чемпионата они забегали по самым востребованным междугородным маршрутам.

Вот так выглядел вагон скоростного электропоезда до Харькова. Из Луганска он выходил в 22.00 в 6.05 он был в Харькове. Летом мне было гораздо комфортнее сидя ехать всю ночь с кондиционером, чем с шести вечера до шести утра лежать в липкой духоте пассажирского поезда.
Вот так выглядел вагон скоростного электропоезда до Харькова. Из Луганска он выходил в 22.00 в 6.05 он был в Харькове. Летом мне было гораздо комфортнее сидя ехать всю ночь с кондиционером, чем с шести вечера до шести утра лежать в липкой духоте пассажирского поезда.

Два часа в мягком кресле (с кондиционером в летом), возможность воспользоваться туалетом в любое время, а в первом классе - купить бутерброд по цене обеда в вокзальной столовой. Тогда это казалось вершиной прогресса. Тоже самое можно было сказать про скоростную электричку Луганск-Харьков, минус бутерброды, плюс все серии "Сватов", которые успевали показать за восемь часов пути длиною в триста пятьдесят километров.

И это было очень быстро. Потому что пассажирский поезд от Луганска до Харькова шёл двенадцать часов. Вот такая особенность транспортного сообщения с остальной У-й, когда ты живёшь в дорожном аппендиксе.

А тут о новом поезде и новом путешествии после десятилетнего перерыва:

Это был древний, ещё советский состав. Поезд Сумы-Луганск, номер шестьсот шесть. Мне всегда казалось, что в середине должен был быть не ноль.

Со всеми удобствами и, преимущественно, неудобствами, старого подвижного состава, помноженными на изношенность.

Помните эти окна? Сначала не откроешь, а потом не закроешь... Из Яндекса для иллюстрации.
Помните эти окна? Сначала не откроешь, а потом не закроешь... Из Яндекса для иллюстрации.

Невыносимая жара и духота летом, зимой же температура в вагоне могла колебаться от уровня "сауна" до уровня "у меня чай замёрз". Часто влажное постельное бельё.

Вечно не работающие лампочки, шторка, которая не спасает от солнца. Особенно на второй полке. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации
Вечно не работающие лампочки, шторка, которая не спасает от солнца. Особенно на второй полке. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации

Вши. Моя бабушка однажды подхватила в этом поезде вшей. А через несколько лет моя подруга тоже привезла домой в волосах нежеланных постояльцев. И главное: туалет, которым нельзя пользоваться во время стоянок в небольших населённых пунктах, а также час ДО и час ПОСЛЕ крупного населённого пункта. Санитарная зона-с.

Чай в подстаканниках, лапша быстрого приготовления, заваренная кипятком, который ещё надо было добыть у проводника. И тудух-тудух, как метроном, под подушкой.

А чего стоили торговцы всем подряд, странствующие с баулами вдоль состава... Неизменны были газеты, пирожки и мороженое (летом кукуруза), которые щедро и навязчиво предлагали пассажирам в любое время суток.

Кроме этого поезда мне приходилось ещё ездить пассажирскими до Киева и Одессы. Принципиальных отличий не было. Разве только туалеты почище и проводники повежливее.

Пригородные электрички и дизели - это отдельная шкатулка с воспоминаниями. Как проехать полтораста километров за пять часов? О, всего навсего сесть на дизель Луганск-Донецк рано-рано утром. (Поэтому скоростная электричка, которая пролетала это расстояние всего за два часа казалась просто ракетой в космос). Но это не рекорд.

Я застала такие вагоны. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации
Я застала такие вагоны. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации

Сто километров по карте за девять часов с пересадкой на полустанке посреди леса - слабо? Зато по студенческому это было практически бесплатное путешествие почти до Красного Лимана (200 км), а оттуда назад в Рубежное (ещё 90 км). Я помню те деревянные скамьи с вырезанными на них именами и непристойностями.

И даже такие, с деревянными дверями. Только совсем обшарпанные и разбитые. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации
И даже такие, с деревянными дверями. Только совсем обшарпанные и разбитые. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации

Дребезжащие двери, которые можно было открыть на ходу и курить в тамбуре, задумчиво разглядывая мир за пределами поезда. Переходы из вагона в вагон над сцеплением, под которым сливаются в рябящую полосу шпалы. Подтаявшее мороженое, от которого нестерпимо хочется пить и несчастная бабочка, бьющаяся в стекло в нескольких сантиметрах от открытой форточки...

Фото из Яндекс картинок для иллюстрации
Фото из Яндекс картинок для иллюстрации

Мне приходилось бежать зимой, проваливаясь в снег по колено наперерез поезду, который останавливается всего на три минуты. А потом запрыгивать в вагон на ходу, когда проводник тянет за воротник, а ноги висят в пустоте над улетающим вдаль ледяным перроном.

Стоять на одной платформе с кумирами, которые после концерта грузятся в свой поезд в одну сторону, а тебе надо на другой поезд в другую...

В моём случае общий вагон обычно выглядел примерно так.
В моём случае общий вагон обычно выглядел примерно так.

Ехать на третьей полке в общем вагоне, ехать в вагоне, в котором перегорел свет. И идти по электричке, фальшиво распевая песни под ненастроенную гитару товарища (нам даже пытались подавать) просто потому что было хорошее настроение и хотелось петь...

А незабвенная привокзальная площадь в Одессе образца 2004-ого года... В сквере возле фонтана непринуждённо расположился цыганский табор. Я обомлела, когда увидела, как с одной стороны фонтана цыганка стирала бельё, а с другой ещё одна купала ребёнка.

Обрезала и увеличила фото. Сразу за куполом вокзала, на одиннадцать часов, выглядывает тот фонтан. Представьте табор вокруг, постели на газоне, на верёвках сушатся какие-то тряпки, тут же на каком-то примусе готовят еду, бегают детишки... Цыгане. Просто цыгане. Просто Одесса 2004
Обрезала и увеличила фото. Сразу за куполом вокзала, на одиннадцать часов, выглядывает тот фонтан. Представьте табор вокруг, постели на газоне, на верёвках сушатся какие-то тряпки, тут же на каком-то примусе готовят еду, бегают детишки... Цыгане. Просто цыгане. Просто Одесса 2004

Но жизнь вокзалов - это просто параллельная вселенная. Или, скорее, коридор между мирами. Там всё иначе. Даже время идёт по другим законам.

Сейчас мне кажется, что это всё было в другой жизни. Я не знала другой реальности тогда и не представляла, что может быть иначе.

Да и сама дорога воспринималась как вызов, испытание, этап, который нужно пройти и преодолеть.

Древние народы считали путешествующих людьми, не принадлежащими до конца миру живых.

Странник вышел за околицу и скрылся в тумане. А через время вышел из тумана у поселения, куда направлялся. Что было между? Сцилла, Харибда, пёсьеглавцы, Калинов Мост через Реку Смородину...

Поезд, как нельзя лучше, подкреплял магическое восприятие мира: эдакий перевозчик между мирами, с хтоническими и просто мифологическими персонажами. Чистилище, выйдя из которого ты осознаёшь, как прекрасен мир вокруг и жизнь в нём.

Казалось, так было, так есть и так будет... Но...

Серьёзно. Казалось, что и на Марсе или какой-то галактической станции будет вот так. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации
Серьёзно. Казалось, что и на Марсе или какой-то галактической станции будет вот так. Фото из Яндекс картинок для иллюстрации

Пока мы отсиживались в своём маленьком непризнанной государстве за непризнанными, но такими непроницаемыми границами, мир шёл дальше. А мы теперь, как я когда-то, запрашиваем на ходу, пока нас тянут за шиворот, не давая упасть под колёса.

Нет, конечно же, я читала всякие публикации, в основном здесь, на Дзене, кстати, про современные поезда РЖД. Я думала, что буду готова. Но нет... Культурный шок всё равно наступил.

Об этом здесь: