Предупреждение: всё написано человеком, живущим в ЛНР. Поэтому описываемая реальность может отличаться от той, к которой привыкли вы.
Я начала писать о том,как мы ехали поездом в Москву. Сначала я думала, что это будет просто обзор. Потом я поняла, что невозможно передать все впечатления тем, кто ездит поездами в течении многих лет и видит их эволюцию своими глазами в режиме реального времени. Для нас, застрявших на десять лет в прошлом (а не развиваться это и есть сидеть в прошлом, пока остальные идут в будущее), нынешние поезда - это нечто из серии научной фантастики.
Предыдущая часть:
Я вспоминала, как было раньше, как это было со мной. И поняла, что без этого приквела к самой истории скорее всего будут непонятны мои эмоции и впечатления от поездки. Поэтому тем, кто хочет прочитать именно про поезд Грозный-Москва, рекомендую сразу переходить ко второй части. А пока немного воспоминаний о том времени, когда деревья были выше, трава зеленее, а поезда - поездатее.
...В последний раз железной дорогой я ездила в ноябре-декабре четырнадцатого. И это была скоростная электричка Луганск-Донецк. Ук-на закупила к Евро 2012 новые электрички, и после чемпионата они забегали по самым востребованным междугородным маршрутам.
Два часа в мягком кресле (с кондиционером в летом), возможность воспользоваться туалетом в любое время, а в первом классе - купить бутерброд по цене обеда в вокзальной столовой. Тогда это казалось вершиной прогресса. Тоже самое можно было сказать про скоростную электричку Луганск-Харьков, минус бутерброды, плюс все серии "Сватов", которые успевали показать за восемь часов пути длиною в триста пятьдесят километров.
И это было очень быстро. Потому что пассажирский поезд от Луганска до Харькова шёл двенадцать часов. Вот такая особенность транспортного сообщения с остальной У-й, когда ты живёшь в дорожном аппендиксе.
А тут о новом поезде и новом путешествии после десятилетнего перерыва:
Это был древний, ещё советский состав. Поезд Сумы-Луганск, номер шестьсот шесть. Мне всегда казалось, что в середине должен был быть не ноль.
Со всеми удобствами и, преимущественно, неудобствами, старого подвижного состава, помноженными на изношенность.
Невыносимая жара и духота летом, зимой же температура в вагоне могла колебаться от уровня "сауна" до уровня "у меня чай замёрз". Часто влажное постельное бельё.
Вши. Моя бабушка однажды подхватила в этом поезде вшей. А через несколько лет моя подруга тоже привезла домой в волосах нежеланных постояльцев. И главное: туалет, которым нельзя пользоваться во время стоянок в небольших населённых пунктах, а также час ДО и час ПОСЛЕ крупного населённого пункта. Санитарная зона-с.
Чай в подстаканниках, лапша быстрого приготовления, заваренная кипятком, который ещё надо было добыть у проводника. И тудух-тудух, как метроном, под подушкой.
А чего стоили торговцы всем подряд, странствующие с баулами вдоль состава... Неизменны были газеты, пирожки и мороженое (летом кукуруза), которые щедро и навязчиво предлагали пассажирам в любое время суток.
Кроме этого поезда мне приходилось ещё ездить пассажирскими до Киева и Одессы. Принципиальных отличий не было. Разве только туалеты почище и проводники повежливее.
Пригородные электрички и дизели - это отдельная шкатулка с воспоминаниями. Как проехать полтораста километров за пять часов? О, всего навсего сесть на дизель Луганск-Донецк рано-рано утром. (Поэтому скоростная электричка, которая пролетала это расстояние всего за два часа казалась просто ракетой в космос). Но это не рекорд.
Сто километров по карте за девять часов с пересадкой на полустанке посреди леса - слабо? Зато по студенческому это было практически бесплатное путешествие почти до Красного Лимана (200 км), а оттуда назад в Рубежное (ещё 90 км). Я помню те деревянные скамьи с вырезанными на них именами и непристойностями.
Дребезжащие двери, которые можно было открыть на ходу и курить в тамбуре, задумчиво разглядывая мир за пределами поезда. Переходы из вагона в вагон над сцеплением, под которым сливаются в рябящую полосу шпалы. Подтаявшее мороженое, от которого нестерпимо хочется пить и несчастная бабочка, бьющаяся в стекло в нескольких сантиметрах от открытой форточки...
Мне приходилось бежать зимой, проваливаясь в снег по колено наперерез поезду, который останавливается всего на три минуты. А потом запрыгивать в вагон на ходу, когда проводник тянет за воротник, а ноги висят в пустоте над улетающим вдаль ледяным перроном.
Стоять на одной платформе с кумирами, которые после концерта грузятся в свой поезд в одну сторону, а тебе надо на другой поезд в другую...
Ехать на третьей полке в общем вагоне, ехать в вагоне, в котором перегорел свет. И идти по электричке, фальшиво распевая песни под ненастроенную гитару товарища (нам даже пытались подавать) просто потому что было хорошее настроение и хотелось петь...
А незабвенная привокзальная площадь в Одессе образца 2004-ого года... В сквере возле фонтана непринуждённо расположился цыганский табор. Я обомлела, когда увидела, как с одной стороны фонтана цыганка стирала бельё, а с другой ещё одна купала ребёнка.
Но жизнь вокзалов - это просто параллельная вселенная. Или, скорее, коридор между мирами. Там всё иначе. Даже время идёт по другим законам.
Сейчас мне кажется, что это всё было в другой жизни. Я не знала другой реальности тогда и не представляла, что может быть иначе.
Да и сама дорога воспринималась как вызов, испытание, этап, который нужно пройти и преодолеть.
Древние народы считали путешествующих людьми, не принадлежащими до конца миру живых.
Странник вышел за околицу и скрылся в тумане. А через время вышел из тумана у поселения, куда направлялся. Что было между? Сцилла, Харибда, пёсьеглавцы, Калинов Мост через Реку Смородину...
Поезд, как нельзя лучше, подкреплял магическое восприятие мира: эдакий перевозчик между мирами, с хтоническими и просто мифологическими персонажами. Чистилище, выйдя из которого ты осознаёшь, как прекрасен мир вокруг и жизнь в нём.
Казалось, так было, так есть и так будет... Но...
Пока мы отсиживались в своём маленьком непризнанной государстве за непризнанными, но такими непроницаемыми границами, мир шёл дальше. А мы теперь, как я когда-то, запрашиваем на ходу, пока нас тянут за шиворот, не давая упасть под колёса.
Нет, конечно же, я читала всякие публикации, в основном здесь, на Дзене, кстати, про современные поезда РЖД. Я думала, что буду готова. Но нет... Культурный шок всё равно наступил.
Об этом здесь: