Найти тему

Сколько в мире торговых судов

Оглавление

Даём полный расклад по составу, возрасту, флагам, странам-владельцам и росту мирового торгового флота.

kandinsky 3.1
kandinsky 3.1

Источник информации: данные ЮНКТАД по состоянию на 2024 год.

По видам

Всего в мире на начало 2024 года зафиксировано 108 787 торговых судов с общим дедвейтом 2,35 млрд. тонн и вместимостью 1,6 млрд. брутто-регистровых тонн.

Распределение их по видам представим на диаграмме.

Типы торговых судов (распределение по дедвейту), %
Типы торговых судов (распределение по дедвейту), %

По количеству суда распределяются следующим образом: суда для перевозки генеральных грузов (20 733), балкеры (13 578), танкеры (12 464), контейнеровозы (6 129), прочие типы (55 883).

Самым современным является мировой флот балкеров (средний возраст 12 лет), далее следуют контейнеровозы (14 лет), нефтеналивные танкеры (20 лет) и суда для перевозки генеральных грузов (28 лет).

Рост

За период с 1980 по 2024 гг. мировой торговый флот (по общему дедвейту) вырос в 3,5 раза.

Общий дедвейт мирового торгового флота, млн. тонн
Общий дедвейт мирового торгового флота, млн. тонн

Как показывает диаграмма резкое наращивание морских торговых мощностей началось с 2004 года, когда Китай начал захватывать лидерство в мировой торговле.

Быстрее всего за указанный период выросли: балкеры (+822 млн. тонн, в 5,5 раз), танкеры (+327 млн. тонн, в 2 раза), контейнеровозы (+319 млн. тонн, в 32 раза), прочие типы (+241 млн. тонн, в 9,3 раз).

Общий дедвейт судов для перевозки генеральных грузов за этот период сократился на 29 млн. тонн.

Флаги

Более ¾ мирового торгового флота (по дедвейту) ходит под флагами 10 государств, которые мы вынесем на диаграмму.

Ведущие страны по наличию торгового флота (дедвейт), млн. тонн
Ведущие страны по наличию торгового флота (дедвейт), млн. тонн

Разумеется, реальные судовладельцы зачастую расположены совершенно в других государствах (об этом чуть ниже).

Если же брать в расчёт количество судов, то на первом месте окажется Индонезия (12226 единиц), далее следуют Китай (9530 единиц) и Панама (8338 единиц).

Фактическое владение

По данным ЮНКТАД распределение общего дедвейта по странам, в которых находятся фактические владельцы указанных судов выглядит следующим образом.

Торговый флот в разбивке по странам фактического владения (дедвейт), млн. тонн (* - Китай включая Гонконг и Тайвань)
Торговый флот в разбивке по странам фактического владения (дедвейт), млн. тонн (* - Китай включая Гонконг и Тайвань)

Кроме перечисленных стран, внушительным торговым флотом обладают: США (50 млн. тонн), Турция (47 млн. тонн), Швейцария (41 млн. тонн), Индия (41 млн. тонн), Дания (39 млн. тонн).

Как видим доля стран-оффшоров весьма немалая.

По количеству судов наибольшее фактическое владение у Китая (включая Гонконг и Тайвань) - 12 461 судно, далее следуют Греция (4 992 единицы) и Япония (4 104 единицы).

КНР также является ведущим мировым судостроителем (мы разбирали это в отдельной заметке).

Балкеры

Средняя вместимость – 40,9 тыс. брутто-регистровых тонн, средний дедвейт – 74 тыс. тонн.

Суда для перевозки насыпных грузов (уголь, зерно, руда и т. д.) ходят под флагами (по дедвейту): Панамы (200 млн. тонн), Либерии (189 млн. тонн), Маршалловых островов (157 млн. тонн) и других стран.

У самых крупных эксплуатируемых сегодня рудовозов вместимость составляет свыше 203 тыс. тонн.

Танкеры

Средняя вместимость – 29,3 тыс. брутто-регистровых тонн, средний дедвейт – 53,4 тыс. тонн.

Нефтеналивные танкеры перемещают жидкие грузы под флагами (по дедвейту): Либерии (119 млн. тонн), Маршалловых островов (108 млн. тонн), Панамы (97 млн. тонн) и других государств.

Самые крупные танкеры, используемые в настоящее время, имеют вместимость свыше 234 тыс. тонн.

Контейнеровозы

Средняя вместимость – 48,1 тыс. брутто-регистровых тонн, средний дедвейт – 53,8 тыс. тонн.

Суда, предназначенные для захода в порты, оборудованные специальными контейнерными терминалами поднимают следующие флаги: Либерия (75 млн. тонн), Гонконг (43 млн. тонн), Панама (40 млн. тонн) и других стран.

Крупнейшие действующие суда-контейнеровозы обладают вместимостью 236,5 тыс. тонн.

***

Детальный разбор российского морского гражданского флота представлен в этой заметке:

Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Если есть что добавить, пишите комментарий. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.