Рассказываем про страны с наибольшим количеством морских и речных международных портов. Россию также не обойдём вниманием.
Кроме того, укажем самые загруженные порты мира по данным авторитетного Шанхайского института международного судоходства SISI (Shangai International Shipping Institute).
Загрузка считается как по общему тоннажу грузов, так и отдельно по контейнерным терминалам. В последнем случае применяется единица измерения TEU (Twenty-foot equivalent unit) или ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). ДФЭ – один стандартный 20-футовый ISO-контейнер.
Информация о количестве портов – данные портала SeaRates.
1. США (583 портов)
В США самое большое количество портов, но только 41 из них оборудован контейнерными терминалами. Самый крупный контейнерный порт (Лос-Анжелес) занимает 16-е место в мире по загрузке среди портов этого класса. Годовой оборот составляет 9,9 млн. ДФЭ. Ещё 8 американских портов входят в первую мировую сотню.
Самый загруженный порт по общему тоннажу (Хьюстон) занимает 21-е место в мире (297 млн. тонн). Также в лидирующую мировую группу по этому показателю входят: Лос-Анжелес, Лонг-Бич и Корпус Кристи.
2. Китай (273 порта)
Если Штаты берут количеством портов, то Китай их размерами. Из первой мировой десятки портов, оборудованных контейнерными терминалами, сразу 7 находится в Китае. В первой мировой сотне насчитывается 29 китайских предприятий (включая тайваньские).
В десятку наиболее загруженных портов по общему тоннажу Китай делегировал 8 представителей. Всего же в мировом топ-50 больше половины (28 портов) находятся на территории КНР.
3. Великобритания (239 портов)
Столь большое количество морских ворот является наследием былой имперской мощи экс-«Владычицы морей».
Только 16 портов оснащены контейнерными терминалами. Самый крупный из них (порт Феликстоу) занимает 53-е место в мире по загрузке (3,5 млн. ДФЭ).
Также в мировой топ-100 входят Лондон и Саутгемптон.
4. Канада (209 портов)
Несмотря на впечатляющее количество портов, лишь небольшое их число способно тягаться по загрузке с азиатскими и даже европейскими гаванями.
Контейнерными терминалами оборудовано всего 15 портов. Самый загруженный (Ванкувер) находится на 49-м месте в мире (3,8 млн. ДФЭ).
5. Япония (178 портов)
В отличие от США, Канады и Великобритании, Страна Восходящего Солнца не утратила традиций в гражданском судостроении.
Главный порт с контейнерными терминалами (Токио) обрабатывает 4,9 млн. ДФЭ в год (39-е место в мире). Также в первую мировую сотню входят Йокогама, Кобе, Нагоя и Осака.
Крупнейший порт по общей загрузке (Нагоя) занимает 45-е место в мире (165,1 млн. тонн).
6. Индонезия (159 портов)
Для одного из самых населённых государств планеты, к тому же находящимся на островах было бы странно не иметь развитую портовую инфраструктуру.
При этом 16 портов принимают контейнерные грузы. Крупнейший из них (Танджунг Приок) обрабатывает 6,4 млн. ДФЭ, что соответствует 28-му месту в мире. Также в ведущую мировую сотню входит другой мощный порт - Танджунг Перак.
7. Италия (102 порта)
Контейнерными терминалами оборудовано 17 портов.
Самый крупный из них называется Джоя Тауро. Он находится на пути между Суэцким каналом и Гибралтаром. В 2022 году через него прошло 3,3 млн. ДФЭ (59-е место в мире).
В первую мировую сотню этой же категории портов входит Генуя.
8. Норвегия (95 портов)
Двадцать портов могут принимать контейнерные грузы, но ни один из них не загружен достаточно, чтобы войти в мировой топ-100.
9. Швеция (95 портов)
Контейнерными терминалами оборудовано 14 портов. Ни один из них не входит в число крупнейших в мире.
10. Франция (89 портов)
Главный французский контейнерный порт (Гавр) занимает 70-е место в мире по оборотам (3,1 млн. ДФЭ). Всего же 15 портов способны принимать и отпускать грузы подобного типа.
Другие страны
Помимо перечисленных стран, в топ-50 по общему тоннажу входят четыре южнокорейских порта (Пусан, Кванъян, Ульсан и Инчхон) и три австралийских (Порт-Хедленд, Дампир и Ньюкасл).
В мировом топ-100 контейнерных терминалов находится три южнокорейских порта (Пусан, Инчхон и Кванъян), три вьетнамских (Хошимин, Хайфон и Кай Меп), три турецких (Амбарли, Измит и Мерсин), три испанских (Валенсия, Альхесирас и Барселона) и три саудовских (Джидда, Король Абдалла и Даммам).
Остальные страны делегировали в вышеперечисленные рейтинги по 1-2 представителя.
Россия
В России 70 портов (15-е место в мире), в том числе четыре на новой конституционной территории (Бердянск, Мариуполь, Скадовск и Херсон).
11 контейнерных терминалов: Калининград, Усть-Луга, Санкт-Петербург, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Холмск, Корсаков, Восточный, Находка и Владивосток. Ни один из них не входит в первую мировую сотню по загрузке.
В то же время, Новороссийск занимает 49-е место в мире по общему тоннажу (147,4 млн. тонн в прошедшем году). Вполне приличный показатель.
Чтобы играть более заметную роль в мировой морской торговле необходимо реализовывать масштабные проекты, о которых мы рассказывали здесь.
Возможно, вам также будет интересно:
Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Если есть что добавить, пишите комментарий. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.