Делаем краткий экскурс по всем действующим гражданским морским судам, принадлежащим России, согласно официальным данным за 2023 год.
Источник информации: Федеральное агентство морского и речного транспорта.
1. Рыболовецкие суда (820 единиц)
Средняя вместимость – 1599 брутто-регистровых тонн (2,8316 м3)
Средний дедвейт – 882 тонны
Средняя мощность – 1 867 кВт
Достаточно внушительный флот, позволяющий России занимать ведущие позиции в мире по валовому вылову рыбы. Особенно в деле промысла минтая.
Проблемой является достаточно солидный возраст судов. 64% из них старше 30 лет. Только 48 единиц спущено на воду за последние 10 лет. Правда, они в среднем в два раза вместительнее и мощнее 30-летних.
2. Рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда (23 единицы)
Средняя вместимость – 6 844 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 4 499 тонн
Средняя мощность – 2 863 кВт
Среди судов данного типа нет ни одного моложе 21 года. Самая крупная в мире рыбоконсервная плавучая база «Всеволод Сибирцев» была построена в 1989 году.
3. Суда для генгруза (625 единиц)
Средняя вместимость – 1 565 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 2 834 тонны
Средняя мощность – 1 522 кВт
Сразу 78 судов, которые перевозят товар в контейнерах, ящиках, тюках и прочей упаковке моложе 5 лет. Тем не менее, большая их часть (339 единиц) была изготовлена не позднее начала 1990-х годов.
Самые крупные контейнеровозы мира имеют вместимость свыше 236 тыс. тонн. Есть куда стремиться.
4. Буксиры (408 единиц)
Средняя мощность – 2 211 кВт
Почти четверть всех машин этого типа моложе 10 лет. Более того, они в два раза мощнее своих собратьев из советского времени.
5. Нефтеналивные суда (398 единиц)
Средняя вместимость – 8 851 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 13 449 тонн
Средняя мощность – 3 511 кВт
С учётом того, что сырая нефть является ключевым экспортным товаром нашего государства, состояние танкерного флота также имеет важное значение. 90 единиц имеют возраст до 10 лет, 156 единиц – старше 30 лет.
Один из самых новых и крупных танкеров России – «Владимир Мономах» (2020 года постройки) имеет дедвейт 114 тыс. тонн, что сопоставимо с крупнейшими танкерами мира (более 321 тыс. тонн).
6. Наливные прочие (25 единиц)
Средняя вместимость – 258 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 386 тонн
Средняя мощность – 271 кВт
21 судно из 25 в этой группе старше 30 лет.
7. Рефрижераторы (130 единиц)
Средняя вместимость – 4 063 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 4 220 тонн
Средняя мощность – 3 324 кВт
Также достаточно старый флот - 123 судна старше 25 лет.
8. Суда обеспечения (75 единиц)
Средняя вместимость – 2 101 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 2 136 тонн
Средняя мощность – 7 953 киловатт
9. Научно-исследовательские суда (65 единиц)
Средняя вместимость – 2 373 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 1 116 тонн
Средняя мощность – 2 654 кВт
Новых судов также относительно немного 54 объекта были построены либо во времена СССР, либо сразу после его распада.
Предполагается, что самым крупным судном данного типа станет «Иван Фролов», который по планам будет спущен на воду в 2028 году. Возможно, он сможет сделать открытия того же уровня как те, о которых мы рассказывали в этой заметке.
10. Пассажирские суда (40 единиц)
Средняя вместимость – 2 240 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 689 тонн
Средняя мощность – 3 724 кВт
Средняя пассажиро-вместимость – 106 чел.
Крупные пассажирские суда никогда не являлись сильной стороной нашего флота. На сегодняшний день 24 судна имеют возраст 30 лет и более.
До самых крупных круизных лайнеров, способных брать на борт до 7600 пассажиров, нам достаточно далеко.
11. Грузопассажирские суда (13 единиц)
Средняя вместимость – 4 450 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 1 874 тонн
Средняя мощность – 8 822 кВт
Средняя пассажиро-вместимость – 105 чел
12. Ледоколы (34 единицы)
Средняя вместимость – 11 637 брутто-регистровых тонн
Средний дедвейт – 4 077 тонн
Средняя мощность – 25 102 кВт
16 ледоколов из тех, что сейчас в строю были построены за последние 30 лет, в том числе «Арктика» - самый мощный в мире (60 МВт).
***
Помимо вышеперечисленных, в гражданский морской флот России входят следующие типы судов: земснаряды (36 единиц), рудовозы и навалочные (23 единицы), контейнерные, баржевозы, доковые (23 единицы), нефтенавалочные и нефтерудовозы (8 единиц), прочие суда (449 единиц).
Возможно, вам также будет интересно:
Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Если есть что добавить, пишите комментарий. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.