Найти в Дзене
Наука и фантастика

Когда НАСА заказывает музыку

Оглавление

Композиторы, о которых я тут пишу (смотрите подборку "Музыка и космос") обычно создают произведения на космические темы по своей инициативе. Несколько реже - по заказу официальных организаций. И уж совсем редко такими организациями оказываются государственные корпорации, занимающиеся космическими полетами.

Американский композитор Генри Делингер (Dehlinger), позиционирующий себя как современный автор классической музыки (то есть написанной в академической традиции), создал в 2023 году партитуру "Космические циклы: симфония пространства" (Cosmic Cycles, A Space Symphony). Это был заказ Национального филармонического оркестра, осуществленный в тесном сотрудничестве с центром космических полетов НАСА, и особенно студией научной визуализации при этом центре (Scientific Visualization Studio).

Генри Делингер. С сайта композитора (скачивание фото - легально).
Генри Делингер. С сайта композитора (скачивание фото - легально).

Замысел и структура

Как декларирует сам автор, "Космические циклы" - это опыт иммерсивного сочетания симфонического концерта с видеорядом, представляющем собой визуализацию данных НАСА о Солнце, Луне и планетах нашей системы. Фильм проецируется на огромный экран, и слушатели мысленно путешествуют по космосу, внимая семи симфоническим поэмам.

Инициатором идеи был дирижер Пётр Гаевский, который давно сотрудничал с НАСА в создании мультимедийных проектов, включавших, помимо прочего, симфонический цикл Густава Холста "Планеты".

Но ранее Гаевский просил партнеров из НАСА подобрать видеоряд к концертам, а на сей раз предложил создать фильм о космосе, под который композитор "подложил" бы музыку. Такого композитора Гаевский нашел в лице Делингера, сочинения которого в США довольно популярны.

Премьера сочинения состоялась 11 мая 2023 года, затем последовал ряд других исполнений в разных городах и штатах США. Все они сопровождались восторженными отзывами в прессе.

Далее я суммирую некоторые данные из авторских аннотаций.

Часть 1: Солнце

В оркестре доминируют медные духовые и орган, создающие впечатление мощного "восхода" нашей звезды в сияющей тональности До мажор.

Скриншот из интервью с композитором
Скриншот из интервью с композитором

Часть 2: Земля, наш дом (Earth, Our Home)

 В начале раздела звучат струнные, флейты и гобои пианиссимо, что выражает хрупкую красоту нашей планеты, увиденной из космоса. Постепенно музыка становится энергичной и устремленной вперед.

Скриншот
Скриншот

Часть 3: Земля как искусство (Earth as Art)

Здесь отражается красота земных ландшафтов, запечатленных с помощью спутника Landsat.

Скриншот
Скриншот

Часть 4: Луна (Moon).

Часть посвящена американским полетам на Луну - и прошлым, и будущим, запланированным миссией Артемида. Делингер использует свою тему "Возвращение на Луну: фанфара для "Артемиды"", сочиненную в 2022 году (соло трубы). В конце части изображается восход Земли над Луной.

Скриншот
Скриншот

Часть 5: Межпланетная фантазия (Planetary Fantasia)

Воображаемое путешествие по планетам Солнечной системы, от Меркурия до Нептуна.

(Тут мне невольно вспомнилась мнемоническая фраза, помогающая запомнить последовательность планет: Мы Ведь Знаем: Мама Юли Села Утром на Пилюли. Пилюль, то есть Плутона, в данном случае нет, его разжаловали из планет).

Часть 6: Странники (The Travelers)

Часть посвящена кочующим космическим объектам - астероидам и кометам.

Скриншот
Скриншот

Часть 7: Эхо Большого Взрыва (Echoes of the Big Bang)

Исследование истоков Вселенной, от Столпов Творения и Туманности Ориона до сверхмассивной черной дыры М87.

Но завершается всё, конечно, торжествующим аккордом До мажор (куда ж без этого!).

Скриншот
Скриншот

Послушать и посмотреть весь цикл можно на Ютубе. Он выложен по частям, нужно будет переходить на следующие ролики самостоятельно, руководствуясь плейлистом.

Скриншот
Скриншот

Что я об этом думаю

Поскольку я тут собираю коллекцию космической музыки, то посмотрела и послушала и это сочинение.

Однако впечатление очень двойственное.

Для сопровождения популярно-просветительских фильмов, вроде тех, что идут в планетариях, музыка вполне пригодна. И народ такое искусство воспринимает хорошо: надо же, дескать, классика, а всё понятно.

Однако бывают пьесы, созданные примерно с той же целью, но как-то поинтереснее - например, "Величие Вселенной" Эрика Уитакра.

Сама по себе музыка Делингера, увы, донельзя банальна. Это типичная американская киномузыка примерно середины 20 века, честная, добротная, но основанная на узнаваемых клише (Рихард Штраус, Чарльз Айвс и даже, прости Перун, Римский-Корсаков). Хорошее владение оркестром и гармонией, ни ничего авангардного или ярко индивидуального.

Возможно, для людей, не искушенных в музыкальном искусстве, это - именно то, что надо.

Хорошо, однако, то, что в "загнивающих" Штатах осуществляются такие проекты, призванные приобщить народные массы как к симфонической музыке, так и к космическим исследованиям. Даже если это делается не ради чистого искусства и высокой науки, а ради привлечения денежных средств в обе сферы, в этом нет ничего предосудительного. Однако музыка в данном случае остается сугубо прикладной, слушать ее без видеоряда лично мне просто скучно.

--

В моей космоопере "Хранительница", в романе "Возвращение Улисса", уйлоанский музыкальный гений, принц Ульвен Киофар Саонс, создает ораторию, посвященную родной планете - "Тиатара", но после успешной премьеры, когда весь зал подхватывает мелодию финального хора, погружается в уныние. Ему не нравится результат. Он считает, что пошел на поводу у массового вкуса и упростил свою задачу:

Может быть, мне не стоило торопиться и исполнять ораторию в нынешнем виде. Я так жаждал услышать ее наяву, что пренебрег своим внутренним голосом, говорившим мне: «Ульвен, это вовсе не то, что тебе пригрезилось как живой звукообраз нашей планеты. Ты создал ряд музыкальных картин, а на самом деле тут требовалось нечто более сложное и глубокое»… Поскольку мне никто не скажет подобных слов, я решил произнести их сам. Честно и во всеуслышание.

Возможно, именно этим гений и отличается от обычного профессионала, выполняющего престижный заказ.