Найти тему
Наука и фантастика

Планетарий Густава Холста

Среди музыкальных сочинений, связанных с темой космоса, широкой известностью пользуется симфоническая сюита "Планеты" (The Planets) английского композитора Густава Холста (Gustav Holst, 1874-1934).

Холст написал много разных сочинений, но прославился именно "Планетами", созданными в 1914-1916 годах. Поводом к возникновению сюиты стал разговор с друзьями на астрологические темы. Холст увлекался астрологией и гороскопами (у всех свои слабости, Артур Конан Дойл, как известно, был приверженцем спиритизма, но мы любим его не только за это!).

Холст и планеты. Коллаж отсюда: https://www.skyatnightmagazine.com/space-science/gustav-holst-the-planets-making-of-masterpiece/
Холст и планеты. Коллаж отсюда: https://www.skyatnightmagazine.com/space-science/gustav-holst-the-planets-making-of-masterpiece/

Семь частей сюиты отображают не столько астрономические, сколько астрологические образы семи планет Солнечной системы, видимых с Земли:

Марса, Венеры, Меркурия, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна.

Каждая планета снабжена образной характеристикой, восходящей к античным представлениям, однако не соответствующей реальным свойствам этих небесных тел.

  1. Mars, the Bringer of War. Allegro \ Марс, Вестник Войны
  2. Venus, the Bringer of Peace. Adagio \ Венера, Вестница Мира
  3. Mercury, the Winged Messenger. Vivace \ Меркурий, Крылатый Вестник
  4. Jupiter, the Bringer of Jollity. Allegro giocoso \ Юпитер, Вестник Веселья
  5. Saturn, the Bringer of Old Age. Adagio \ Сатурн, Вестник Старости
  6. Uranus, the Magician. Allegro \ Уран, Маг
  7. Neptune, the Mystic. Andante – Allegretto \ Нептун, Мистик

В сюите нет Земли и нет Плутона (который, впрочем, был открыт только в 1930 году, а в 2006 году оказался разжалован из полноценных планет и причислен к "карликовым планетам").

Порядок семи частей сюиты, как нетрудно заметить, не соответствует расположению планет по отношению к Солнцу.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Действительно, в первоначальном эскизе первой частью сюиты должен был стать "Меркурий, Крылатый Вестник". Но композитор предпочел более яркое и конфликтное начало, столкнув контрастные сферы: агрессивно-мужское, брутальное звучание (Марс) и умиротворенно-созерцательное, женственное и нежное (Венера). Нет нужды пояснять, что воинственный образ Марса продиктован его красноватой окраской (объективный факт), а на самом деле, как нам исправно сообщают трудолюбивые марсоходы, планета сумрачная, каменистая и довольно холодная, Венера же, наоборот, хотя сияет на небе чудесным голубым светом, представляет собой адский ад, в котором нет ничего умиротворяющего. Правда, существуют гипотезы, что в густых облаках над Венерой температуры вполне комфортные, и там даже могут обитать какие-то бактерии, а в будущем будет возможно построить орбитальный город.

Возможно, начало с Марса могло быть обусловлено историческим контекстом: сюита создавалась во время Первой мировой войны. Но существуют и другие объяснения такого расположения частей: центральная пьеса - Юпитер, самая огромная планета, здесь находится ось симметрии, а остальные планеты образуют два крыла - активное, позитивное, действенное, и замедленное, меланхолическое, мистическое. Эта концепция одновременно и космологична, и индивидуальна, и художественно убедительна. Интересно, что крайние части - Марс и Нептун - несмотря на свою образную противоположность, написаны в очень необычном для западноевропейской музыки пятидольном размере (5\8 и 5\4). Пусть немузыканты не пугаются нашего "птичьего языка", тут нет ничего сложного. Для русской музыки несимметричные метры естественны. Вспомним былинный стих ("Ах ты, волчья сыть, травяной мешок") - он пятидольный, если не растягивать никакие слоги. Или что-нибудь такое: "Ты приди, приди, весна красная". Но для западноевропейской поэзии такие метры не свойственны, поэтому и в музыке они встречаются крайне редко, в особых случаях. У Холста - как раз такой случай. Если бы Марс буйствовал не на 5\8, а в маршевом ритме (4\4 - ать, два, ать, два!), образ стал бы более плоским, земным, солдафонским. А в пьесе "Нептун" композитор даже пояснил в ремарке, предназначенной дирижеру, что это за диковинный размер: "Три доли, за ними две".

Фрагмент партитуры.
Фрагмент партитуры.

Помимо огромного оркестра со всеми возможными в начале 20 века инструментами, включая арфу, челесту и орган, Холст использовал в "Нептуне" женский хор без слов, разделенный на две части и размещенный в помещении за сценой. Окончание "Нептуна" и всей сюиты - таинственно исчезающее, музыка не кончается, а растворяется в пространстве, перестает быть слышимой, и это передается не только затиханием (diminuendo), но и постепенным закрыванием двери, отделяющей закулисное помещение хора от сцены и зала.

"Планеты" Холста снискали широкую популярность не только среди музыкантов академического направления и любителей симфонической музыки, но и у представителей других направлений и других видов искусства. Образы и темы "Планет" много раз аранжировались различными рок-группами, использовались в кинофильмах и сериалах, а мелодия центрального эпизода "Юпитера" превратилась в песню, первый вариант которой создал сам Холст ("Я клянусь тебе, моя страна"), а затем появились и другие трактовки, с религиозными текстами.

Записей "Планет" существует множество (в первый раз сочинение было записано на грампластинку в 1922 году). Можно выбрать исполнение, которое больше по вкусу.

В нашей стране "Планеты" играют реже, чем на Западе, но иногда они все-таки звучат в концертах.

--

Бывает, что композитор увлекается астрологией.

А бывает, что музыковед пишет космическую фантастику с героями-инопланетянами. Это один из способов пережить трудные времена.

Мою космооперу "Хранительница" можно читать на Бусти (когда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые жлобские условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".