Среди музыкальных сочинений, связанных с темой космоса, широкой известностью пользуется симфоническая сюита "Планеты" (The Planets) английского композитора Густава Холста (Gustav Holst, 1874-1934).
Холст написал много разных сочинений, но прославился именно "Планетами", созданными в 1914-1916 годах. Поводом к возникновению сюиты стал разговор с друзьями на астрологические темы. Холст увлекался астрологией и гороскопами (у всех свои слабости, Артур Конан Дойл, как известно, был приверженцем спиритизма, но мы любим его не только за это!).
Семь частей сюиты отображают не столько астрономические, сколько астрологические образы семи планет Солнечной системы, видимых с Земли:
Марса, Венеры, Меркурия, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна.
Каждая планета снабжена образной характеристикой, восходящей к античным представлениям, однако не соответствующей реальным свойствам этих небесных тел.
- Mars, the Bringer of War. Allegro \ Марс, Вестник Войны
- Venus, the Bringer of Peace. Adagio \ Венера, Вестница Мира
- Mercury, the Winged Messenger. Vivace \ Меркурий, Крылатый Вестник
- Jupiter, the Bringer of Jollity. Allegro giocoso \ Юпитер, Вестник Веселья
- Saturn, the Bringer of Old Age. Adagio \ Сатурн, Вестник Старости
- Uranus, the Magician. Allegro \ Уран, Маг
- Neptune, the Mystic. Andante – Allegretto \ Нептун, Мистик
В сюите нет Земли и нет Плутона (который, впрочем, был открыт только в 1930 году, а в 2006 году оказался разжалован из полноценных планет и причислен к "карликовым планетам").
Порядок семи частей сюиты, как нетрудно заметить, не соответствует расположению планет по отношению к Солнцу.
Действительно, в первоначальном эскизе первой частью сюиты должен был стать "Меркурий, Крылатый Вестник". Но композитор предпочел более яркое и конфликтное начало, столкнув контрастные сферы: агрессивно-мужское, брутальное звучание (Марс) и умиротворенно-созерцательное, женственное и нежное (Венера). Нет нужды пояснять, что воинственный образ Марса продиктован его красноватой окраской (объективный факт), а на самом деле, как нам исправно сообщают трудолюбивые марсоходы, планета сумрачная, каменистая и довольно холодная, Венера же, наоборот, хотя сияет на небе чудесным голубым светом, представляет собой адский ад, в котором нет ничего умиротворяющего. Правда, существуют гипотезы, что в густых облаках над Венерой температуры вполне комфортные, и там даже могут обитать какие-то бактерии, а в будущем будет возможно построить орбитальный город.
Возможно, начало с Марса могло быть обусловлено историческим контекстом: сюита создавалась во время Первой мировой войны. Но существуют и другие объяснения такого расположения частей: центральная пьеса - Юпитер, самая огромная планета, здесь находится ось симметрии, а остальные планеты образуют два крыла - активное, позитивное, действенное, и замедленное, меланхолическое, мистическое. Эта концепция одновременно и космологична, и индивидуальна, и художественно убедительна. Интересно, что крайние части - Марс и Нептун - несмотря на свою образную противоположность, написаны в очень необычном для западноевропейской музыки пятидольном размере (5\8 и 5\4). Пусть немузыканты не пугаются нашего "птичьего языка", тут нет ничего сложного. Для русской музыки несимметричные метры естественны. Вспомним былинный стих ("Ах ты, волчья сыть, травяной мешок") - он пятидольный, если не растягивать никакие слоги. Или что-нибудь такое: "Ты приди, приди, весна красная". Но для западноевропейской поэзии такие метры не свойственны, поэтому и в музыке они встречаются крайне редко, в особых случаях. У Холста - как раз такой случай. Если бы Марс буйствовал не на 5\8, а в маршевом ритме (4\4 - ать, два, ать, два!), образ стал бы более плоским, земным, солдафонским. А в пьесе "Нептун" композитор даже пояснил в ремарке, предназначенной дирижеру, что это за диковинный размер: "Три доли, за ними две".
Помимо огромного оркестра со всеми возможными в начале 20 века инструментами, включая арфу, челесту и орган, Холст использовал в "Нептуне" женский хор без слов, разделенный на две части и размещенный в помещении за сценой. Окончание "Нептуна" и всей сюиты - таинственно исчезающее, музыка не кончается, а растворяется в пространстве, перестает быть слышимой, и это передается не только затиханием (diminuendo), но и постепенным закрыванием двери, отделяющей закулисное помещение хора от сцены и зала.
"Планеты" Холста снискали широкую популярность не только среди музыкантов академического направления и любителей симфонической музыки, но и у представителей других направлений и других видов искусства. Образы и темы "Планет" много раз аранжировались различными рок-группами, использовались в кинофильмах и сериалах, а мелодия центрального эпизода "Юпитера" превратилась в песню, первый вариант которой создал сам Холст ("Я клянусь тебе, моя страна"), а затем появились и другие трактовки, с религиозными текстами.
Записей "Планет" существует множество (в первый раз сочинение было записано на грампластинку в 1922 году). Можно выбрать исполнение, которое больше по вкусу.
В нашей стране "Планеты" играют реже, чем на Западе, но иногда они все-таки звучат в концертах.
--
Бывает, что композитор увлекается астрологией.
А бывает, что музыковед пишет космическую фантастику с героями-инопланетянами. Это один из способов пережить трудные времена.
Мою космооперу "Хранительница" можно читать на Бусти (когда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые жлобские условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".