Рынок вторчермета функционирует на основе процессов скупки и перепродажи черного металлолома различных видов. Чермет для удобства ценообразования, оценки, сортировки, учеты и соблюдения требований приемки делят на несколько классификационных групп.
Утвержденная официально классификация черного металлолома представлена в ГОСТе по вторичным черным металлам (2787-75), но он представляет только официальные классификации.
Например, в ГОСТе можно подробно изучить допуски разграничения сталей и чугунов по проценту углерода, описание 67 групп металлолома по типам и процентному содержанию легирующих добавок, 28 категорий чермета по особенностям сплава и типам изделий.
Кроме групп, классов и категорий, у черного металлолома есть классификация по видам. Видовые группы лома – один из критериев, который скупщики учитывают при скупке лома. В ряде случаев вид лома может даже оказаться более существенным фактором при определении цены за 1 кг, чем марка сплава или категория.
Расскажем, какие есть основные видовые группы черного металлолома и как их оценивают в пунктах приема.
Бытовой черный металлолом
Бытовой лом – видовая группа чермета, представленная в скупке наиболее широко. Это самые часто сдаваемые в скупку изделия, но имеющие не настолько высокий ценник, чтобы стать серьезным источником прибыли.
Что относится к бытовому лому?
К бытовому лому относятся:
- бытовая техника – газовые плиты, водонагреватели, стиральные машины, холодильники, микроволновые печи;
- металлическая фурнитура, элементы интерьерного декора, отделки;
- старые чугунные ванны;
- чугунные радиаторы отопления;
- посуда, емкости из металла.
Особенностью всего бытового лома является сложный состав, что и обуславливает его низкую цену.
Сколько стоит бытовой лом?
Многие виды бытового черного лома невыгодно сдавать, если заказывать скупку с вывозом. Например, с холодильника или стиральной машины на входе получается очень маленький объем металла, и его стоимость не перекрывает даже доставку до приемного пункта.
Если бытовой лом сдается целиком, это еще больше снижает цену: скупщик вынужден поставить большой процент засора, так как в составе, к примеру, техники будет много посторонних материалов.
Кроме низкой цены и высокого процента засора, у бытового лома есть еще одна особенность: многие изделия из данной видовой группы входят в состав чермета, запрещенного к скупке, являющегося антиквариатом. Сюда относится старая посуда, предметы интерьера, каркасы люстр, элементы мебели, которые при всем желании сдать на металлолом не получится: их лучше сразу продавать на соответствующих тематических площадках.
Медали, ордена, кубки, наградные статуэтки тоже относятся к бытовому лому, но их не принимают в скупку по закону.
Самую большую прибыль в бытовом ломе могут принести радиаторы отопления и ванны, но они уже уходят в прошлое, и в скупку попадают, как правило, очень старые образцы, причем все реже и реже.
Строительный черный лом
Вторую по популярность группу лома, сдаваемого в скупку, составляет строительный лом. Он поступает в пункты приема как от частных лиц, так и от специализированных организаций и строительных компаний.
В строительный чермет входят все материалы и отходы строительства, включая металлоконструкции, образованные после сноса, капитального ремонта и реконструкции объектов различного целевого назначения.
Что относится к строительному лому?
В строительный лом специалисты пунктов приема включают:
- арматуру всех видов и категорий, типоразмеров и назначения,
- каркасы сооружений и ограждения,
- разнообразные профили, элементы навесов и козырьков,
- листовые отделочные и кровельные материалы, представленные преимущественно листовой сталью,
- канаты, проволоку, обрезки металлических деталей, тросы, крепежные детали.
Нетрудно догадаться, что из-за разнообразия изделий, входящих в обширную видовую группу строительного лома, ценник внутри нее тоже предельно широкий.
Сколько стоит строительный лом?
По стоимости самый высокий показатель у листовой стали и арматуры, если они в нормальном состоянии. К слову, основу строительного лома составляет чермет категорий 3А и 5А с нормальной ценой за 1 тонну.
Чуть меньше скупщики готовы заплатить за обрезки, проволоку, крепеж. Это самый дешевый строительный лом, который, к тому же, не все скупщики вообще готовы покупать, если речь не идет об оптовых партиях.
Для получения хорошего вознаграждения за строительный лом важен параметр качества сортировки. При сдаче отсортированного чермета есть все шансы получить на 30-35% больше.
Транспортный лом
Транспортный лом – масштабная группа чермета, которая не имеет жестких рамок по включенности. В целом в нее входят любые станки, оборудование, краны, автомобили и спецтранспорт, а также вспомогательные механизмы.
Что входит в транспортный лом?
Основные виды транспортного лома:
- легковые и грузовые авто, спецтехника, прицепы,
- автобусы, троллейбусы, трамваи,
- цистерны, бортовые платформы, автовозы,
- военная и морская техника.
При этом в транспортный лом не входит железнодорожный транспорт. Для него есть отдельная группа.
Как оценивают транспортный лом?
Ключевая особенность транспортного лома – зависимость цены за 1 тонну от формата сдачи. На практике, если в скупку привозят чермет, который специалист обозначает как транспортный, то это автоматически значит высокий процент засора и невысокую стоимость. Но работает данное правило только в отношении целиком сдаваемого транспортного лома.
Для скупщика он связан с большим объемом последующих работ по переработке, разборке, сортировке, поэтому и платят за него относительно немного.
Поэтому все, кто рассчитывает серьезно заработать, если привезет в скупку старый автомобиль, могут разочароваться итоговой суммой, не понимая принципов ценообразования в пунктах приема.
А вот транспортный лом, сдаваемый в разобранном и отсортированном виде, может принести хорошую прибыль. В скупке его могут разнести в разные другие группы (лом электродвигателей, листовой и кусковой чермет), у которых в целом более высокие ставки.
Краны как источник металлолома
Мостовые, кабельные, стреловые, башенные, козловые краны – отдельный вид металлолома, который представляет большой интерес для скупщиков. Такие установки обычно сдают с демонтажем и вывозом. Основу получаемого после разборки и нарезки лома составляют группы 3А и 5А.
При этом из кранов можно получить несколько механизмов, которые пригодны для вторичного использования без переработки. Это редуктор, лебедки, двигатели и некоторые другие узлы.
Краны относятся к прибыльному источнику металлолома, но в случае с их сдачей необходимо сразу учитывать расходы на демонтаж и вывоз, а они могут составить более 40% от общей стоимости металлолома.
Промышленный лом
Станки, промышленное оборудование, производственные линии, инструменты, специализированные установки входят в небольшую и узкопрофильную группу промышленного лома.
Она имеет высокую цену за 1 кг, так как в большинстве случаев промышленные установки и детали изготавливают из качественных сплавов черных металлов, нередко имеющих особые свойства, например, жаропрочность, кислотную стойкость, повышенную прочность.
Оценка промышленного лома выполняется именно по параметру состава металла, а уже затем учитываются второстепенные факторы (размеры, состояние изделий и прочие).
Железнодорожный лом
Ж/д лом – ценная и высокооплачиваемая видовая группа металлолома. Высокая стоимость за 1 тонну объясняется уникальным составом металла: сплавы адаптированы под экстремально высокие нагрузки и в других видах лома встречаются крайне редко.
Что входит в железнодорожный лом?
В ж/д лом входят изделия 3 видов:
- рельсовый лом – это сами рельсы и шпалы, если они выполнены из черных металлов,
- вагонный лом – это все виды ж/д составов и их детали, а также колесные пары,
- отходы и мелкий железнодорожный лом – это преимущественно крепеж и другие детали из железнодорожного сегмента, которые не подпадают под две предыдущие группы.
В скупке рельсовый, вагонный и мелкий железнодорожный лом может быть оценен по стандартному тарифу для категорий 3А и 5А, если не будет соответствовать требованиям для ж/д лома.
Особенности приема железнодорожного лома
Чтобы изделие попало в видовую группу железнодорожного лома, оно должно соответствовать нескольким требованиям. Например, непрямые и деформированные рельсы будут оценены по более низкой ценовой группе. Также более низкую стоимость получают все виды железнодорожного лома, которые прошли сварку.
Снижающими факторами является грязь (мазут, грунт, технические жидкости) и присутствие посторонних деталей (к примеру, проводов и крепежа на рельсовом ломе).
В случае со сдачей железнодорожного лома документы о праве собственности просят в 100 случаях из 100. Поэтому при сдаче в скупку крупных партий такого лома необходим акт о списании или документы, подтверждающие ничье или ваше право собственности. Также допускается реализация железнодорожного лома на металлолом по доверенности от собственника.
Лом двигателей
Бензиновые, тяговые, электромагнитные, газовые и дизельные двигатели от любых типов установок и техники входят в большую и дорогую видовую группу металлолома – лом двигателей.
Сдавать двигатели в пункты приема можно целиком или в разобранном и отсортированном виде. В первом случае ценник будет ниже: задачи дробления, разборки и сортировки в этой ситуации ложатся на скупщика.
Неразобранные двигатели получают высокий процент засора, но даже при этом лом двигателей остается одним их самых дорогих в скупке.
Амортизационный лом
Амортизационный лом – самая непонятная для клиентов видовая группа лома, которая может включать самые разные изделия из других групп. Все они объединены фактором непригодности, образовавшейся по разным причинам.
Например, в амортизационный лом входят металлоконструкции строительной видовой группы, полученные после взрывов и аварий, капремонта, сноса. Также в эту группу включают производственный брак (металлические изделия с отступлением от нормативов), ж/д лом, образованный после закрытия путей, списанные промышленные станки.
В своей основе амортизационный лом отличается очень хорошим качеством. Отбракованные металлоконструкции могут пойти на вторичное использование без переплавки, железнодорожный лом после закрытия путей нередко используют для прокладки путей на менее ответственных магистралях.
Цена на амортизационный лом зависит от его происхождения. Это может быть ликвидация и списание оборудования, модернизация производства, плановые замены оборудования. Они дают амортизационный лом хорошего качества. Аварии, взрывы, стихийные бедствия в целом дают более дешевый и менее качественный амортизационный лом.
РВС: резервуары вертикальные стальные
Специфическая видовая группа металлолома – РВС. Это стальные вертикальные резервуары, используемые на нефтеперерабатывающих заводах и других профильных предприятиях химической отрасли.
Стальные резервуары имеют емкость более 100 тысяч кубометров, отличаются большими габаритами (высота до 18 метров) и особой конструкцией. Они являются источником очень хорошего стального лома: толщина листов составляет по 2,5 см. Но самая большая сложность в случае с РВС связана с их разборкой. Для этого обязательно привлекаются специалисты, а сама работа может занять не один день.
Соответственно, из прибыли за лом уходит ощутимая сумма, которую придется заплатить за демонтаж.
Кроме этого, РВС часто требуют сложной очистки от остатков нефти, химических продуктов, технических жидкостей, что также потребует дополнительных расходов.
Трубный лом
Трубный лом – одна из наиболее простых в оценке и прибыльных групп чермета. Ее особенность – большая доля делового металла с высокой ценой за 1 кг.
Современные технологии позволяют восстанавливать даже старые трубы и использовать их по целевому назначению. Поэтому большинство трубного лома избегают попадания в печь и успевают прослужить еще несколько рабочих циклов. Соответственно, в скупке им назначается более высокая цена.
Хорошую стоимость имеет новый трубный лом, попавший на производстве в группу брака и неликвида. Зачастую это качественный металл, еще не имеющий признаков износа, который очень ценен у скупщиков.
Самая низкая цена у трубного лома лежалого типа, а также труб и обломков, образованных после аварий. Его оценивают по весу и составу/состоянию металла.
Отходы металлообработки
Самая сложная по оценке видовая группа чермета – отходы металлообработки. Дело в том, что сюда входит много разных видов отходов, которые, к тому же, имеют различную плотность, степень загрязнения, состав металла, фракцию. Поэтому за отходы металлообработки можно с равным успехом получить очень высокую цену или не получить ничего после оплаты услуги вывоза.
Основные виды отходов металлообработки – металлическая пыль, обрезь, стружка, окалина, опилки, шлак и шлам. Отходы образуются после прессования металла, штамповки, волочения, ковки, резки, шлифовки, гвалтовки, аспирации, плавления. В зависимости от этого и получаются отходы разной фракции и типа.
Отходы металлообработки обычно сдаются в скупку навалом, а также в формате брикетов и пакетов. Оценка партии осуществляется путем отбора проб. Подробности по оценке отходов металлообработки указаны в ГОСТе по черным металлам. В целом скупщику предоставляется относительная свобода по назначению цены, а клиент уже может соглашаться с ней или нет. Решение всегда остаётся за вами!