Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

«Красные» — значит, красивые: почему в Москве был демонтирован памятник старинной архитектуры и кому он помешал

3 июня 1927 года в Москве была снесена историческая триумфальная арка, впервые установленная ещё в 1709 году во время правления Петра I в честь победы русских войск в Полтавской битве. Но, разумеется, за три столетия, что простояли Красные ворота, их облик не один раз менялся.

Москва. Красные ворота и церковь Трех Святителей. 1906-1916. Видны трамвайные пути, проложенные прямо под воротами. (Дореволюционная открытка, правда, немного мной подкрашенная). Исходные изображения этой и других иллюстраций, использованные в статье, взяты со свободных источников и являются общественным достоянием.
Москва. Красные ворота и церковь Трех Святителей. 1906-1916. Видны трамвайные пути, проложенные прямо под воротами. (Дореволюционная открытка, правда, немного мной подкрашенная). Исходные изображения этой и других иллюстраций, использованные в статье, взяты со свободных источников и являются общественным достоянием.

Случалось, что триумфальную арку и вовсе перестраивали заново. Как это, например, было в 1742 году перед коронацией Елизаветы Петровны. Дело в том, что за десять лет до этого деревянные ворота сгорели и их пришлось воздвигать заново.

Надо заметить, что постарались тогда строители на славу. Триумфальная арка, через которую должен был во время коронационного торжества проследовать кортеж новой императрицы, получились на славу: белоснежные, украшенные позолоченными статуями, лепниной и цветными аллегорическими изображениями. А вверху их, как ни странно, венчал типично-масонский символ: изображением пирамиды, от которой в разные стороны расходились золотисто-жёлтые лучи... Не ворота, а просто загляденье!

Наверное, отсюда и пошло их название: «Красные» - значит, красивые.

Вид триумфальных ворот из коронационного альбома Елизаветы Петровны. (1742 год).
Вид триумфальных ворот из коронационного альбома Елизаветы Петровны. (1742 год).

Впрочем, простояло это чудо архитектуры недолго. В 1748 году и они тоже были уничтожены пламенем пожара. Только тогда государственные мужи из Сената и призадумались: нужна ли эта вот деревянная красота в принципе? И распорядились о строительстве новой триумфальной арки на месте уничтоженной. На этот раз — каменной, чтобы, как говорится, на века...

В качестве образца скульптор и архитектор Дмитрий Ухтомский, которому было приказано этим заняться, взял деревянную арку, установленную на том же месте во время правления Екатерины I. И он же разработал проект новой площади: так, чтобы четырёхгранные ворота хорошо просматривались со всех её сторон.

Именно ворота Ухтомского впервые стали по-настоящему соответствовать своему названию: их выкрасили в насыщенный ярко-красный цвет, украсили белоснежными барельефами и золотыми капителями.

А ещё - приблизительно 50 изображениями, олицетворяющими «Величество Российской империи» и восемью золочёными статуями-аллегориями. Ну, а в качестве «вишенки на торте», то есть, конечно, навершия, венчающего всю эту конструкцию, был установлен трубящий бронзовый ангел.

Далее наступил «век XIX, железный» на протяжении которого Красные ворота не один раз переделывали. Почти каждый из новых правителей России пытался внести свою лепту в их, так сказать, дизайн.

И именно в середине XIX века впервые прозвучал призыв о ликвидации ворот. Мол, никакой практической пользы от них всё равно нет. Так только, стоят, место занимают...

Дело дошло до того, что в 1860-е годы Красные ворота даже были проданы чиновнику Миляеву, который подрядился их демонтировать за 1500 рублей. Но возмутилась общественность и снос запретили.

Такое пренебрежительное отношение власть имущих к триумфальной арке представляется довольно странным, учитывая, что Красные ворота на протяжении всего XIX столетия считались символом царской власти и были посвящены правящей фамилии.

В начале XX века наступила эпоха трамваев и в 1906 году одна из трамвайных линий прошла прямо через сами Красные ворота, что стало причиной всплеска негодования в среде как профессиональных архитекторов, ратующих за исторический облик Москвы, так и среди простых обывателей.

Москва. Площадь Красных ворот и они сами (выделены красным контуром и цветом). Вид с дома Афремова). 1916-1917 года.
Москва. Площадь Красных ворот и они сами (выделены красным контуром и цветом). Вид с дома Афремова). 1916-1917 года.

Когда же в 1917 году страну захлестнула волна революции, с бывшей триумфальной арки убрали все царские вензеля и гербы. Так что теперь вместо них её «украшали» революционные плакаты. А в декабре 1925 года до Красных ворот добрались какие-то вандалы, разворовавшие статуи и вазы.

В следующем году архитектор Алексей Щусев провёл реставрационные работы, целью которых было восстановление исторического облика ворот. Которые, к слову, опять поменяли «масть» и из красных превратились в белые.

Но это уже не могло спасти бывшую триумфальную арку от демонтажа. В марте 1927 года президиум ВЦИК принял постановление о сносе Красных ворот потому, что те якобы мешали проезду городского транспорта. И на этот раз все усилия защитников барочной архитектуры оказались безуспешными.

Напрасно художники, архитекторы и учёные пытались ходатайствовать об отмене сноса. И даже вмешательство таких серьёзных организаций, как Московское архитектурное общество и Наркомпрос РСФСР не смогло ничем помочь делу.

16 апреля пришёл окончательный отказ о включении Красных ворот в число архитектурных памятников. Мол, не было такой необходимости - и всё тут.

Зато была необходимость в очистке территории, которую они занимали. Ведь, в соответствии с планами по реконструкции столицы и строительства Дворца Советов, именно там должен был проходить начинающийся от Дворца «циклопический проспект».

3 июня 1927 года начался демонтаж Красных ворот, причём, проводился он, прямо скажем, по-варварски. Многие барельефы и элементы декора были попросту разбиты на куски, а то, что осталось, передали на коммунальные нужды. Немногое же, чудом уцелевшее убранство, хранится в музеях.

В XXI веке столичные активисты несколько раз предлагали восстановить Красные ворота, но их предложения раз за разом натыкались на стену непонимания. Куда, мол, восстанавливать бывшую триумфальную арку на том месте, где она стояла, если городские улицы и без того перегружены транспортом?

Так что вероятность того, что Красные ворота снова украсят нашу столицу стремится к нулю. А жаль. Очень уж нетривиальный был у них дизайн. Хотя, с другой стороны, массивная триумфальная арка в барочном стиле вряд ли удачно впишется в облик современной Москвы с её высотными зданиями и неоновыми витринами.

-4