После того, как Ба покидает Хат и разлучается с Ка. Хат превращается в Сах.
Сах - тело после мумификации заново наделённое душой и энергией.
Всякий разумный человек позаботится о своём сах заранее, как заботится беременная о ещё не рождённом ребёнке своём. Знает об этом каждый, но не у каждого имеется такая возможность. Труды бальзамирвщиков дороги и стоят величайшего внимания и усердия, мелочей в нашем деле не бывает - уж в этом я убедился лично.
И если кто- то думает, что смерть равна для богатого и бедного - о, как сильно он ошибается. Люди не равны изначально в этом мире, так почему должны быть равными в том? Есть те, кому богами предначертано знать и уметь больше простого крестьянина или гончара. Такие попадают в Дуат имея все необходимые заклинания и амулеты и множество ушебти.
Ушебти - заговорённые статуэтки из дерева, глины или камня - так называемые "ответчики". Предполагалось, что они будут выполнять "чёрную" работу за умершего. Прямо, как бытовые роботы.
Есть, в конце концов, Тот, кому Маат доверила наши жизни, Тот, кто рождается от самого Амона и даже внешне не похож на обычного человека, типа меня. С его сах работают лучшие мастера. Каждое утро под пение гимнов его сах вынимают из ванны с солёной водой, протирают благовониями и вновь опускают в свежую ванну. Его внутренности вынимают и погружают в золотые канопы и за каждый орган отвечает отдельный бог. Серебрянными крючьями удаляют содержимое черепа, заполняя пустоту миррой. А Иб - сердце будет охранять золотой скарабей. Но самое главное, конечно, не это, а то, что происходит потом за закрытыми дверями храма Осириса. Семьдесят дней и ночей длится подготовка к великому таинству, когда жрецы-калхиты воскрешают Того, чьё имя невозможно произнести в суе.
У нас же с Умхору, задачи, куда скромнее, но кто-то же должен помогать простым смертным предстать перед Осирисом в робкой надежде на спасение.
Не семьдесят, а только сорок дней мы выдерживаем тела в солёной воде, заботясь о том, чтобы тучи мух не испортили торчащие над водой лица. Сохранить кожу свежей помогает сок чёрной редьки и драгоценное масло кедра, воск и прополис, листья крапивы и сенны. Красный цвет ткани отпугивает злых духов.
Почки и печень, лёгкие и желудок Умхору вынимает далеко не у всех. Но изредка и к нам попадают приличные "клиенты". С ними мы творим полный цикл. Однако, мы не вправе сделать главного чуда! Мы не вправе произнести заклинания, способные соединить разрозненные части человека воедино. Мы - те, кто сохраняет плоть и только. Вдохнуть жизнь способно лишь слово. Умхору утверждает, что оно ему не известно, но я, если честно, сомневаюсь, что-то мне подсказывало - лукавит старик.
Больно уж много он знает. Гораздо больше, чем говорит.
Порой хозяин мой пользует и живых. К нему обращаются как к лекарю. Одному он удаляет зуб, другому вскрывает гнойник, третьему обрабатывает и зашивает рану, останавливая при этом кровь с помощью заклинания. Я полагаю, если бы он хотел, легко бы оказался среди жрецов самого Амона, но странный этот человек предпочитает роскоши свою неказистую лачугу.
Миновали дни и мне стало казаться, что я знаю о смерти больше, чем о жизни, и несмотря на крепкое юное тело это делало меня старше и мудрей сверстников.
Умхору был терпелив со мной и ни разу не побил даже палкой, что составляло обязательную норму при всяком обучении. Более того, в свободное от трудов время, что само по себе явление редкое, хозяин взялся учить меня грамоте.
Дрожащей от напряжения рукой я выводил на папирусе красивые знаки-рисунки: парус - означал ветер, квадрат - комната, что неудивительно, ведь комнаты имеют квадратную форму, ноги - значит идти. Образ становился символом, который мог иметь не одно, а несколько значений. Всё в этом удивительном мире имело не одно, а множество значений и смыслов, нам же остаётся выбирать наиболее подходящий для нашего маат.
Письмо - первая ступень магии.
И чем больше я узнавал, тем сильнее кружилась голова моя от величия мира и от моей собственной значимости. Я перестал замечать время и очень удивился, когда Умхору сообщил, что завтра первый день "Слёз Исиды". И мы, как и все жители обоих земель должны присутствовать на празднике. Уже воздвигли земляные плотины и Невеста Нейлоса привязана к столбу.
- Жертва? - удивился я, - но ведь так поступали только в древности
Хозяин усмехнулся и пояснил неохотно.
- Люди остаются прежними и боги тоже. Ты же ещё прожил недостаточно долго и не знаешь, какие беды приносит засуха.
Это правда, при мне Нейлос послушно разливался в срок, питая поля. Не знал я и наводнений, что приносили по рассказам деда жуткие эпидемии и голод.
- Но каким образом жертва влияет на воды Нейлоса? - задал я совершенно неожиданно для себя наиглупейший вопрос.
Умхору даже расхохотался, что случалось с ним крайне редко.
- Вот ты и переучился, малыш, - сказал он, многозначительно подняв палец вверх.
- Завтра всё закончится и начнётся вновь, поскольку воцаряется новый правитель, он же наш Добрый Бог, - напомнил хозяин, - поэтому сегодня ляжем спать пораньше.
В Древнем Египте днём нового года считался день разлива Нила, а воцарение нового правителя означало новую систему летоисчисления.
Слезами Исиды называли дни разлива. В это время Исида оплакивает погибшего и разорванного на части бога Осириса, брата своего и мужа, от чего, якобы, Нил выходит из берегов и по каналам направляется на поля, позволяя цивилизации существовать.
Продолжение следует)
Начало - ТУТ! Часть 2, Часть 3, Часть 4
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!