До сих пор литературоведы не поставили точку в споре: кто послужил прототипом Мцыри? Многие учёные называли поэму «Мцыри» «грузинским фольклором» и вопрос о прототипе полностью исключали. Но существуют и другие точки зрения.
Одна из версий : в основу поэмы легла исповедь молодого петербургского художника – Петра Захарова, пока тот писал парадный портрет Лермонтова. Бабушке поэта Елизавете Арсеньевне Столыпиной захотелось запечатлеть знаменательное событие внука-корнета, выпущенного в лейб-гвардии Гусарский полк из Школы гвардейских подпрапорщиков. Портрет бабушка получила, а Михаил Лермонтов вместе с ним получил сюжет своей поэмы. Красивая версия, однако при сопоставлении дат, возникают сомнения. Лермонтов окончил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в ноябре 1834 года, Петр Захаров -Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году, куда поступил в 1833. В 1834, следовательно, он был ещё только учеником. Вряд ли бы Елизавета Арсеньевна стала бы заказывать портрет внука ему.
Об истории написания портрета 1834 года смотрите здесь https://proza.ru/2022/04/12/723
Правда, среди портретов кисти Петра Захарова есть и портрет М.Ю. Лермонтова - лучший, как считается из четырнадцати лермонтовских портретов, написанных разными художниками.. По воспоминаниям современников, Лермонтов считал, что Захаров ему польстил. 🙂 Но портрет написан в в 1839 году, а не в 1834-ом. И поэма напечатана в этом же,1839-ом, но непосредственно за ее написание Лермонтов взялся после первой ссылки 1837 года, когда был наказан за стихотворение, посвященное смерти Пушкина. Так что версия с исповедью несостоятельна, хотя, несомненно, перекличка между судьбами художника-чеченца и послушника монастыря из поэмы М.Лермонтова существует.
Основной версией истории создания поэмы “Мцыри” М.Ю. Лермонтова считается в литературоведческих кругах рассказ А.П. Шан-Гирея:
В 1837 году, проезжая по Старой грузинской дороге, Лермонтов встретил в окрестностях Мцхеты монаха, который рассказал историю о маленьком пленнике, воспитаннике генерала Алексея Петровича Ермолова. Помните, у Лермонтова?
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути…
Особое место в исследованиях, которые помогли разглядеть реальную фигуру, стоявшую за именем Мцыри, принадлежит Мадине Хасмагомедовне Шахбиевой, кандидату филологических наук, старшему научному сотруднику ИНИОН РАН. Она считает, что прототипом «Мцыри» был всё-таки Петр Захаров, известный чеченский художник, чей автопортрет до войны украшал центральный зал Грозненского музея изобразительных искусств.
Но это, скорее, воображаемый автопортрет – как бы ”на вырост”. Пётр Захаров ушёл из жизни тридцатилетним, а с портрета на нас смотрит человек гораздо старше тридцати.
«Что мы знаем о Петре Захарове точно? Год рождения? — пишет Мадина Хасмагомедовна. – Он условно определен как 1816 год. Солдаты подобрали ребенка в 1819 году, и кто-то решил, что ему три года. Годом смерти долгое время считался 1852 год, но первый биограф Захарова — Николай Шабаньянц — установил, что художник умер в 1846 году. А точная дата стала известна только в 2017 году, когда я нашла его могилу на Ваганьковском кладбище в Москве: 9 июля.»
(Подробно на сайте «Это Кавказ»: https://etokavkaz.ru/kultura/zagadochnaya-istoriya-zakharova-chechentca)
В 1816 г. Аул Дады-Юрт был процветающим надтеречным аулом. Кто бывал в этих краях, знает, как щедра здесь земля, какие плодоносящие тут сады.
Через год началась Большая Кавказская война. В 1819 году, когда А.П. Ермолов отдал приказ захватить аул, здесь произошло ожесточенное кровавое сражение. После битвы на краю обрыва солдаты наткнулись на умирающую женщину с раненым ребенком на груди. Мальчика подобрали, отдали для выхаживания солдату Захару (фамилия не установлена), который в борьбе за спасение ребенка проводил ночи у его постели.
Википедия сообщает, что подобрал его казак станицы Бороздиновская Захар Недоносов и крестил, дав свое имя.
Но «…в письме старшей дочери Петра Ермолова, – сообщает М. Шахбиева, – находим, что малыша крестил солдат Захар, по имени которого художник и получил свои фамилию и отчество. Не казак, а солдат! Фамилия «Недоносов» не встречается ни в одном архивном документе.»
(Подробно на сайте «Это Кавказ»: https://etokavkaz.ru/kultura/zagadochnaya-istoriya-zakharova-chechentca
В Тифлисе и Мухровани маленький Пётр провёл около пяти лет, воспитываясь Захаром и самим Алексеем Петровичем Ермоловым
По прошествии этих пяти лет, в 1824-м году, ребёнок был крещен в Мухровани, в 30 верстах от Тифлиса. Там располагался штаб Кавказского гренадерского полка, которым командовал Петр Ермолов, двоюродный брат прославленного генерала. В штабе содержались и другие малолетние пленники, за ними присматривал граф Иван Симонич. И, видимо, смотрел хорошо, иначе не просил бы сам Алексей Петрович Ермолов в письме брату Петру Николаевичу взять к себе в Мухровань и его собственного сына Бахтияра, рожденного его кебинной женой.
Согласно «Свидетельству о взятии на воспитание» Захаров (вместе с другим пленным мальчиком — лезгином Павлушей) был передан Ермолову в 1824 году. П.Н. Ермолов еще был холост, собственных детей не имел, женился год спустя, поэтому воспитанию приёмных сыновей он отдавал всё своё свободное время.
Пётр Николаевич заметил, что одновременно с обучением грамоте Петя постоянно рисует. Всё, что попадается под руку. Сохранились письма, в которых Петр Ермолов трогательно заботится о судьбе своих приёмных сыновей. В связи с тем, что Устав тех лет запрещал брать на казенное обучение крепостных и инородцев, он в 1833 году просит бывших сослуживцев устроить его талантливого воспитанника в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, так как боится, как бы Петруша не вырос из того возраста, когда может быть принят в Академию. В результате, Общество поощрения талантливых художников взяло Захарова под свою опеку. В 1836, через три года учебы, Петр Захаров успешно заканчивает Академию, вместе с аттестатом получает права почетного потомственного гражданина и звание свободного художника.
"Какой же у нас Петруша красавец и модник", – радовался приемный отец, глядя на его автопортрет. А истинный красавец и щеголь работал между тем, как каторжный, выполняя заказы и зарабатывая себе на хлеб.
Сохранилась легенда о том, как была установлена национальность Петра Захарова.
У него были сестры. Старшая, оставшаяся в живых в числе 140 женщин и детей после разгрома аула Дады-Юрт, знала: брата взяли в плен и увезли – или в Москву, или в Петербург. Перед самым замужеством, она сказала жениху: «Я выйду за тебя тогда, когда ты найдешь моего брата и привезешь его в наш аул…». Молодой горец, дав невесте клятву, пустился в путь. Он нашел ее брата, вместе с ним вернулся в Дады-Юрт. Старики спросили девушку: «Как ты определишь, что это твой брат?» «Когда он был младенцем, я нянчила его и нечаянно выпустила из рук. Он упал на землю, зацепил лежавшую косу, и у правой лопатки поранил спину. Если это мой брат, на его спине должен быть шрам». Через переводчика юношу, приехавшего из столицы, попросили поднять рубашку. Под правой лопаткой был продолговатый шрам…
Легенда? Быль? Мадина Хасмагомедовна Шахбиева считает, что эта история может быть правдой.
Поэме М.Ю. Лермонтова предшествует эпиграф – строка из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», он отражает основное движение поэмы. Но первоначально эпиграфом к поэме служило французское изречение: «On n’a qu’une seule patrie» («Родина бывает только одна»). Этот эпиграф, безусловно, и к самой жизни художника, так тесно переплетённой с поэмой:
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной. ("Мцыри", М.Ю.Лермонтов)
Проживая за пределами своей этнической родины, П. Захаров не забывал о своем чеченском происхождении: свои работы он подписывал «Захаров-Чеченец», «Захаров Дада-Юртский», «Захаров из чеченцев», «Чеченец из Дада-Юрта».
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь…
Что я пред ним? Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума....("Мцыри", М.Ю.Лермонтов)
На родину Петр Захаров всё же вернулся - автопортретом (тем самым, "Воинственный автопортрет в бурке и с ружьем"). В республиканском художественном музее в Грозном хранилось еще несколько его работ. Картины пострадали в чеченскую войну. Около ста значимых работ из музея находятся на реставрации в Москве. Рано или поздно им предстоит вернуться в Чеченскую Республику…
Около 200 работ: рисунков, набросков,полотен включено в наследие художника. Но М.Х. Шахбиева отмечает: "Обычно, когда говорят о количестве, имеют в виду живописные работы, их около 50."
Познакомиться с живописными работами Петра Захарова можно здесь. https://ru.wikipedia.org/wiki/