Найти тему
VK Гид

Залечь на дно в Тарусе, как завещала Марина Цветаева

Василий Поленов, “Церковь в Бёхове”, 1907. © Частная коллекция, Россия
Василий Поленов, “Церковь в Бёхове”, 1907. © Частная коллекция, Россия

Погодка в Центральной России в эти выходные недвусмысленно приглашает на природу. Поэтому предлагаем вам совершить однодневный трип в Тарусу и узнать больше о местах, где фактически зародились первые зёрнышки концепции любимого нами ГМИИ им. Пушкина, у которого сегодня день рождения. Но музей — не единственный именинник…

Константин Паустовский на даче в Тарусе © РИА Новости / Галина Кмит
Константин Паустовский на даче в Тарусе © РИА Новости / Галина Кмит

Живописная Таруса много десятков лет привлекала столичную творческую интеллигенцию. Здесь, например, была дача писателя Константина Паустовского, где он подготовил свой знаменитый диссидентский сборник «Тарусские страницы». «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки, или за извилистую речонку Таруску». Разделить эти чувства сегодня можно прямо у него на даче, благо её преобразовали в дом-музей.

Не уверены, что дело идёт к разудалой вечеринке и гулять будет вся Таруса, но не можем не отметить — 1 июня исполняется 180 лет со дня рождения русского художника Василия Поленова. Усадьбу Борок на берегу Оки он приобрёл в 1890 году и перебрался туда из Москвы вместе с семьёй. С его лёгкой руки Тарусу стали называть «русским Барбизоном». Барбизон — это колоритная французская деревушка, где в начале XIX века искали вдохновение местные художники-пейзажисты.

Василий Поленов, 1892 год © Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова
Василий Поленов, 1892 год © Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

«Будем ждать свидания на берегах Оки», — писал Поленов своему близкому другу Ивану Цветаеву, который жил прямо напротив, на другом берегу.  Цветаев тогда размышлял об устройстве своего музея изящных искусств — сегодня мы его знаем как ГМИИ им. А. С. Пушкина. Василий Поленов вошёл в список учредителей и пожертвовал античные предметы из собственной коллекции.

А в Тарусе сейчас работает Музей семьи Цветаевых, в доме, где провели детство дочери Ивана — Анастасия и Марина. Таруса украла сердечки Цветаевых. На набережной Оки стоит памятный камень, который завещала установить Марина.

«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. <...> Я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу; поставили с тарусской каменоломни камень: Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева“».

Кенотаф Марины Цветаевой © РИА Новости / Юлий Ахромеев
Кенотаф Марины Цветаевой © РИА Новости / Юлий Ахромеев

В общем, немудрено, что один из филиалов Пушкинского музея расположился именно здесь, на берегах Оки. Однако, связан филиал не с деятелями искусства конца XIX века, а творцом более позднего периода, советским концептуалистом Эдуардом Штейнбергом.

В советское время Таруса стала городом «сто первого километра» — это означало, что отдельным категориям граждан запрещалось селиться в пределах 100-километровой зоны вокруг столиц. Так здесь оказалось семейство Штейнбергов. Эдуард Штейнберг — художник-нонконформист и любитель абстракции. Но его любовь к Тарусе оказалась совершенно не абстрактной — здесь он прожил до конца своих дней.

Эдуард Штейнберг © Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Эдуард Штейнберг © Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Собственно, к чему мы всё это рассказываем?

1 июня в Тарусе ГМИИ им. Пушкина открывает «Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга». Все выходные вплоть до октября мастерская будет открыта для бесплатного посещения. В программе заявлены лекции, концерты, мастер-классы и пленэры, тема которых в этом году — дом и семья. На сюжетах повседневной загородной жизни участники будут изучать основы композиции, живописной гармонии и работы с цветом.

В первый летний день будет дан старт выставке Сергея Бояринцева «К себе от себя». Проект стал итогом первой арт-резиденции Мастерской Эдуарда Штейнберга. Два месяца художник Сергей Бояринцев изучал особый творческий вайб Тарусы и конкретно — наследие местного художника Штейнберга. В центре вселенной Бояринцева — образ дома. Выставка будет доступна для посещения до 6 октября по бесплатным входным билетам.

Новый сезон междисциплинарной программы ГМИИ «Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга» будет открыт под аккомпанемент Московского ансамбля современной музыки (МАСМ). Во дворике мастерской будут исполнены сочинения Эдисона Денисова, Александра Вустина, Софии Губайдулиной и Альфреда Шнитке — композиторов, чьё творчество пронизано духом эксперимента и свободой самовыражения.

Автор: Дарья Донина, редактор музейного направления VK Гид