По поводу выставки в Казани: «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя»
Текст: Галина Мумрикова
В середине апреля в казанской национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка, посвященная творчеству двух художников. При жизни они никогда не встречались, но их судьбы оказались не то чтобы схожими, нет, сейчас схожим, скорее, видится их отношение к жизни, славе, любовь ко всему новому, связь с родиной.
Итак, Николай Фешин. Степан Эрьзя (Нефедов). Сама экспозиция выстроена очень грамотно. Кураторы действительно устроили художнику и скульптору встречу на выставке. Оба они родом с Волги: Фешин родился в Казани, а Эрьзя в Симбирской губернии. Оба учились в лучших художественных заведениях России: Фешин – в училище при Санкт-Петербургской академии художеств, а Эрьзя – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У них было мировое признание, оба участвовали в зарубежных выставках и были успешными. Но в 1920-е годы они оба уехали в эмиграцию, причем отнюдь не из политических соображений. Фешин оказался в Северной Америке, Эрьзя – в Южной. Оба очень хотели вернуться на родину, но Фешину это не удалось, а вот Эрьзя в 1950-м возвратился и привез с собой собственные работы – более двухсот произведений из дерева, мрамора, бронзы и гипса. Он не продавал свои работы и мечтал привезти их на родину. Он пережил Фешина всего на четыре года, а в 1961-м в Саранске был открыт музей Степана Эрьзи.
И на этом, собственно, можно поставить точку. Если касаться только биографии.
Русская публика до поры до времени не очень-то «потчевала» Фешина вниманием. Его больше воспринимали как самого дорогого художника-модерниста. И это так. В 2010 году его картина «Маленький ковбой», которую он написал в 1940-м году, стала самым дорогим произведением искусства в рамках Недели Русских торгов аукционного дома MacDougall’s в Лондоне. Она ушла с молотка почти за 11 млн. долларов. В цене он обогнал даже своего учителя Илью Репина.
В столице тоже проходили и персональные выставки Фешина. В 2012 году Третьяковка показала работы Фешина из собраний России и США, в мае 2021-го – из музея изобразительных искусств Татарстана. В Казани хранится 189 работ художника.
Степану Эрьзя на показ везло меньше. Мало уже осталось тех, кто был в 1954-м году на Кузнецком, где стояли длинные очереди, чтобы посмотреть на необычные скульптуры художника, вернувшегося из эмиграции из Аргентины. В книге отзывов того времени есть, например, такой: «Всё, что мы видим, это так ново и необычно для нас. Хочется не только смотреть, но и серьезно изучить творческую манеру художника». Еще одна запись: «Необходимо как можно скорее открыть постоянный музей нашего гениального скульптора».
В январе 2020-го там же, на Кузнецком, под патронажем РАХ, Министерства культуры и других ведомств, в частности, объединения московских скульпторов, прошла выставка «Степан Эрьзя и мы». То была выставка-воспоминание, но для большинства москвичей она оказалась выставкой-открытием, ибо многие зрители впервые воочию увидели самобытные скульптуры Степана Эрьзи.
И вот встреча фактически на родине – в Казани. Очень даже символично. Картины и скульптуры. Скульптуры и картины. Каждый зал посвящен определенному периоду жизни художника и скульптора. Получился действительно диалог: два мастера как бы разговаривают друг с другом, и мы, зрители, невольно прислушиваемся к их беседе. В живописи Фешина налицо некий «замес» из реализма, модерна, импрессионизма и даже экспрессионизма. Например, какой чувствительный русский модерн в «Программе бала художников»! Это законченность каждого кривого лепестка, мелкий бисер каждого камешка, сдержанность цвета, сказочность – во всем.
Ну, а фешинские дети – они запоминаются сразу и навсегда. Так же как дети Репина, Маковского, Серебряковой. Но фешинские – какие-то уж очень утренние, праздничные, свежие, как будто написаны не сто лет назад, а вчера. Смотришь – ничего особенного, а оторваться не можешь. Портрету Вари Адоратской реально 110 лет исполнилось в этом году, а он продолжает волновать. Чем?
У Эрьзи «замес» вроде бы другой – он создает национальный образ народности эрзя, который уже давно раздвинул рамки одной этнической группы, став и метафорой всего настоящего, вышедшего из народа. Его женские головки-скульптуры из альгарробо и кебрачо – в них удивляет монументальность вкупе с некой интимностью, которая, скорее, как раз и кроется в материале. Ведь дерево и есть символ той кровной связи мордовского этноса с природой, и прежде всего с деревом.
Проект «Встреча» объединил произведения из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
Выставка будет доступна для посещения до 4 августа 2024 года.
#искусство#изобразительное искусство#скульптура#Татарстан республика#галерея Хазинэ#выставки#Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя#Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан#Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им.С.Д.Эрьзи