Найти тему
Наука. Вера. Культура.

У истоков истории Православной Церкви Беларуси: к 200-ию создания «Белорусской иерархии» протоиерея Иоанна Григоровича

Валентина Теплова

Адрес статьи: https://naukaverakuljtura.com/у-истоков-истории-православной-цер/


https://mlsdbwl8za5c.i.optimole.com/w:auto/h:auto/q:mauto/f:best/https://libr.minda.by/wp-content/uploads/2024/04/belarhivdg_oblozhka.jpg
https://mlsdbwl8za5c.i.optimole.com/w:auto/h:auto/q:mauto/f:best/https://libr.minda.by/wp-content/uploads/2024/04/belarhivdg_oblozhka.jpg

Имя протоиерея Иоанна Григоровича известно каждому историку, занимающемуся изучением истории Православной церкви на белорусских землях. Он был одним из первых, кто начал систематически собирать и публиковать архивные материалы по истории Беларуси, заложив тем самым фундамент белорусской археографии. Его «Белорусский архив Древних грамот», 200 лет появления которого в свет мы отмечаем в 2024 году, сохранил большое количество документов по истории Православной церкви Беларуси. С уверенностью можно сказать, что публикацией этих материалов он оказал своим потомкам неоценимую услугу. Без издательской деятельности протоиерея Иоанна Григоровича они вряд ли бы сохранились до наших дней.

Протоиерей И.Григорович. https://libr.minda.by/200-let-izdaniya-i-i-grigorovichem-belorusskogo-arhiva-drevnih-gramot/
Протоиерей И.Григорович. https://libr.minda.by/200-let-izdaniya-i-i-grigorovichem-belorusskogo-arhiva-drevnih-gramot/

Однако далеко не все из научного наследия археографа получило признание и даже известность. Сохранились проповеди и богословские работы Иоанна Григоровича. Они до сегодняшнего дня не стали предметом изучения и еще ждут своего исследователя[1].

Не получила должной оценки и его «Белорусская иерархия», подготовленная к изданию в том же 1824 г. Можно сказать – в текущем году мы отмечаем два двухсотлетних юбилея: «Белорусского архива древних грамот» и «Белорусской иерархии».

«Белорусская иерархия» стала первой работой историка и археографа по истории Православной Церкви Беларуси. Оказавшись после окончания Санкт-Петербургской духовной академии  в Гомеле, Иоанн Григорович продолжил работу по сбору и изучению архивных материалов Полоцка, Гомеля, Могилева и Мстиславля, которые и составили содержание Белорусского архива древних грамот. В мае 1820 года он предоставил графу копии десяти актов из могилевского архива и описание редких книг Оршанского Кутеинского, Могилевского братского монастырей и нескольких церквей. Узнавший об архивных поисках о. Иоанна архиепископ Могилевский и Витебский Иоасаф (Сретенский) попросил ученого собрать и изучить документы для создания истории Могилевской епархии. О предложении архиепископа протоиерей Иоанн известил графа Н. П. Румянцева в своем письме от 17 апреля 1823 года[2]. Румянцев не только с восторгом встретил это предложение, но и порекомендовал представить собранный материал для дополнения работы иеромонаха Амвросия (Орнатского) «История российской иерархии»[3], шесть томов которой вышло в 1807-1815 гг., и в которой полностью отсутствовали сведения, освещающие Полоцкий период в истории православия на  белорусских землях. Епархиальное начальство предложило Григоровичу другое название работы: «Дополнение к истории российской иерархии в отношении к белорусскому краю»[4], но оно так и осталось одним из вариантов[5].

С радостью встретил это начинание еще один исследователь церковной истории – киевский митрополит Евгений /Болховитинов/. В своих письмах от 12 августа 1823 года и 29 апреля 1824 года к протоиерею Иоанну Григоровичу он просил сообщать ему о находках, касающихся церковной истории белорусского края: «По трудолюбию и сведениям Вашим Вы достойны сделанного Вам от Архипастыря поручения…Издание сие будет полезно, по крайней мере, для Белорусской истории», – констатировал киевский Преосвященный[6]. Кроме того, ознакомившись с многообразием материала, он посоветовал составить отдельную историю Белорусской иерархии, по примеру своей «Киевской иерархии», вышедшей в 1825 г.

К лету 1824 года рукопись «Белорусской иерархии» была подготовлена, а к ноябрю с ней ознакомился киевский митрополит. Помимо слов благодарности Григоровичу, он позволил себе высказать и некоторые замечания, которые касались, прежде всего, исторических фактов, изложенных в этом исследовании.

В связи с тем, что работа над «Белорусской иерархией» была уже к лету 1824 года окончена и отправлена на рассмотрение Святейшего Синода, неточности устранены не были. Вместе с тем 15 августа 1824 года Н.П. Румянцев писал: «Я радуюсь, что Ваше Высокопреподобие привели к окончанию Историю Белорусской иерархии»[7].

Отметил высокую ценность данного исследования и киевский митрополит, посоветовав «вместо дополнений Истории Российской Иерархии составить полную Историю Белорусских монастырей»[8]. К сожалению, эту задачу реализовать так и не удалось, однако, большое количество материала, связанного с деятельностью монастырей вошло в «Белорусский архив древних грамот».

«Белорусская иерархия» открывается очерком об основании Полоцкой епископской кафедры с перечислением и краткой характеристикой как православных епископов, начиная с  епископа Мины и заканчивая архиепископом Каллистом Риторайским, так и   униатских – от архиепископа Нафанаила Селецкого, который упоминается в привилее короля Сигизмунда III о свободе и неприкосновенности прав униатского духовенства, данном 30 июля 1595 года и завершается характеристикой епископа Иоасона Смогоржевского.

Протоиерей Иоанн включил в «Белорусскую иерархию» описание 46 монастырей.   Среди них 35 мужских и 11 женских обителей. Благодаря сведениям Григоровича представляется достаточно полная картина непростой истории белорусского православного монашества.

Кроме того, «Белорусская иерархия» содержит очерк о Могилевской семинарии со списком ее ректоров и префектов. Это была первая попытка осмысления значения православной семинарии, основанной архиепископом Могилевским Георгием (Конисским), в контексте той конфессиональной ситуации, которая сложилась на белорусских землях в конце XVIII в.

Однако судьба работы Иоанна Григоровича сложилась так, что ее публикация была осуществлена только через 168 лет после того, как была написана. Современники и биографы Григоровича знали о «Белорусской иерархии», однако не представляли, где ее искать. Много позже, в 1862 г. сын протоиерея Иоанна Григоровича Николай в биографическом очерке об отце отмечал, что рукопись «Белорусской иерархии» была отклонена Святейшим Синодом, где и осталась на хранении. Пропажа обнаружилась только в конце XX века и честь ее открытия принадлежит известному исследователю белорусских сюжетов Н. В.  Николаеву, который нашел рукопись в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, куда она попала в 1929 г. вместе с материалами и документами готовящегося к изданию «Словаря белорусского языка» протоиерея Иоанна Григоровича. В 1992 году работа по благословлению митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета (Вахромеева) была напечатана на белорусском языке к 1000-летию Православной церкви Беларуси. Было бы справедливо в юбилейном году «Белорусскую иерархию» переиздать, устранив те опечатки, которые закрались в первое издание этой работы. Думается, что утвердившееся в истории Беларуси суждение о протоиерее Иоанне Григоровиче как археографе должно быть дополнено и другим – первый историограф Православной церкви Беларуси.

[1] Сочинения духовного содержания протоиерея Иоанна Иоанновича Григоровича, с портретом и биографическим очерком автора, изданные Николаем Григоровичем. – СПб., 1862.

[2] Переписка протоиерея Иоанна Григоровича с графом Н.П. Румянцевым – [Москва : Б. и., 1864].  – С. 35.

[3] Козлов В.П. Российская археография в конце XVIII – первой четверти XIX века. – Изд-во : М.: Российский государственный гуманитарный универститет, 1999. – С. 188.

[4] На существование этого названия указывает автор некролога протоиерея И. Григоровича – А.Г. Ободовский.(Смотри: Ободовский А.Г. Некролог протоиерея И.И. Григоровича // Журнал министерства народного просвещения. 1852. №12. – С. 100.)

[5] Галактионов А. Исторические материалы. Иоанн Иоаннович Григорович // Москвитянин. Учено – литературный журнал. Том 5. Сентябрь. № 17. – М.: Типография Л. Степановой, Университетской и В. Готье, 1853. – С. 4.

[6] Письма митрополита киевского Евгения к протоиерею И.И. Григоровичу // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. – Книга 2. –  Апрель-июнь. – М: Университетская типография, 1864. – С. 85-87.

[7] Переписка протоиерея Иоанна Григоровича с графом Н.П. Румянцевым… – С. 58.

[8] Письма митрополита киевского Евгения к протоиерею И.И. Григоровичу… – С. 90.