Хотя образование подразделений по делам несовершеннолетних принято исчислять с 1935 года, государственно-общественные механизмы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и привлечения их к ответственности начали зарождаться ещё на заре советской власти. Так что, эта служба, по сути, прошла достаточно длительный путь…
Первой отправной точкой в её создании стал принятый в декабре 1917 года декрет «О принципах проведения в жизнь политики социального воспитания», который признавал всех подростков детьми республики, а заботу о ребёнке ввёл в ранг прямых обязанностей государства.
Другими законодательными актами того периода в области борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних стали изданные вскоре декреты «О комиссиях для несовершеннолетних» и «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях», которыми были упразднены суды и тюремное заключение для малолетних правонарушителей, а также был создан Совет защиты детей (позже реорганизованный в Комиссию по улучшению жизни детей). По инициативе этой Комиссии был разработан и осуществлён первый комплексный общегосударственный «Трёхлетний план борьбы с детской беспризорностью». Тем самым молодая советская республика дала понять, что во взаимоотношениях с неблагополучной подростковой средой взяла курс на применение мер воспитательного и предупредительного характера.
Но лишь Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 года функции по борьбе с детской преступностью, безнадзорностью и беспризорностью были вменены Главному управлению рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР. Тогда взамен комиссий по делам несовершеннолетних и детских социальных инспекций в составе милиции были созданы секции по борьбе с детской беспризорностью и бесконтрольностью, а в дальнейшем - детские комнаты для приёма заблудившихся детей. Органам милиции поручалось организовать и обеспечить систематическое изъятие с улиц беспризорных детей и подростков, борьбу с их хулиганскими проявлениями в общественных местах, а также нищенством, спекуляцией, приставанием к гражданам, привлекать к административной ответственности родителей и опекунов за оставление детей без присмотра.
С тех пор именно 31 мая в нашей стране является Днём подразделений по делам несовершеннолетних.
В 1940 году НКВД СССР издаётся новая Инструкция, возлагавшая на начальников органов милиции обязанности непосредственно заниматься разработкой мероприятий по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, выяснять конкретные причины их противоправного поведения и оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекая для этого общественность. В общем, всё то, чем занималась эта служба в более поздние годы. В этих целях на местах стали создаваться детские комнаты милиции, призванные стать центрами работы по преодолению беспризорности, безнадзорности и правонарушений подростков. Однако накануне войны в стране были иные приоритеты и реализовать эти задачи должным образом милиция была просто не в состоянии.
В военные годы функции детских комнат милиции ограничивались, преимущественно, задачами выявления беспризорных и безнадзорных детей и направлением их в сиротские учреждения. О какой-либо серьёзной профилактической работе речь, разумеется, не шла.
В послевоенное время содержание работы с детьми и подростками поменялось- акцент стал делаться на профилактику правонарушений. Стало очевидным, что без участия общественности, без привлечения авторитетных людей, здесь не обойтись. Если говорить о структурных и организационных преобразованиях, то в 1950 году уже повсеместно были открыты детские комнаты милиции, которые поначалу были переданы в подчинение министерству юстиции, а в 1954 году вновь возвращены в систему МВД.
В 1961 году в соответствии с приказом МВД «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью» профилактика правонарушений и преступлений была возложена на аппараты уголовного розыска. Позднее, в 1974 году, эти подразделения наряду со службой участковых инспекторов милиции на штатной основе вошли в подразделения профилактической службы, созданной в структуре аппаратов уголовного розыска.
Это неоднозначное решение до сих пор вызывает споры экспертов и милицейских ветеранов. Кстати, в то время против него выступил авторитетный начальник ГУУР МВД СССР И.И.Карпец, пользовавшийся поддержкой Щёлокова. Он открыто раскритиковал предложение начальника Штаба МВД Крылова (замечу, такого же влиятельного, как и он сам). Более того, Карпец составил запику с возражениями и распространил её среди членов коллегии МВД. Разве такое можно себе представить в современных реалиях? При этом все тогда были единодушны в необходимости создания профилактической службы, вот только каждый из руководителей не горел желанием брать себе этот «довесок» - это всё равно что сидеть на бочке пороха…
Основной аргумент Карпеца сводился к тому, что профилактика преступлений- это удел всего министерства (и не только МВД), а потому не следует её загонять в рамки одного лишь уголовного розыска. И разве он был не прав? Хотя, если разобраться, принятая схема оказалась вполне работоспособной, поскольку армия уголовного розыска достигла внушительной цифры, что благотворно отразилось на борьбе с уголовной преступностью. Такое вот нелирическое отступление. Но возвращаемся к «нашим баранам»…
Следующим знаковым моментом в развитии профилактики правонарушений несовершеннолетних явился Указ ПВС РСФСР от 3 июня 1967 года «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних». Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних были определены организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, их устройство и охрана прав, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях лиц этой категории и осуществление контроля за условиями их содержания и проведением с ними воспитательной работы в специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.
Указом ПВС СССР от 15 февраля 1977 года детские комнаты милиции были преобразованы в инспекции по делам несовершеннолетних, а в 1993 году - в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности. В 2000 года произошло их очередное переименование - на сей раз в подразделения по делам несовершеннолетних.
Несмотря на неоднократное переименования названия службы, её задачи в целом оставались неизменными. Специфика деятельности сотрудников ПДН имеет существенные особенности по сравнению с сотрудниками других служб и подразделений органов внутренних дел. Их работа (порой неблагодарная) носит универсальный характер и требует не только наличия правоохранительного профессионализма, но и ряда крайне важных человеческих качеств - высокой самоотдачи, исключительного терпения, сопереживания и душевной теплоты. Согласитесь, что такие качества свойственны, в первую очередь, женщинам. Неудивительно, что в советский период в большинстве территориальных УВД-ОВД именно они «правили бал» в подразделениях по делам несовершеннолетних. Так, например, в моём подмосковном наукограде первый представитель сильного пола в этой службе появился лишь в начале 1980-ых.
Увы, постреформенные тенденции в МВД привели к тому, что в современных реалиях многие славные традиции ПДН утрачены, а в связи с кадровыми проблемами об эффективной профилактической работе даже говорить не приходится.
Остаётся лишь поздравить всех сотрудников и ветеранов службы с их профессиональным праздником и пожелать терпения и оптимизма!
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!