Общеизвестно, что раскрытие некоторых преступлений требует нестандартного подхода. Иногда, чтобы поймать маньяка или раскрыть серию тяжких преступлений, сыщикам приходится разрабатывать многоходовые комбинации с приманками в виде… живого человека. В законе «Об оперативно-разыскной деятельности» есть такое понятие, как «оперативный эксперимент», который предполагает умышленное создание (обострение) правоохранителями ситуации с целью выявления и задержания лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.
Ловить преступника «на живца» - старый и давно отработанный метод, при котором в роли «жертвы» выступает сотрудник милиции. Как правило, это женщины при реализации информации об изнасилованиях и других преступлениях насильственного характера, а вот их «прикрытие» (то есть силовое сопровождение операции) призваны осуществлять сотрудники-мужчины, имеющие достаточный уровень оперативной работы для скрытого наблюдения за объектом.
Этот метод воспроизведён во многих отечественных кинофильмах. Вспомните хотя бы такие, как «На Дерибасовской хорошая погода…» или «Ликвидация». Надо сказать, подобные методы широко применяются многими правоохранительными структурами, и не только в нашей стране.
Впервые он был применён ещё в разгар войны, осенью 1943 года, когда московские сыщики ловили преступника, нападавшего на одиноких женщин. Для этого в районе Останкино и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (так в те годы называлась ВДНХ), где обычно совершались нападения, с утра до вечера слонялись молоденькие сотрудницы уголовного розыска, переодетые в гражданское платье. Разумеется, в непосредственной близости от «приманок» постоянно находились коллеги из группы захвата, готовые тут же прийти на помощь. Убийцу (на его счету шесть москвичек), за которым почти полгода охотилась вся московская милиция, тогда задержали - им оказался сорокалетний инвалид Григорий Самбуров.
Если вспомнить нашумевшее в 1960-ые дело пресловутого «мосгаза», то и тогда метод «ловли на живца» оказался действенным. Напомним, что своих жертв Ионесян несколько раз ударял топором, после чего похищал из квартир деньги, одежду и всякую мелочь. Задержан он был на вокзале в Казани, куда уехал и где должен был встретиться со своей московской любовницей Алевтиной Дмитриевой, у которой квартировал. Её роль настолько успешно сыграла загримированная сотрудница МУРа, что осторожный «Мосгаз» даже не заподозрил подвоха.
Зимой 1976 года подмосковные Люберцы держал в страхе маньяк, нападавший на молодых женщин. Действовал преступник по одному и тому же сценарию: подкарауливал одиноких дамочек, бил их тяжёлым предметом (как правило, кувалдой) по голове, насиловал, похищал деньги и украшения. Испробовав все способы поимки злодея, сыщики решили прибегнуть к методу «ловли на живца». И вскоре на люберецких улицах появились симпатичные девушки в вязаных оренбургских платках. Эти платки специально завезли в местное РУВД для маскировки. Дело в том, что симпатичные барышни были «подсадными утками», а под платками у них скрывались солдатские каски, способные выдержать удар тяжёлым предметом.
Из воспоминаний непосредственной участницы тех событий бывшего заместителя начальника УОДУУМиПДН ГУВД Московской области полковника милиции в отставке Л.И.Тропиной (в те годы - инспектора ОДН Люберецкого УВД):
Я была « приманкой» с каской и мохеровой шапкой . В 20 - 22 года было не страшно, т.к. было призвание (а другой мотивации у тех, кто приходил в милицию, не было) и ответственность. Мы такими и остались!
Взяли убийцу (к счастью, по приметам) в марте 1976 года на автобусной остановке. В ходе дальнейшего разбирательства выяснилось, что маньяков было… трое. Помимо задержанного Николая Шестакова, на дело регулярно выходили его младший брат и приятель. Суд приговорил главаря банды к высшей мере наказания.
Не обошлось без «ловли на живца» и во время знаменитой операции «Лесополоса» в Ростовской области. Когда следствие установило, что маньяк чаще всего направлял свои преступные устремления на светло-русых невысоких девушек, на многих вокзалах Ростовской области появились «приманки» - соответствующим образом загримированные и переодетые молодые светловолосые сотрудницы милиции, весьма профессионально изображавшие алкоголичек, бродяжек и женщин лёгкого поведения. Хотя каждую подстраховывала группа захвата, но если бы вдруг в силу непредвиденных обстоятельств какая-нибудь «приманка» осталась бы один на один с преступником, то у неё для защиты было лишь одно спецсредство - баллончик «Черёмухи». К счастью, такой экстремальной ситуации не возникло.
Несмотря на меры предосторожности, иногда «живцы» всё же остаются один на один с вооружённым преступником. Так, например, произошло в Красноярске в конце 1990-ых, где объявился маньяк. Целью специального мероприятия местной милиции было задержание его с поличным. Местом проведения операции стало кладбище, где тот нападал на молодых женщин, под угрозой ножа насиловал их, после чего отбирал у них ювелирные изделия и, припугнув напоследок, быстро удалялся с места преступления.
По территории кладбища под видом обычных посетителей стали прогуливаться оперативники, державшие в поле зрения коллегу-приманку. Та была не только одета с вызывающей вульгарностью (в яркую блузку с большим вырезом и весьма фривольную мини-юбку), но и свою роль выполняла с завидным артистизмом! Неудивительно, что вскоре на «подставу» клюнул подозрительный тип: он подскочил к прогуливавшейся по кладбищенской дорожке оперативнице и без лишних слов вытащил нож. Прижав барышню к могильной ограде, преступник начал было присматривать, куда её затащить, но мгновенно был обезоружен и скручен группой крепких парней...
Иногда к работе в качестве «живца» привлекают людей, не имеющих отношения к милиции. Когда в Смоленске, к примеру, искали серийного убийцу Сергея Чёрного, в вечернее и ночное время по улицам города барражировали миловидные студентки юридического института, которые находились под неусыпным присмотром скрытно действовавших групп прикрытия.
Аналогичным образом в Подмосковье в конце 1990-ых взяли «домодедовского упыря» уроженца Молдавии Иону Продана, который в течение двух лет нападал на женщин. А роль «приманки» блестяще сыграла жена одного из оперативников Ленинского УВД.
В 1991-1995гг. в Невском лесопарке Санкт-Петербурга периодически находили тела девочек со следами насильственной смерти. Единственной уликой стали особым образом разрезанные колготки и то, что одну из жертв видели на ближайшей от лесопарка станции метро в сопровождении сотрудника милиции. Оперативники решили ловить преступника «на живца». На станции установили постоянное дежурство сотрудников в штатском, не посвящая в детали операции сотрудников МВД, приписанных к станции. А в роли «приманки» выступала девушка в колготках, которая должна была привлечь внимание преступника, проскользнув мимо турникетов.
Несколько попыток привлечь внимание провалились, пока правоохранителям не улыбнулась удача: задержавший нарушительницу милиционер не сопроводил её в отделение, а назначил место и время следующей встречи, пригрозив организовать проблемы, если та не явится. Первая встреча закончилась безрезультатно: он неожиданно объявил ей, что у него резко изменились планы, и назначил новое место встречи. Когда милиционер при повторной встрече начал куда-то уводить девушку и в конце концов увлёк в подъезд, где сотрудники уже не имели возможности наблюдать за ним, было решено взять его, не дожидаясь возможного нападения. Поначалу задержанный отрицал все обвинения, однако вскоре, не выдержав напряжения, подтвердил свою причастность к злодеяниям.
В начале 1994 года в Москве произошла серия убийств: от рук неизвестного преступника погибли четыре женщины. Тот нападал в лифтах, бил ножом, забирал сумку и убегал. Оперативники отметили одну общую деталь - все погибшие были в шубах. Не найдя свидетелей и улик, в МУРе решили применить испытанный метод: десятки сотрудниц милиции, надев шубы, целый день ходили по улицам и ездили в метро в надежде привлечь внимание убийцы. На выходах из подземки дежурили оперативники, которые на пятый день операции обратили внимание на нервничавшего молодого человека с чёрным пакетом в руках, увязавшегося за одной из прохожих в шубе. Когда та подошла к подъезду, подозреваемого задержали. В пакете у него оказался нож. Серийным убийцей оказался 19-летний гражданин Украины Александр Чайка, который выбирал девушек в шубах, рассчитывая, что у них обязательно найдутся деньги. Преступника приговорили к смертной казни, заменив её в итоге пожизненным заключением.
В начале 2003 года на железнодорожном вокзале Новосибирска пропали несколько человек, их тела позднее нашли на берегу Оби. В ловушку попадались, как правило, одинокие мужчины, оказавшиеся в городе проездом. Исчезновения продолжались. Поскольку работа с агентурой не принесла результатов, на станции под видом пассажиров стали регулярно дежурить оперативники. Вскоре один из них не вышел на связь. Поднятые по тревоге его сослуживцы всю ночь прочёсывали местность и только к утру обнаружили едва живого коллегу, рядом с которым лежали осколки разбитой бутылки из-под пива. Тот вспомнил, что к нему подошли две девушки и предложили выпить пива за знакомство. Отпечатки пальцев на бутылочном стекле указали на жительниц Новосибирской области, уже попадавших в поле зрения следствия. Дальше всё уже было делом техники...
В небольшом городе Ревда Свердловской области несколько лет назад прошла серия нападений на пенсионерок с целью ограбления. Полицейские решили устроить небольшой маскарад: один из них переоделся в старушку, взял палочку и, прихрамывая, вышел на улицу. Ждать пришлось недолго. Через несколько часов налётчик попытался ограбить «бабушку», но к немалому удивлению встретил жёсткое сопротивление - «пенсионерка» легко повалила его на землю и защёлкнула на нём наручники.
В июне 2020 года московские сыщики ловили «бутовского маньяка», нападавшего вечерами на молодых женщин. Каждый вечер в Южном Бутово выходили дефилировать самые красивые сотрудницы ГУ МВД Москвы под прикрытием, а рядом с ними постоянно дежурили несколько оперативников. Правда, поймали мужчину не в рамках спецоперации - его просто задержали по фотороботу.
При этом не стоит забывать, что оперативный эксперимент - одно из самых спорных ОРМ, не только с точки зрения его отграничения от провокации (т.е. подстрекания, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий), но и его оценки вхождения в качестве доказательства в материалы уголовного дела. А вот наши борцы с преступностью на этом правовом поле нередко играют не по правилам, дабы заработать себе лишнее раскрытие. То бишь, «срубить палку».
Но это, как говорится, совсем другая история...
Наиболее популярные публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!