Найти тему
Шемякин дизайн

Расшифровать солнце. Из серии «‎Метафизическая голова» Михаила Шемякина

Оглавление

В основе графической серии «Метафизическая голова» Михаила Шемякина – с одной стороны, философская и смысловая составляющая, воплощение его принципа метафизического синтетизма, а с другой – эстетические и визуальные черты древних и религиозных изображений. Они находятся в таком стройном балансе, что разделить их друг от друга невозможно, зато можно угодить в ловушку упрощения или, наоборот синдрома поиска третьего смысла; и тогда солнце растопит восковые крылья слишком возгордившегося Икара. Но мы постараемся совершить это путешествие и действительно взглянем на «Солнце» – работы Михаила Шемякина, сделанное в технике раскрашенного офорта в 1967-1969-е года.

Почему древние изображения совсем не так просты

Древняя живопись и скульптура была по-детски условной не только из-за того, что людям не хватало навыков. Ведь навыки с неба не падают – и как показывает история искусства, нужно всего лишь столетие-другое, чтобы преодолеть порог плоскостной живописи и устремиться к трехмерному реализму. Этот порог преодолела Древняя Греция и средневековая Европа, к нему вплотную подходили мастера Месопотамии, Индии, Китая и Японии. Но, может быть, подобная реалистическая манера оставляла ощущение, что образ перестает быть незримым и даже слишком приближается к материальному миру человека. Ведь есть большая разница между символом и портретом; и если символ почитаемого божества был необходим каждому, кто ему поклонялся, то кто среди них решился бы сделать портрет этого же божества?

Разумеется, Михаил Шемякин, обращаясь к традициям, не пытается воссоздать алтарные и храмовые образы. Он создает те самые символы - причем зачастую это обозначает саму древность и стремление человека осознать и запечатлеть что-то за пределами буквального и суетного. Через них Шемякин вытягивает на поверхность историю человеческого опыта в области познания. Тот самый опыт, который оставался в сфере бессознательного в виде архетипов.

Конечно же, любой культ начинался с того, что человеку помогало выживать и что критически влияло на образ его жизни. Культ солнца в этом отношении – один из первых и самых важных, возникших в истории религии. Даже глядя на рисунок Шемякина, первое, о чём мы думаем – это солнце. С тех пор, хотя в большинстве каталогов и сведениях аукционных домов эта работа не имеет названия, за ней закрепилось такое название.

Рассматривая «Солнце»

Композиция работы строго симметрична – и это один из первых законов древнего искусства, который Шемякин в серии «Метафизических голов» почти никогда не нарушает. Лицо представляет собой чуть сплюснутый круг – напоминание о том, что для искусства не столь важно геометрически верное построение фигур. Зато лицо кажется радушным, приветливым, даже несмотря на прямой невидящий взгляд и совсем маленький рот, то ли крепко сжатый, то ли тронутый едва заметной улыбкой.

Большие глаза и маленький рот встречаются в древнем искусстве повсеместно – от японских глиняных фигурок Догу (10-3 тысячелетие до н.э.) до скульптур коры и куроса ранней античности (660-480 до н.э). Причём последним тоже свойственна загадочная полуулыбка, названная «архаической». Слишком большие по сравнению с ними глаза – обозначение души; ведь именно по глазам мы читаем настроение и мысли, и в глаза мы смотрим при общении.

-3

Вокруг лица Михаил Шемякин выстраивает ореол лучей – частый атрибут религиозных изображений до нынешнего времени. Они уже имеют объём, затемняются на краях - тем больше подчеркивается плоскость и светоносность лица. Внутри «лучей» появляются закруглённые орнаменты, являющиеся частым атрибутом шемякинских работ ленинградского периода. Здесь же есть и цвета - которые, как известно, мы тоже видит благодаря свету солнца. Сложно сказать, увлекался ли в это время Шемякин уже теорией цвета, о которой мы писали прошлых выпусках, но тем не менее он выявил и изобразил взаимосвязь, используя в лучах только основные цвета.

Другие элементы изображения хорошо знакомы, но носят скорее формальный характер. В картушах по бокам, где обычно появляются тексты, остаются лишь орнаменты, будто забытый иероглифический язык. Остальная фигура тоже лишь обозначена изгибом шеи, переходящей в плечи. Ведь главное - это лицо, содержащее в себе весь образ солнца – одновременно многозначный, и такой простой и понятный.

Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»