ВСЁ ВЫШЕ И ВЫШЕ. ОБЗОР И ТЕСТИРОВАНИЕ ИГРОВОГО WQHD IPS-МОНИТОРА ASUS ROG STRIX XG27AQMR
Поднятие частоты вертикальной развёртки – тренд, который не остановить. Этому принципу следуют все крупные компании производящие мониторы, однако, переход некоторых из них к покорению рынка OLED в сегменте ТОП-решений, несколько затормозил покорение новых высот у жидкокристаллических моделей. Безусловно, есть такие модели, как ASUS ROG Swift PG27AQN, но это уже «премиум», а большей части потребителей нужно что-то более доступное.
В противовес серии ROG Swift компания ASUS на протяжении многих лет плотно занималась развитием более доступной линейки ROG Strix. Ранее в ней присутствовали такие популярные 27-дюймовые WQHD IPS модели, как XG27AQ и XG27AQM. Последняя остановилась на частоте вертикальной развёртки в 270 Гц после активации разгона и следующего шага от производителя пришлось ждать больше двух лет.
Новинкой оказалась модель с ещё одной дополнительной буквой в названии – ASUS ROG Strix XG27AQMR. Это обновлённое решение с повышенной частотой до уровня в 300 Гц без необходимости включения какого-либо разгона, пересмотренным дизайном и подходом к возможностям цветовоспроизведения. Модель полностью заменила собой своего предшественника, а поэтому других сверхбыстрых вариантов с разрешением 2560 х 1440 пикселей и ценой до 100 тысяч рублей на рынке РФ у ASUS больше нет. Давайте разбираться в чём новинка стала лучше, а где производитель допустил некоторые упрощения.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Рассматриваемый монитор был анонсирован в марте 2023 года, но поступил в реальную продажу только к лету, а до России добрался ещё через несколько месяцев. На данный момент модель продаётся в ограниченном количестве, а её средняя стоимость на рынке РФ составляет 85000-90000 рублей.
Если рассматривать сегмент 27-дюймовых WQHD-мониторов с частотой вертикальной развёртки от 270 до 300 Гц, то у модели ASUS ROG Strix XG27AQMR на российском рынке есть только 2-3 конкурента от таких компаний, как Acer и Dell и, к удивлению, их стоимость близка к решению от ASUS.
Мы не смогли получить доступ к сервисному меню монитора, но исходя из результатов тестирования можно сделать некоторые очевидные выводы – это не панель с квантовыми точками и не Nano IPS от LG Display. Есть предположение, что производитель воспользовался матрицей от Innolux либо каким-либо решением от BOE.
Из известных и важных характеристик можно отметить следующие: 27 дюймов с разрешением 2560 х 1440 пикселей, матрица плоская, с продвинутой системой подсветки для которой производитель обещает покорение 97 % DCI-P3 и всего лишь 120 % sRGB (что странно).
Панель работает по схеме 8 бит + FRC и обеспечивает возможность воспроизведения более 1 миллиарда оттенков.
В модели используется классическая торцевая система подсветки (Edge-LED) с программным делением на небольшое количество локальных зон управления (около 8-10 штук). Она проходит, как Flicker-Free и соответственно обходится без мерцания.
На фоне предшественника производитель более не использует «квантовые точки». В ASUS решили обойтись более простым вариантом с PFS/KSF Phosphor (соединение красного фосфора), что теоретически должно было снизить цветовой охват решения. Более точные цифры будут отображены в соответствующем разделе тестирования.
Также был произведён легкий сдвиг пика синего в более безопасную для глаз зону 456-457 нм. Это обеспечивает дополнительное снижение нагрузки на глаза совместно с отсутствием мерцания подсветки.
По умолчанию монитор ASUS работает в режиме с максимально доступным цветовым охватом, но в настройках есть несколько режимов эмуляции основных цветовых пространств с более узким спектром. Речь идёт про классический и наиболее актуальный sRGB, так и набирающий популярность DCI-P3.
Максимальная яркость модели в режимах SDR/HDR близка к современным нормам и находится на уровнях 350 и 600 нит соответственно, что вместе с тем обеспечило модель сертификацией по стандарту VESA DisplayHDR 600 совместно с поддержкой воспроизведения HDR10 контента. Коэффициент контрастности при этом составляет стандартные 1000:1, что является обычным значением для современной игровой IPS матрицы.
При установленной частоте вертикальной развёртки 144-300 Гц модель может работать в псевдо 10-битном режиме и полноценно поддерживает HDR без снижения дискретности.
Говоря про игровые характеристики, производитель указал время отклика 1 мс по стандарту GtG и ту максимальную частоту в 300 Гц, для получения которой не требуется активация дополнительных опций меню. Просто подключается монитор и сразу можете выставить нужную вам частоту.
В вопросе поддержки систем адаптивной синхронизации у новинки ASUS всё хорошо: поддерживаются Adaptive-Sync (с сертификатом VESA), AMD FreeSync Premium Pro и NVIDIA G-Sync Compatible в диапазоне от 48 до 300 Гц. Для динамической компенсации времени отклика в мониторе используется продвинутая технология Variable Overdrive, обеспечивающая правильное воздействие на жидкие кристаллы вне зависимости от уровня fps и частоты развёртки.
Есть у монитора и продвинутая версия ELMB-Sync второго поколения (система «вставки чёрного кадра») с поддержкой одновременной работы с системами адаптивной синхронизации, однако, её включение провоцирует снижение рабочего диапазона до 144-300 Гц. На частотах/fps ниже 144 Гц адаптивная синхронизация вкупе с ELMB-Sync работать не будет.
Для подключения к ПК или ноутбуку производитель предлагает воспользоваться двумя HDMI 2.0 либо одним DisplayPort 1.4 с поддержкой системы сжатия сигнала DSC. Также есть 3,5 мм аудиовыход и пара продвинутых USB 3.2 Gen 1 для подключения различной периферии.
В вопросе внешнего вида ASUS ROG Strix XG27AQMR повторяет многие последние новинки производителя. Перед нами типичный представитель семейства ROG из топ-сегмента — в «безрамочном» дизайне (исключительно с трёх сторон), с эргономичной подставкой и привычной системой управления на базе пятипозиционного джойстика и нескольких клавиш управления.
В арсенале монитора также присутствуют технология высветления теней Shadow Boost, набор наэкранных виджетов GamePlus и большое разнообразие режимов GameVisual. Присутствует небольшой выбор режимов работы встроенного скалера, а также пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра за счёт регулировки уровня RGB Gain.
КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
Монитор ASUS ROG Strix XG27AQMR поставляется в достаточно крупной коробке с качественной полиграфией, фотографией дисплея и перечислением основных особенностей модели с помощью различных пиктограмм с подписями.
Для переноски производитель предлагает воспользоваться специальными вырезами с двух сторон упаковки.
Одну из боковин производитель также практически полностью отдал под полный список достоинств модели, коих насчитал не более 7-8 позиций.
По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные. Реальным производителем (заводом-изготовителем) является TPV Electronics (Fujian) Co.,LTD.
Комплект поставки новинки включает в себя следующее:
- кабель питания;
- внешний блок питания;
- кабель DisplayPort;
- кабель HDMI;
- кабель USB Type-B для подключения к ПК и работы встроенного хаба;
- чёрный чехол для кабелей;
- краткое руководство по установке и настройке;
- проспект ASUS VIP Member;
- набор наклеек ROG Strix;
- наклейки о соответствии стандартам ENERGY;
- отчёт о заводской калибровке в режиме sRGB.
Набор оптимальный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора без внесения явных ограничений. Главное в этом случае – удостовериться в возможностях используемого в ПК/ноутбуке железе и знать заложенные производителем пределы для каждого из установленных интерфейсов.
ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА
Для своих наиболее интересных и дорогих моделей мониторов в ASUS давно исповедуют дизайнерский подход, отточенный на семействе игровых ноутбуков серии ROG, а затем перенесённый и на мониторы, начиная с уже старого PG348Q. В случае с новым XG27AQMR, появление которого случилось спустя 6 лет после «старичка» производитель внёс уже знакомые нам коррективы, как в исполнение подставки, так и уменьшенное количество цветных элементов в отделке корпуса.
Сложные формы, переплетённые друг с другом, с различным по фактуре и цвету пластиком, моментально создают образ дорогого и нишевого продукта, нацеленного преимущественно на игровую аудиторию. Правда, в отличии от более дорогих представителей ROG Strix у героя обзора отняли систему внешней подсветки Aura RGB, не стали устанавливать заднюю крышку в области интерфейсов подключения и убрали все цветные элементы. Стало максимально строго и практично. Такой подход исповедуется почти во всех новых продуктах ROG Strix 2023-2024-годов выпуска.
Из первых и самых очевидных изменений новинки перед многими предшественниками – обновлённые подставка и центральная колонна, которые мы могли ранее наблюдать на других новинках бренда.
Первая теперь полностью ложится на стол, всё такая же глубокая, но без характерных цветных вставок для серии ROG. Сама стойка стала уже, а вырез под кабели предстал овальной формы с резкими скосами.
У новинки есть быстросъёмное соединение. Для разъединения необходимо нажать на кнопку, расположенную возле интерфейсных разъёмов.
При разъединении подставки на корпусе монитора вы сможете обнаружить классическое крепление стандарта VESA 100 x 100 мм. А в верхней части центральной стойки у новинки XG27AQMR есть стандартное штативное крепление под установку различных веб-камер или прочих аксессуаров.
Эргономика подставки обеспечивает регулировку высоты в пределах 110 мм, наклона в диапазоне от -5 до +20 градусов и поворот корпуса на 25 градусов вправо/влево.
У монитора присутствует возможность переворота в портретный режим (Pivot) в одну сторону, но дополнительный люфт основного механизма от этого не появился – всё четко. Положение корпуса на подставке можно менять плавно, но необходимо приложить чуть больше усилий в начале регулировки, особенно при повороте корпуса.
Все удерживающие элементы, внутренности крепёжных механизмов и основание подставки сделаны из металла. На последней используется четыре различных по форме резиновых ножек для лучшего сцепления с рабочей поверхностью.
XG27AQMR стал одной из немногих моделей линейки ROG Strix без внешней системы подсветки Aura RGB. От неё производитель в новинке отказался и преобразил логотип ROG, представив его фактурным пластиком с диагональными насечками. К тому же на корпусе появилось много различных надписей и указателей.
Качество сборки монитора ASUS, как обычно, не даёт шансов остаться недовольным. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны в использовании и касается это абсолютно всех элементов.
Люфты отсутствуют, корпус не поддаётся скручиванию ввиду не малой толщины, не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует достаточное количество вентиляционных отверстий различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне, но сама система охлаждения – пассивная. Так что за шум от монитора можете не переживать – его нет.
В качестве демонстрации использования полуматовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей кристаллический эффект должен быть практически незаметен, а антибликовые свойства сохранены на достойном уровне.
В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Подключать кабели максимально удобно – спасибо возможности переворота корпуса в портретный режим.
Рядом с основными интерфейсами пользователь обнаружит информационную наклейку. Благодаря ей становится известно, что наш экземпляр изготовлен в августе 2023 в Китае, силами подрядчика-изготовителя TPV Electronics (Fujian) Co.Ltd.
Встроенная акустическая система в XG27AQMR не используется, как и нет датчика внешней освещённости, который можно найти в некоторых продуктах серии ROG.
МЕНЮ И УПРАВЛЕНИЕ
В новом XG27AQMR используется привычная по многим другим мониторам серий PB|PG|MG|VG|XG схема управления, состоящая из пятипозиционного джойстика и дополнительных физических клавиш.
Управлять монитором легко и просто. Система управления обеспечивает комфортность её использования при любом уровне внешнего освещения и при любом положении корпуса в пространстве.
Небольшой светодиод питания белого цвета абсолютно не мешает при работе. При желании же его и вовсе можно дезактивировать через соответствующий пункт в меню монитора.
При нажатии на джойстик управления на экране сразу возникает основное меню. Быстрый доступ с помощью двух физических клавиш можно получить (при настройках по умолчанию) для выбора режимов GameVisual и функций GamePlus. А для вывода блока с подсказками достаточно нажать вторую клавишу сверху.
Удобство управления, скорость меню и логика его построения – всё на высшем уровне, к этому в мониторах ASUS уже давно не придраться. Внешний вид OSD соответствует концепции ROG Strix и перешёл к XG27AQMR от многих других моделей этой серии.
В случае с новинкой в нём содержится шесть разделов с хорошо знакомым наполнением.
В первом — под названием Gaming — пользователю предлагается установить степень разгона матрицы (Variable OD), включить поддержку систем адаптивной синхронизации Adaptive-Sync, активировать режим вставки «чёрного кадра» ELMB/ELMB-Sync и полноценно настроить его. Настроить функции GamePlus, выбрать один из режимов GameVisual и выставить степень высветления теней (Shadow Boost).
Во втором разделе можно установить уровень яркости и контрастности, активировать динамическую контрастность ASCR, выбрать режим работы встроенного скалера и определить степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране. Есть дополнительная настройку контурной резкости VividPixel, но доступна она не во всех режимах. Здесь же прячется пункт Dynamic Dimming, отвечающий за динамическую подсветку (управление 8-10 зонами) и выбор из нескольких режимов представления HDR при выводе соответствующего контента.
Отметим, что при активации HDR в системе в мониторе блокируются почти все настройки в меню, но появляется выбор среди двух режимов интерпретации HDR контента – ASUS Cinema HDR и ASUS Gaming HDR.
Не менее важные параметры отнесены к третьему разделу, Color. В нём вы можете встретить режимы цветовой температуры и возможность вручную определить степень усиления RGB, также тут доступны пять режимов гаммы и регулировка насыщенности (доступна лишь в определённых режимах). Из относительно новых пунктов – Display Color Space – выбор цветового пространства, без необходимости перехода в режимы эмуляции через режимы Game Visual.
Выбрать источник сигнала можно в разделе Input Select. Здесь же представлена функция автоматического определения источника, активированная по умолчанию.
В разделе MyFavorite доступен выбор функций быстрого доступа для двух физических клавиш и опция сохранения всех настроек в один из двух блоков памяти. Последняя функция может быть актуальна для любителей использовать абсолютно иные настройки монитора для выполнения определенных задач или для каких-то конкретных игр.
Последний раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации меню (русский в наличии, перевод вполне адекватный, но не полный), блокировка клавиш управления, выключение индикатора питания, определение уровня энергосбережения.
Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность изменить версию DP и установить поддержку сжатия сигнала DSC, настроить громкость звука при использовании 3,5-мм аудиовыхода и, конечно же, есть функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:
ЦВЕТОВОЙ ОХВАТ
Монитор использует современную матрицу с продвинутой системой подсветки, но с ограниченным цветовым охватом на уровне 120 % sRGB и заявленными 97 % DCI-P3, что странно. Давайте узнаем на что способен монитор ASUS XG27AQMR при заводских установках, в режимах эмуляции DCI-P3 и sRGB, а также с Blue Light Filter на максимальном уровне воздействия:
По представленным скриншотам видно, что возможности используемой Fast IPS матрицы превосходят стандарт sRGB на бирюзовых, зелёных и достаточно сильно на красных полутонах. При этом в сравнении с DCI-P3 монитору ASUS явно недостаточно возможностей в воспроизведении чистых зелёных и жёлтых полутонов.
Переход к режимам эмуляции приводит к тому, что в DCI-P3 монитор теряет ещё больше своих возможностей (цветовой охват сужается), а вот в sRGB эмуляция производится практически идеально. Отметим, что во всех трёх случаях установки цветового пространства через опцию Display Color Space остаётся возможность регулировки яркости, контраста, цветовой температуры и гаммы – это очень важно для точной настройки монитора и удобства взаимодействия с ним.
В режиме Blue Light Filter – Level 4 цветовой охват сужается ещё сильнее и происходит это в большей степени в области с желтыми и зелёными участками. Наконец, для ручной настройки и дальнейшей калибровки мы воспользовались заводским режимом Racing с выбранным полным цветовым охватом (Wide Gamut). После проведенных процедур ЦО остался почти на том же уровне, что и при настройках по умолчанию.
Теперь же посмотрим на полученные цифры соответствия и общего объёма цветовых данных при различных настройках:
Стандартные настройки (режим Racing + Wide Gamut):
- sRGB - 99,9|128,1 %;
- AdobeRGB - 82,3|88,2 %;
- DCI-P3 - 87,9|90,7 %;
Режим Racing + DCI-P3:
- sRGB - 99,7|121,3 %;
- AdobeRGB - 78,4|83,6 %;
- DCI-P3 - 85,7|85,9 %;
Режим Racing + sRGB:
- sRGB - 98,9|101,1 %;
- AdobeRGB - 69,3|69,7 %;
- DCI-P3 - 71,6|71,6 %;
Режим Blue Light Filter - 4:
- sRGB - 88,6|113,8 %;
- AdobeRGB - 72,5|78,4 %;
- DCI-P3 - 75,1|80,6 %;
После настройки и калибровки (Racing + WG):
- sRGB - 99,8|126,1 %;
- AdobeRGB - 81,3|86,9 %;
- DCI-P3 - 87,2|89,3 %.
Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка неспособна достигнуть заявленных 97 % DCI-P3 – её допустимый предел находится на уровне 85-87 %, а вот превосходство над sRGB оказалось выше, чем заявили в ASUS – общий объём цветовых данных достигает 126-128 %. Другими словами – на фоне предшественника новинка XG27AQMR обеспечивает ощутимо меньшее цветовое покрытие и не может рассматриваться в качестве устройства для работы в таких стандартах, как DCI-P3 и, тем более, AdobeRGB. А вот для стандартного sRGB монитор подходит более чем.
Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известными вам методами: использовать встроенные режимы эмуляции или использовать ICC/ICM профили и программное обеспечение с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, XnView, Faststone Viewer, средства просмотра фотографий Windows (7, 8, 10, 11), Opera, Firefox, Google Chrome и т.д.
ЯРКОСТЬ, КОНТРАСТНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ
В ASUS XG27AQMR предустановлено семь основных режимов и один для пользовательской настройки с широким набором доступных параметров. Впрочем, для наших целей было достаточно заводского режима Racing и возможностей установки рабочего цветового пространства через новую функцию Display Color Space в соответствующем разделе меню дисплея.
При настройках по умолчанию в мониторе ASUS ROG Strix XG27AQMR используется режим Racing со следующими настройками:
- Brightness – 65;
- Contrast – 80;
- Color Temp. – 6500К;
- Gamma – 2.2;
- Variable OD – Level 3;
- Blue Light Filter – Off;
- Display Color Space – Wide Gamut;
- Shadow Boost – Off;
В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:
- Brightness – 16;
- Contrast – 80;
- Color Temp. – User (96/98/99);
- Gamma – 2.2;
- Variable OD – Level 4;
- Blue Light Filter – Off;
- Display Color Space – Wide Gamut;
- Shadow Boost – Off.
Основные изменения произошли за счёт снижения яркости подсветки и небольших правок значений RGB Gain. Регулировка уровней контрастности и насыщенности, а также гаммы монитору не требуются – сделаете только хуже. Не следует без особой надобности активировать и режимы Blue Light Filter, а вот Variable OD можете смело установить в положение Level 4 – монитор станет чуть быстрее.
Теперь посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:
При стандартных настройках изначальная яркость сильно завышена для продолжительной работы – смело снижайте её до 20-30 %. Переключение цветовых пространств к ощутимым изменениям яркости и контраста не приводит. При максимальном воздействии (Level 4) в специальном режиме Blue Light Filter яркость фиксируется на уровне ~133 нит и не может быть изменена. А вот на трёх более слабых уровнях воздействия такой проблемы нет.
Коэффициент контрастности во всех рассмотренных случаях близок к заявленному 1000:1, что является средним уровнем для современной игровой IPS панели.
В вопросе с точкой белого в двух режима (с полным охватом и с эмуляцией sRGB) она настроена на достаточно высоком уровне точности – порядка 6500К с легким паразитным оттенком.
При переходе к DCI-P3 картинка приобретает розоватый оттенок, а в BLF-4, в свою очередь, все настроено как необходимо – точка белого меньше 5000К, синяя компонента практически исчезает (подтверждение на скриншоте выше), но есть другой паразитный оттенок, о чём мы поговорим в следующем разделе.
Во всех трёх режимах контрастность изображения близка к идеалу – гамме с показателем 2.2, различимость глубоких теней при этом средняя. Есть вопросы к общей точности цветопередачи – среднее и максимальное отклонения превышают допустимый уровень и находятся в желтой и красной зонах. Связано это в первую очередь с тем, что монитор превосходит требования sRGB стандарта и не добирается до DCI-P3. Лучшие же результаты по умолчанию в случае перехода к эмуляции sRGB – режимом можно сразу пользоваться, не забыв выставить яркость пониже.
Добиться дальнейших улучшений при максимальном цветовом охвате можно правкой яркости и значений RGB в режиме Racing с полным цветовым охватом (Wide Gamut). Причём в случае с новым XG27AQMR для этого даже не обязательна полноценная калибровка с правками LUT видеокарты. Достаточно обычного профилирования.
В этом случае новинка показала отличные результаты и смело подходит для профессиональной работы в пределах цветового пространства sRGB. На что-то большое рассчитывать не стоит. Это вам не предшественник XG27AQM с «квантовыми точками» в составе системы подсветки.
ГАММА-КРИВЫЕ И БАЛАНС СЕРОГО
С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
Новинка от ASUS при настройках по умолчанию демонстрирует идеальную настройку гаммы, правильный контраст, но есть легкий дисбаланс RGB, а точки серого клина сосредоточились рядом с областью DeltaE<10. Различимость глубоких теней и светов присутствует на адекватном уровне.
Переход к цветовому пространству DCI-P3, который XG27AQMR попросту не может полноценно воспроизвести, сохраняет настройки гаммы, но точки серого клина переход за границы DeltaE<10, появляется паразитный розовый оттенок.
Режим эмуляции sRGB также не влияет на точность установки гамма-кривых, глубокие тени сохраняют средний уровень различимости (а хотелось бы чуток лучше), а вот настройка цветового баланса и точки белого возвращаются на уровень заводских настроек.
Для снижения нагрузки на глаза производитель предлагает использовать режимы Blue Light Filter. В настройках есть четыре уровня воздействия. Первые три слабо влияют на цветовую температуру и обеспечивают возможность ручной регулировки яркости. В BLF-4 такая возможность отсутствует, а точки серого клина находятся в области ~5000К (за пределами изучаемого участка диаграммы), но с зелёным паразитным оттенком – это несколько напрягает. Впрочем, это вполне типичная настройка от ASUS.
C другой стороны, в случае с XG27AQMR контрастность в данном режиме не снижается – гамма-кривые сохраняют свой прежний вид, что говорит о том, что нагрузка на глаза будет снижена только за счёт изменения цветовой температуры и автоматического перехода к более низкой яркости подсветки.
Обратный переход к Racing с полным цветовым охватом и c ручными правками яркости и RGB позволил добиться комфортной работы перед монитором с правильной точкой белого и отличным балансом серого. После полноценной калибровки гамма-кривые слегка отошли от референса, но это легко можно обойти обычным профилированием без правок в LUT видеокарты. Впрочем, в двух этих состояниях, при использовании ICC профиля, монитор ASUS XG27AQMR прекрасно подходит для работы с цветом в пределах пространства sRGB. Можете быть в этом уверены.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НАСТРОЙКИ
У новинки ASUS отсутствует датчик внешней освещённости для автоматической регулировки яркости, а в меню есть несколько дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. В случае с XG27AQMR мы решили посмотреть на влияние функций Shadow Boost и Gamma.
Параметр Shadow Boost, как следует из его названия, высветляет тени и делает это, в случае с новым XG27AQMR, не совсем корректно. Связано этом с тем, что функция, в том числе, затрагивает диапазон 15-40 %, в котором расположены участки, не являющиеся тенями. Кроме того, уже на первом уровне воздействия происходят достаточно резкие изменения, а два следующих за ним уровня незначительно его усиливают. Самые же резкие изменения происходят в динамическом режиме работы функции Shadow Boost, а на экране появляются различные по размерам затемнённые пятна. Выглядит это странно.
Что касается дополнительных режимов гаммы, то кроме стандартного значения 2.2 модель предлагает классические варианты от 1.8 и 2.6 с шагом в 0.2. Все режимы, на удивление, оказались настроены максимально точно – в полном соответствии с указанными референсами. С помощью установки различных режимов гаммы вы сможете быстро изменить общий уровень контрастности изображения, без создания дополнительных дефектов изображения.
РАВНОМЕРНОСТЬ ГРАДИЕНТОВ И БАНДИНГ
Установленная псевдо 10-битная Fast IPS-type-матрица смогла продемонстрировать очень качественные градиенты, как при настройках по умолчанию, так и после внесения ручных правок.
В ходе полноценной калибровки применённые правки в LUT видеокарты приводят к появлению порядка 4-6 более резких переходов в области 0-30 % с появлением слабого паразитного оттенка, что является вполне обычным явлением. С другой стороны, монитор не требует как таковых правок через LUT GPU, а поэтому можно сохранить градиенты на изначально высоком уровне – это ощутимое достоинство модели на фоне многих игровых моделей на рынке.
В отношении же сложных цветовых переходов (banding-эффект) на реальных изображениях дисплей показал себя на среднем уровне. Различные грубые переходы хорошо заметны, но на фоне ужасов большинства *VA-представителей, решение от ASUS выглядит достойно, особенно учитывая его крайне быструю Fast IPS панель с высокой частотой вертикальной развёртки.
СТАБИЛЬНОСТЬ ЦВЕТОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ
Продолжим изучение монитора ASUS ROG Strix XG27AQMR, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.
Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые и баланс серого”.
Уровень стабильности цветовой температуры оказался на высоком уровне во всех протестированных пресетах. Лишь в Racing + WG после калибровки среднее значение перешло за границы одного процента, а максимальное добралось почти до 3. Но даже такой результат – высокий.
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp и все варианты Blue Light Filter. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет 6500К. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Racing + Wide Gamut из первой таблицы данного подраздела тестирования.
По полученным результатам можно отметить следующее:
- Режимы 6500К и User при настройках по умолчанию незначительно отличаются друг от друга по цветовой температуре, но стабильность выше во втором из них;
- Режимы 7500К и 9300К достаточно точно соответствуют указанным значениям и прекрасно подходят для поклонников более «холодной» картинки;
- Высокий уровень стабильности ЦТ держится в любом из проверенных режимов ЦТ;
- Первые три уровня Blue Light Filter оказывают несущественное влияние на снижение нагрузки на глаза, похожи друг на друга, а в наиболее рабочем BLF-4 заблокирована яркость и есть паразитный зеленый оттенок.
По итогу вы смело можете использовать заводские настройки, либо активировать User для ручных настроек, особенно если у вас есть необходимое измерительное оборудование.
СТАБИЛЬНОСТЬ КОНТРАСТНОСТИ И ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ ЯРКОСТИ
Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing с полным цветовым охватом. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.
При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 49-373 нит при среднем коэффициенте контрастности (КК) в ~1030:1. Снижение яркости близко к линейному. Вместе с тем, коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне и на 3 % выше заявленного производителем. За более высокими значениями вам следует обратиться к современным быстрым IPS Black-моделям, у которых, впрочем, есть свои недостатки и особенности.
Значение верхней границы яркости почти в 373 нит превышает заявленный производителем уровень в 350 нит для SDR и является хорошим помощником для условий работы с ярким внешним освещением. Нижнее же в 49 нит близко к желаемому минимуму и точно сможет обеспечить высокий уровень комфорта при работе за монитором в затемнённом помещении.
Активация HDR приводит к автоматическому включения функции Dynamic Dimming и блокировке большинства настроек монитора. Максимальная яркость в таком случае зависит от воспроизводимого контента. При проверке специальных тестовых сцен нам удалось добиться яркости в 674 нит, как при выводе белого поля на весь экран (100 %), так и при заполнении экрана всего на 10 %. Результат высокий и так же превосходит заявленное производителем значение для HDR режима. Вопросов не имеем.
ВРЕМЯ ОТКЛИКА, ЗАДЕРЖКА ВЫВОДА (INPUT-LAG), ПРОПУСК КАДРОВ
В новинке используется скоростная Fast IPS матрица с увеличенной частотой вертикальной развёртки до 300 Гц, что на 30 Гц выше, чем у предшественника и на 20 Гц чем у схожего по стоимости Dell Alienware AW2723DF. Заявленное время отклика модели составляет привычные 1 мс по методике GtG.
Для регулировки скорости отклика в модели применена продвинутая технология изменяемого разгона времени отклика Variable Overdrive с шестью степенями воздействия (включая вариант Off – выключено). Также у монитора есть технология вставки «чёрного кадра» ELM0-Sync второго поколения с возможностью ручной настройки: есть параметры Clarity Position (отвечает за время возникновения «чёрного кадра») и Clarity Level (отвечает за ширину импульса «чёрного кадра» и соответственно яркость сцены).
Давайте посмотрим на полученные результаты при максимально возможной частоте вертикальной развёртки с разными настройками Variable OD и самым оптимальным вариантом работы ELMB в режиме без синхронизации:
В первую очередь следует отметить, что начиная с XG27AQMR мы будем тестировать модели на скорость/время отклика не только с помощью знакомых всем визуальных тестов (как выше представленные результаты TestUFO), но и с помощью программно-аппаратного комплекса OSRTT. Сейчас мы обойдёмся без лишних рассказов о теории и возможных подходов при замерах, а просто оценим возможности героя обзора.
Монитор ASUS XG27AQMR представляет из себя продвинутую игровую модель, но без серьёзных заявок на покорение каких-либо рекордов скорости времени отклика. По умолчанию производитель установил Variable OD в положение Level 3, что является одним из оптимальных вариантов использования изучаемого монитора.
В этом случае среднее время отклика (фактическое время – initial time) между различными оттенками серого составило 4.18 мс. Его снижение до Level 2 и Level 1 провоцирует незначительное повышение среднего времени отклика почти до 5 мс, и это при достаточно строгом допуске RGB 5 (такой допуск, в некоторых случаях, ощутимо повышает полученные значения, но позволяет гораздо лучше определить реальную скорость дисплея). Если разгон времени отклика отключить вовсе, то мы получим 6,9 мс.
Добиться улучшения результатов можно при переходе к Level 4 – результат составит 3,63 мс при которых появляются еле заметные артефакты на нескольких проверенных переходах. Если идти дальше, то на Level 5 появляются сильные артефакты, а время отклика (без учёта этих артефактов) снижается всего до 3,31 мс. Но это тот вариант, который мы не советуем к использованию. Сравнительная картинка в начале раздела даёт все необходимые ответы. В двух последних случаях монитор сопоставим по среднему времени отклика с такой киберспортивной моделью на базе Fast TN+Film, как BenQ XL2546X с частотой развёртки 240 Гц. Это говорит о многом!
Что же касается режимов ELMB, то замерять время отклика в них нет никакого смысла, поскольку подсветка дисплея мерцает в любой ситуации, даже когда на дисплее установлена статичная картинка с белым объектом в центре. Происходит мерцание подсветки на частоте 300 Гц (вставка «чёрного кадра» происходит 300 раз в секунду), а даже в самом ярком варианте работы ELMB ширина рабочего импульса не превышает 1 мс из 3,33 мс отведенных на один кадр. Остальные 2,33 мс подсветка практически полностью выключается.
Лучший результат при настройке ELMB, с точки зрения автора, можно получить переключив Clarity Position в положение Up, а Clarity Level установить в значение Level 5. В этом варианте вы получите хорошую резкость движущегося объекта и общую чёткость картинки. Единственное что остаётся помнить – при любом активном режиме ELMB/ELMB-Sync нагрузка на глаза будет выше, чем без данной технологии.
Новое оборудование позволило нам измерить и время задержки вывода монитора – input-lag. В случае с героем обзора, при подключении по DisplayPort 1.4 с DSC и установленной частотой 300 Гц, в среднем оно не превысило 2,1 мс при активированном G-Sync Compatible. Прекрасный результат. На другой мы и не рассчитывали.
Отдельно отметим, что монитор ASUS ROG Strix XG27AQMR официально сертифицирован как AMD FreeSync Premium Pro, что говорит о полной поддержке открытого Adaptive-Sync и, безусловно, подразумевает беспроблемную работу с NVIDIA G-Sync в режиме Compatible (есть официальный сертификат), что нами было подтверждено при фактическом тестировании новинки. Проблем не возникло, всё работает, но исключительно в диапазоне 48-300 Гц, а в сочетании с ELMB диапазон опускается до 144-300 Гц.
С пропуском кадров на максимальной частоте вертикальной развёртки проблем у нового ROG Strix XG27AQMR тоже нет – 300 Гц честные, без пропуска.
УГЛЫ ОБЗОРА И GLOW-ЭФФЕКТ
Монитор ASUS XG27AQMR является классическим представителем WQHD IPS с продвинутой матрицей, к углам обзора которой претензий не возникает.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, характерно высветляются тени, появляется паразитный оттенок в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.
Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и уж тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на трети-четверти изображения c выраженным желто-оранжевым паразитным оттенком (особенность использования красного фосфора в качестве модификатора спектра подсветки матрицы) или менее выраженным холодным оттенком при взгляде на монитор с другой стороны.
На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе, что является нормой для всех IPS-type-матриц без использования специального A-TW-поляризатора. Степень проявления самых разных паразитных оттенков зависит от того с какой стороны от экрана вы встанете и насколько сильный угол просмотра будет использован. И, конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения (камера работает по несколько иным принципам) и это следует учитывать в первую очередь.
РАВНОМЕРНОСТЬ ПОДСВЕТКИ И ЦВЕТОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки. Система компенсации неравномерности подсветки в мониторе ASUS ROG Strix XG27AQMR не используется.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 12,5 %, а максимальное – 23 %. Для данного класса устройства результат ниже среднего.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Самая светлая зона достаточно маленькая, а яркость достаточно быстро снижается к краям панели, особенно это заметно в верхней зоне.
Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.
Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. У монитора действительно затемнены все края экрана, а вот явных проблем с равномерностью цветовой температуры не выявлено.
Перед этим рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.
Тут у нас никаких новостей нет – классика жанра IPS во всей красе. В первом случае Glow показал себя максимально ярко в четырёх углах панели с достаточно схожими паразитными оттенками. Но смеем заметить, что если подобрать правильные рабочие условия и яркость монитора, то заметность данного эффекта можно существенно снизить.
Тем не менее, подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 16:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и так далее.
При сильном отдалении от экрана Glow полностью исчезает (вторая фотография выше) и мы становимся свидетелями практически идеального чёрного поля с минимально высветленными зонами разных размеров, без ярко выраженного оттенка. Результат хороший. Сказать нам тут больше нечего.
Отдельно отметим систему локальной подсветки Dynamic Dimming. Её можно самостоятельно активировать для работы в SDR и она автоматически включается при работе с HDR. Количество выделенных вертикальных зон для монитора откровенно мало – их всего порядка 8-10. Такое количество не может улучшить визуальный образ какого-либо видео контента, а поэтому вы смело можете забыть о существовании данной опции у монитора. Прямо скажем – смысла в ней ноль.
Теперь, наконец, перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,5 % в среднем и 3,9 % в максимуме – результат выше среднего. Разница между минимумом и максимумом не превысила 471К, что вполне сносно.
Исходя из полученных данных и личных впечатлений отметим, что явных проблем с равномерностью ЦТ у проверенного экземпляра действительно нет. Если же описать полученную «картину», то цветовая температура увеличивается только в левой части устройства – снизу и сверху. Заметить такую особенность в ходе работы можно, но придётся приглядываться.
ОСОБЕННОСТИ (КЭ, ШИМ, ПАРАЗИТНЫЕ ЗВУКИ, ОЩУЩЕНИЯ ОТ РАБОТЫ И ДР.)
Переходим к другим особенностям модели. Для подробного изучения структуры LCD-панели изучим полученные макроснимки:
В мониторе ASUS ROG Strix XG27AQMR применена «безрамочная» Fast IPS-матрица с диагональю 27 дюймов с полуматовой рабочей поверхностью.
В первую очередь видна классическая RGB-структура с субпикселем особой формы, которая встречается на некоторых панелях от LG Display и AUO.
Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях практически незаметен (но зависит от степени восприимчивости и от того, с чем сравнивать) и НЕ усиливается при взгляде сверху, снизу или сбоку.
Не страдает используемая матрица и от эффекта Cross Hatching, да и проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей ей не свойственны. Не требуется новинке ASUS и дополнительная настройка резкости – значение Vivid Pixel рекомендуем оставить при заводских установках и никогда его не трогать.
Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). Выше продемонстрированы результаты аппаратных замеров на уровень пульсаций. При 50 и 0 % яркости пульсации находятся в допустимых пределах и не могут влиять на усталость глаз пользователя. Полноценный же ШИМ в его истинном виде – отсутствует.
Если же активировать режим ELMB/ELMB-Sync, то подсветка будет мерцать на уровне частоты вертикальной развёртки монитора. Выше предоставлен пример замера на частоте 300 Гц при измерении белого поля. На участке в 100 мс отчётливо видно 30 выключений подсветки за данный период. Такой вариант в обязательном порядке приведёт к визуальным улучшениям на экране (особенно в играх), но и нагрузка на глаза и голову возрастают во много раз. Пускай у каждого тут будут свои выводы.
В свою очередь монитор ASUS использует компактный внешний блок питания. Паразитные звуки во время работы на любых настройках нами отмечены не были, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.
ВЫВОДЫ
Протестированный игровой монитор ROG Strix XG27AQMR является ожидаемым продолжением хорошо известных нам моделей из данной серии, однако, в ASUS решили сделать акцент исключительно на скоростных показателях новинки. Так дизайн монитора был упрощен в соответствии с обновлённой концепцией, была утеряна система RGB-подсветки, а установленная матрица, пускай и настроена близко к идеалу, но столь широких возможностей по работе с цветом как у предшественника предложить не может.
Вместе с тем внешний вид стал более строгим и менее броским, качество материалов и сборки осталось на высочайшем уровне, а программная начинка устройства была явно обновлена. Теперь при переходе к режимам эмуляции двух цветовых пространств (их можно сочетать почти с любым пресетом GameVisual) нет ограничений по регулировке яркости и настройкам цветовой температуры и гаммы. Такие преимущества раньше мог предложить топовый PG279QM и ещё более дорогой 360 Гц ROG Swift PG27AQN. Теперь же данная особенность появилась у более доступного игрового монитора ASUS. Ставим лайк!
В остальном же рассматривать ASUS ROG Strix XG27AQMR следует тем людям, кто хочет перейти с какого-нибудь старого 144-160 Гц 27-дюймового WQHD-решения или приобретает монитор подобного рода и вовсе впервые – с прицелом на следующие 5-7 лет. Тогда новинка от ASUS, хорошо показавшая себя за последние 6-8 месяцев в продаже, будет наиболее разумным приобретением если вы ищите себе монитор от А-бренда и не смотрите в сторону повылезавших со всех сторон китайцев. Удачи в правильном выборе!
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS ROG Strix XG27AQMR в краткой форме представлены ниже.
Достоинства:
- Высококачественные материалы и сборка;
- Эргономичная подставка, быстросъёмное соединение и наличие VESA-совместимого крепления;
- Удобная система управления на базе 5-позиционного джойстика и четырёх физических клавиш;
- Официальная поддержка AMD FreeSync Premium Pro, что означает поддержку Adaptive-Sync и G-Sync в режиме Compatible – проверено, работает;
- Повышенная частота вертикальной развёртки до 300 Гц, высокая скорость отклика (особенно в положении Variable OD – Level 4-5 – сопоставимо с киберспортивным BenQ XL2546X с Fast TN+Film) низкий инпут-лаг – для модели данного класса всё на высоком уровне;
- Наличие адаптивного разгона времени отклика (тот самый Variable Overdrive) – редкий гость у современных мониторов, но очень важный при сильно плавающем уровне fps и частоты развёртки соответственно (при активных системах синхронизации);
- Наличие режима «вставки чёрного кадра» ELMB/ELMB-Sync (вторая версия) с широкими возможностями ручной настройки;
- Поддержка HDR10 и соответствие VESA DisplayHDR 600 с фактическим превышением максимальной яркости почти на 80 нит;
- Изменённый спектр подсветки для снижения нагрузки на глаза и слегка расширенный цветовой охват до 126-128 % sRGB и 85-87 % DCI-P3;
- Отличная заводская настройка и возможность обойтись без полноценной калибровки с правками в LUT видеокарты – в этом случае высокое качество градиентов будет сохранено;
- Качественная эмуляция рабочего пространства sRGB без ограничений на регулировку яркости и цветовой температуры;
- Высокая стабильность цветовой температуры на сером клине почти во всех режимах;
- Высокое качество градиентов в предустановленных режимах и после ручных правок, хорошие результаты в бандинг-тесте;
- Крайне широкий диапазон изменения яркости подсветки (49-373 нит) при стабильном коэффициенте контрастности на уровне чуть выше заявленного в ТХ;
- Хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры и на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта);
- Отличные углы обзора и стабильность картинки;
- Отсутствие Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы;
- Практически неразличимый кристаллический эффект благодаря использованию качественной полуматовой поверхности экрана;
- Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free (до момента включения ELMB/ELMB-Sync);
- Один из немногих доступных для приобретения в РФ мониторов класса WHQD с подобной частотой развёртки.
Недостатки:
- Цветовой охват не добрался до заявленных производителем 97 % DCI-P3 – монитор стоит рассматривать для работы с цветом только в пространстве sRGB;
- Равномерность подсветки по уровню яркости на светлом поле находится на уровне ниже среднего – от монитора за такие деньги ожидаешь большего;
- Высокая стоимость.
Может не устроить:
- Некоторые упрощения дизайна на фоне предшественников серии ROG Strix и отсутствие RGB-подсветки внешнего пространства;
- Отсутствие встроенной акустической системы и функций PiP/PbP;
- Производитель установил более простую с точки зрения возможностей работы с цветом матрицу, чем у предшественника XG27AQM, но он уже снят с производства…;
- Неочевидные преимущества в скорости на фоне решений предыдущего поколения с частотой 240-270 Гц;
- Отсутствие USB Type-C с DP Alt Mode для удобной работы с современными ноутбуками;
- Glow-эффект присутствует в полной мере – классика для IPS матриц.