В 1918 и 1922 годах вышли два тома философского труда немецкого публициста Освальда Шпенглера "Закат Европы". В нём мыслитель предсказывал скорое угасание Старого Света и перехвата стратегической инициативы другими народами. Исторический контекст понятен: едва закончилась Первая мировая война, в которой европейские этносы понесли колоссальные потери. Та же Франция от наполеоновских авантюр к 1914 году не оправилась, а тут ей на голову свалился глобальный конфликт невиданных доселе масштабов. Германия была не только унижена, но также сильно потрёпана демографически. А впереди всех ждала Вторая мировая, собравшая ещё более масштабную жатву. Но в поствоенный период пессимизм Шпенглера казался чем-то не актуальным: уровень жизни рос, эпоха войн на континенте закончилась, Запад продолжал задавать тон в мировых делах.
Неуслышанный прогноз
Но так казалось лишь на первый взгляд. Уже сейчас очевидно, насколько прав был великий немец. Просто некоторые точнейшие прогнозы даются слишком рано, чтобы современники могли оценить их по достоинству. Тот же Шпенглер умер в 1936 году, при этом незадолго до смерти успел напророчить гибель гитлеровского Рейха в течение десятилетия (!) и пророчил, что мировая война станет агонией европейской цивилизации. И ладно если бы Европу сотрясал бы кризис экономический, коих на её веку были десятки. Даже политическое ослабление можно преодолеть. Старый Свет поражён самой страшной болезнью – демографической. С одной стороны, коренное население стареет и вымирает, с другой же, происходит заселение территории мигрантами из других цивилизаций с противоположной культурой.
В 2023 году население Европы впервые сократилось. Жителей Евросоюза стало меньше с 453 до 448 миллионов человек, при том, что миграционный прирост составил 2,5 миллиона. Депопуляция набирает обороты: суммарный коэффициент рождаемости в ЕС упал до 1,46 ребёнка на женщину при необходимых 2,1 для минимального воспроизводства населения. И это, необходимо понимать, с паспортизированными мигрантами. Количество новорождённых во Франции и Испании упало до послевоенного минимума, в Греции – до минимума за девяноста лет, в Италии фиксируется самый низкий показатель с момента объединения страны в 1861 году, в Финляндии – с 1771 года.
Проблему пытаются решить двумя способами: залить деньгами молодые семьи и завезти иммигрантов с Ближнего Востока, Северной и Чёрной Африки, из Восточной Азии. Отдельные государства – участники европейского интеграционного объединения выплачивают за рождение детей по 2-3 тысячи евро, однако эти выплаты и близко не покрывают увеличившиеся расходы из-за подогреваемой Западом войны на территории Малороссии и инфляции. Особенно болезненная ситуация на рынке жилья, где ставки выросли, а цены остаются слишком высокими.
Неясны и перспективы: кто будет кормить многочисленных пенсионеров в ближайшем будущем? Молодых людей катастрофически мало, мигранты сидят на пособиях и работать не желают, а трудоспособные уходят на пенсию. В Германии сорок процентов предпринимателей не могут найти работников из-за демографического упадка. Всё это приведёт к краху welfare state. Уровень жизни у коренного населения сильно просядет, исполнять социальные программы по поддержке мигрантов будет невозможно – как "незаменимые иностранные специалисты" на это отреагируют, предсказать нетрудно.
Россия не исключение
Было бы слишком наивным полагать, дескать, эта проблема касается исключительно Европы. Мы болеем той же болезнью, хоть и с несколько иными симптомами и чуть более благоприятным прогнозом по выздоровлению. Суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране, по данным Росстата, в 2024 году составит 1,33 ребёнка на женщину, то есть даже хуже, чем в ЕС. Среди русского народа, государствообразующего этноса, показатель ещё хуже, как все прекрасно понимают. При этом мигранты из Средней Азии и Закавказья продолжают прибывать. И если бы исключительно с целью работы – они паспортизируются по 200-250 тысяч человек в год. Приобретая гражданство, начинают подминать под себя окружающий мир, интегрируются во власть и правоохранительную систему.
Число "людей без национальности" (буквально) с 2002 по 2021 годы, согласно данным переписей населения, выросло с 1,4 до 16,6 миллионов человек – в двенадцать (!) раз. Или мы являемся свидетелями самого глубокого кризиса национальной самоидентификации в истории человечества, или нам просто пытаются скормить туфту и попытаться смазать истинные масштабы замещения коренного населения мигрантами. Чтобы понять, насколько реалистично наличие аж 11,3% "лиц без национальности" в стране, достаточно поглядеть, как с этим обстоит дело у соседей, также весьма многонациональных и "дружбанародных": в Казахстане таких нашлось всего около 1%, в Молдавии – около 1,8%, в Эстонии – 0,5%. Ну вы поняли.
Всё это говорит только об одном: Россия должна поскорее очнуться и решительно взяться, во-первых, за решение миграционной проблемы, во-вторых, демографической. Именно в такой последовательности, потому что решать вторую без первой нереалистично: восстановить российскую демографию мы просто не успеем, нас за это время заселят плодовитые приезжие. После установления визового режима со странами Закавказья и Средней Азии (исключение могут составить Грузия и Казахстан), а также введения моратория на раздачу паспортов выходцам из этих республик, следует бросить все силы государства на достижение целей демографического роста коренного населения.
В противном случае закат России произойдёт раньше "заката Европы"…