В 1961 году вышел фильм Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина» — о молодом столичном бухгалтере, всегда точно и скрупулёзно выполнявшем свою работу. Однажды, накануне повышения за добросовестный труд, Горин допустил ошибку, выписав сибирскому строителю лишние три тысячи рублей. Дима поехал возвращать деньги в тайгу, на стройку ЛЭП, где влюбился в монтажницу Галю Берёзку, поэтому обратно в Москву не спешил…
Картина стала знаковой для набиравшего популярность исполнителя главной роли Александра Демьяненко и только-только начинавшего сниматься в кино Владимира Высоцкого (сыгравшего шофёра Софрона). Между их персонажами произошла стычка из-за той самой Гали. Софрон вёл грузовик и попытался приобнять девушку, ехавшую с ним в кабине. Дима ехал в кузове и видел приставания водителя через небольшое окошко. Когда поездка закончилась, Горин сразу накинулся на Софрона с кулаками. Удар получился убедительным, но сцена далась непросто обоим.
Во-первых, 22-летний Высоцкий стеснялся приставать к звёздной Татьяне Конюховой (Гале): «Я Танечку тискать не буду!» Во-вторых, интеллигентный Демьяненко не мог натурально врезать (по мнению режиссёров) товарищу и каждый раз заканчивал сцену словом «извините». Спустя четыре-пять дублей Александр, смущаясь за свою нерешительность и заботясь о сохранности оппонента, предложил ему подставить другую щёку. Недовольств оператора и постановщиков, требующих новых попыток, Высоцкий не разделял: он хорошенько прочувствовал тяжесть ударов Демьяненко, в юности занимавшегося боксом.
«Дима Горин любит эту девушку. Его играл Демьяненко. Он навернул почему-то кепку себе на руку и ударил меня в челюсть. Должен сказать самое страшное: в кино ведь всё делается по-настоящему. И не один раз. Снимали девять дублей. Поэтому единственное, что можно было сделать — по Евангелию — подставлять другую щёку — для симметрии, чтобы не очень распухала одна сторона», — вспоминал Владимир Семёнович.
На съёмках «оплеуху» отвесила Высоцкому и Конюхова. Поначалу артистке очень не понравился молодой дебютант, вокруг которого вечером, после каждой съёмочной смены, собиралась небольшая компания. Культурный отдых проходил под звон гитары, что порой действовало Конюховой на нервы. Плюс на настроение, вероятно, влияла беременность, которую актриса старательно скрывала от всей съёмочной группы.
«Помню, сижу я в гримёрной, расстроенная: не идёт у меня сцена, не получается так, как надо. А тут молодой коллега, с которым мы на тот момент были едва знакомы, спрашивает: “Танечка, а что же вы вечером к нам на посиделки не заходите?” И я очень резко ответила: “Не люблю блатные песни”. До сих пор себе этих слов простить не могу. Даже ведь не слышала, что там исполняют. Но, видимо, ассоциация такая: коль гитара — значит, блатняк или дворовое что-то. Володя от этих моих слов сжался так, будто его ударили», — говорила Татьяна Георгиевна.
«А снег идёт». Песня из к/ф «Карьера Димы Горина»
Музыка – Андрей Эшпай, стихи – Евгений Евтушенко
Читайте также:
Фото: кадры из фильма