Найти тему

«От чего ты устала, ты же дома сидела?» Что такое эмоциональное обслуживание и почему его не ценят. Как не забыть о себе,стараясь для других

Оглавление
Почему мы чувствуем себя выжатыми и уставшими, после общения с некоторыми людьми?
Почему так устают на работе те, кто работает непосредственно с людьми: врачи, продавцы, учителя, работники сферы обслуживания?
Почему мамы, «сидящие» дома с детьми к вечеру чувствуют себя измотанными?

Всему причиной – эмоциональный труд, или эмоциональное обслуживание. Когда человек с целью создания дружелюбной и комфортной обстановки подстраивается под окружающих, улыбается, выслушивает, демонстрирует позитивные чувства.

При этом, он подавляет свои истинные эмоции, избегает острых тем, улаживает конфликты.

Изначально, это понятие применялось к работникам сферы услуг. Официантам, продавцам, банковским служащим и всем, кто работает с клиентами, приходится улыбаться, быть дружелюбными, выслушивать недовольство и поддерживать комфортную обстановку.

Они вынуждены подавлять свои настоящие чувства (часто негативные) ради того, чтобы клиентам нравилось обслуживание и они обратились в компанию еще раз.

То есть, они работают собой, как инструментом, вкладывают в работу не только физические и умственные силы, но и позитивные эмоции. Именно поэтому, работа с людьми так истощает.

И если ни у кого не вызывает сомнения, что улыбаться на работе, подавляя свои настоящие чувства, это — труд. То на такой же эмоциональный труд в частной жизни до сих пор не обращали внимания.

Сейчас социологи подметили, что понятие «эмоциональное обслуживание» применимо не только к работе, но и к общению с партнером, детьми, друзьями, родственниками, коллегами.

Многие возмутятся и возразят: «Ну вот, уже на обычную человеческую поддержку навесили ярлыки. Люди всегда так жили, а эти психологи, напридумывают всякого.»

Давайте разберемся, чем эмоциональное обслуживание отличается от поддержки.

Как отличить эмоциональную поддержку от эмоционального обслуживания?

Эмоциональная поддержка — это когда люди взаимно улавливают настроение, выслушивают, интересуются, подбадривают друг друга.

Вспомните, после общения с одним человеком вы чувствуете удовлетворение от общения, теплоту, ощущаете себя понятым, чувствуете, что человеку не все равно на вас.

А после общения с другим человеком — ощущаете себя «выжатым лимоном», кажется, что вам «налили в уши» информации о себе, но так и не поинтересовались как ваши дела. Скорее всего, тут вы выслушивали и «эмоционально обслуживали» человека, не получив ничего взамен.

Именно тогда, когда поддержка и интерес идет в одну сторону, идет речь об эмоциональном обслуживании.

Ведь в магазине вы не спрашиваете у продавца, какие у него пожелания, что ему нравится. А он интересуется вашими потребностями, старается быть вежливым и угодить. Именно это и есть —обслуживание.

Почему чаще всего женщины занимаются эмоциональным обслуживанием?

Одна из причин — потому что воспитанием детей, особенно маленьких, в большинстве семей занимаются женщины. А общение с малышом — это и есть эмоциональное обслуживание. Мама утешает, восхищается сделанным из песка куличом, разнимает детские драки.

В психологии есть специальный термин «контейнирование». То есть, женщина помогает ребенку справиться — контейнирует негативные эмоции.

Да, это естественно, да, добровольно. Но это не значит, что женщина эмоционально не устает от этого.

Вторая причина — традиционно так сложилось, что многие женщины чувствуют себя ответственными за «погоду в доме».

Они стараются сглаживать углы в общении с детьми-подростками, со своими родителями, или родителями мужа. Туда же пресловутая «женская мудрость», где женщина должна создавать комфорт и не высказывать негативных эмоций.

К тому же считается, что мужчины не умеют с эмоциями, потому все это — женские «штучки».

Однако, я не хочу сказать, что проблема эмоционального обслуживания чисто женская. Многие мужчины также работают в сфере обслуживания. Сейчас большее количество мужчин стремятся принимать активное участие в воспитание детей, эмоционально поддерживать женщину рядом.

И это очень радует, потому что когда мужчины начинают видеть и ценить эмоциональный труд, это выводит отношения на новый уровень..

Но пока, все-таки чаще этим вопросом заняты женщины.

Как перестать эмоционально обслуживать окружающих?


И здесь
речь не о том, чтобы стать черствым эгоистом, отменить теплоту и поддержку родных и друзей.

Дело в том, что если отсутствует баланс эмоциональной поддержки в любых отношениях — в паре, с другом, с коллегой, то у человека накапливается усталость, раздражение и обида, и это портит общение.

Речь о том, чтобы поддерживать общение с друзьями, родными на условиях взаимности, превратить «улицу с односторонним движением» в улицу с двухсторонним движением.

Чтобы женщина не в одиночку сохраняла «погоду в доме», а сама также могла получать эмоциональную поддержку близких.

Чтобы считать друзьями тех, кто интересуется вами, вашей жизнью, а не тех, кто только рассказывает о себе, делится проблемами и просит о помощи.

Для этого важно не молчать, а говорить о своих эмоциональных потребностях. Возможно, даже придется рассказать человеку, привыкшему получать эмоциональное обслуживание и не замечать его, что оно вообще существует.

А потом рассказать, какой поддержки вы хотите от него и почему это для вас важно.

Спасибо за интерес к моим статьям. Подписывайтесь на канал и вы первыми будете узнавать о новых публикациях.