Посмотрел первый и уже единственный сезон «Созвездия» от Apple TV+. Надо похвалить руководство Apple TV+ за продвижение жанра научной-фантастики и за храбрость вкладывать в дорогие, рискованные и амбициозные проекты, которые легко могут провалиться. Что, по сути, и случилось с сериалом «Созвездие» с бюджетом 10 млн евро. И это неудивительно, так как шоураннер сериала Питер Харнесс создал довольно самобытную историю, которая в первых двух сериях завлекает масштабом и жанровым разнообразием в духе «Гравитации» и «Чужого», но затем резко меняет тональность на очень медленную, тягучую семейную драму. Не знаю, как в таком структурном нарративе можно разглядеть рейтинговый потенциал: оставлю этот вопрос открытым.
Обидно было наблюдать, как сам автор этого чудесного сериала одновременно выстраивает увлекательный и вязкий сай-фай про невероятные грани суперпозиции, которые влияют на сложные эмоциональные отношения матери и дочери, и в то же время злоупотребляет заурядной бытовухой с вымученными заговорами внутри NASA и «Роскосмоса». Без лукавства, самое цельное, плотное и завершённое что есть в этом сериале – это первые две серии. По сути, они стоят особняком и смотрятся как отдельное художественное произведение с должной экспозицией и кульминацией. Полноценное кино с дорогими декорациями, отточенным драматургическим ритмом, изобретательной визуальной оптикой и нарастающим саспенсом. Словно сериал тебе сообщает: смотри какой крутой проект, дальше будет лучше и круче.
Но оказывается это лишь авторская уловка зацепить зрителя, чтобы показать настоящую историю далёкая от «Гравитации» и «Чужого» в сторону метафизики «Соляриса» Тарковского. Понятно, что такой нарративный сдвиг отпугнёт большую часть аудитории. Но тех, кого нет, ждёт действительно таинственное очарование потери и принятия, где главная героиня по лабиринту ментального, космического и параллельного мира ищет буквально себя и своё место в новой вселенной. И это сюрреалистическое путешествие, транслирующее эмпатическую связь между главной героиней и её дочерью (точнее дочерями), изящно демонстрирует виртуозный сплав двух миров. Что наглядно можно увидеть и прочувствовать в седьмой серии.
Как личностная одиссея главной героини в сюжетном лейтмотиве «Своя среди чужих» – эта сюжетная арка имеет завершение, что не скажешь про всё остальное. Автор сериала Питер Харнесс настолько сфокусировался на истории Нуми Рапас, что полностью потерял стройную структуру других сюжетных линий. Например, есть второй не менее важный персонаж (в контексте основной истории) в исполнении Джонатана Бэнкса, который теряется на общем фоне, так как играет героя-загадку с явной оглядкой на продолжение, размывая его мотивы и поступки. Да и в целом вся эта игра в интригу быстро теряет ореол тайны, как только произносится слово «суперпозиция». В настоящее время, где каждый медиапродукт начал педалировать тему мультивселенных, сложно найти что-то новое и оригинальное, и Питер Харнесс не исключение. Поэтому странно наблюдать, как Харнесс с вычурной напыщенностью злоупотребляет пустыми полунамёками и неумело оставляет сюжетные крючки для второго сезона.
По сути, сериалу «Созвездие» не нужен второй сезон, как и персонажи Джонатана Бэнкса, Уильяма Кэтлетта и Барбары Зуковой. Отставьте линию Нуми Рапас, и получите цельное, изящное, красивое и драматически выверенное произведение. Потому что всё остальное – бессодержательная вода.
Если вам понравилась это статья, пожалуйста, делитесь, подписывайтесь, лайкайте, а также читайте: