Найти в Дзене

Броня Третьего Рейха: противотанковая САУ "Фердинанд"

Оглавление

В истории Второй Мировой войны не так много техники, которая оставила на такой яркий след. Один из таких образцов - противотанковая самоходная артиллерийская установка "Фердинанд". В этой статье Вы найдете информацию о проектировании, производстве и боевом применении САУ, чтобы каждый мог сам составить свое мнение о ней.

грозный "Фердинанд" в своей главной битве на Курской дуге
грозный "Фердинанд" в своей главной битве на Курской дуге

История проектирования и описание конструкции.

Своим появлением самая известная САУ Третьего Рейха обязана интригам во круг проекта нового тяжелого танка, более известного как "Тигр", и окончанию работ над выдающимся противотанковым орудием 88-мм Рак 43.

88-мм Рак 43
88-мм Рак 43

Танк \/К 4501 (Р) — "Тигр" конструкции доктора Порше — показали Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с конкурентом VK 4501 (Н) — прототип фирмы Henschel. Фюрер считал что, в серийное производство нужно запустить обе машины. В ходе испытаний не удалось выявить преимуществ одной машины перед другой, но готовность к производству "Тигра" у Порше была выше — к 6 июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp заканчивали сборка башен. Фирма Henschel к этому сроку успевала собрать только одну машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащенный "Тиграми" Порше, хотели сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.

В период паузы управление вооружений приняло решение переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года начались инженерные работы. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально новые САУ планировали собирать в Берлине, но от этого пришлось отказаться из-за сложностей с перевозкой по железной дороге, и нежелания останавливать выпуск штурмовых орудий StuG III — основной продукции завода Alkett. В результате сборка САУ под официальным обозначением 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger(P) Sd.Kfz. 184 и название Ferdinand (его дал лично Гитлер в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше), производили на заводе Nibelungenwerke.

схема бронирования САУ "Фердинанд"
схема бронирования САУ "Фердинанд"

Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger(P) решили усилить еще 100-мм броневыми листами, закрепленными на корпусе болтами с пулестойкой головкой. Лобовую броню корпуса смогли довести до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по некоторым данным 85 мм). Листы рубки соединялись «в шип» и усиливались шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой головкой. Толщина даже бортовой брони делала САУ практически неуязвимой для огня почти всей советской артиллерии образца 1943 года на расстояниях свыше 400 м.

компоновка САУ "Фердинанд"
компоновка САУ "Фердинанд"

В передней части корпуса были места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. (при 2600 об/мин) каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Typ aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый, их установили в кормовой части, под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колеса кормового расположения. В аварийном режиме или при боевых повреждениях одной из ветвей электропитания ее дублировали.

ходовая часть и размещение силовой установки САУ "Фердинанд"
ходовая часть и размещение силовой установки САУ "Фердинанд"

Ходовая часть "Фердинанда" применительно к одному борту состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, которую испытали еще на опытном шасси VK 3001 (Р). Ведущее колесо имело венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, чтобы избежать перемотку гусениц в холостую.

Каждая гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.

боевое отделение САУ "Фердинанд"
боевое отделение САУ "Фердинанд"

В рубке, в цапфах специального станка, была установлена 88-мм пушка Рак 43/2 (в самоходном варианте — StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения не превышал сектора 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединенной со станком.

Дульная энергия в полтора раза превышала таковую у пушки тяжелого танка "Тигр". Пушка "Фердинанда" пробивала все советские танки со всех углов атаки на всех дистанциях. Единственная причина, по которой могло случиться непробитие при попадании, — рикошет. В любом другом случае попадание вызывало пробитие брони, что почти в любом случаев означало выход советского танка из строя и частичную или полную гибель его экипажа.

люки САУ "Фердинанд"
люки САУ "Фердинанд"

Конструкция маски оказалась не слишком удачной, она не обеспечивала полной защиты от свинцовых брызг и мелких осколков, которые проникали внутрь корпуса через щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей части "Фердинандов" укрепили дополнительные броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещенных на стенках рубки. В кормовой части рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

бронебойный снаряд
бронебойный снаряд

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с — 193-мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого танка.

производство САУ "Фердинанд"
производство САУ "Фердинанд"

Сборка первой машины началась 16 февраля, а последний — девяностый "Фердинанд" покинул заводские цеха 8 мая 1943 года. В апреле первая серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.

САУ "Фердинанд" во время испытаний
САУ "Фердинанд" во время испытаний

В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke провели модернизацию 47 оставшихся к тому времени "Фердинандов". В лобовой броне корпуса справа была смонтировали шаровую установку пулемета MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули "задом наперед", и оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект увеличили до 55 выстрелов. Название машины изменили на "Elefant" (слон). Впрочем, до конца войны самоходку чаще называли привычным именем «Фердинанд»

Боевое примение

Формирование подразделений САУ «Фердинанд» началось 1 апреля 1943 года. Всего было решено сформировать два тяжелых батальона (дивизиона).

САУ "Фердинанд" из состава Schwere PanzerJager Abteilung 653
САУ "Фердинанд" из состава Schwere PanzerJager Abteilung 653

Первый из них, получивший номер 653 (Schwere PanzerJager Abteilung 653), сформировали на основе 197-го дивизиона штурмовых орудий StuG III. По новому штату, дивизион должен иметь 45 САУ "Фердинанд". Эту часть выбрали не случайно: личный состав дивизиона имел большой боевой опыт и участвовал в боях на Востоке с лета 1941 года по январь 1943 года. К маю 653-й батальон был полностью укомплектован согласно штату. В начале мая 1943 года вся материальная часть была передана на укомплектование 654-го батальона, формировавшегося во Франции в городе Руан. К середине мая 653-й батальон был снова укомплектован почти по штату и имел в своем составе 40 САУ, после прохождения курса учений на полигоне Нойзейдель, 9–12 июня 1943 года, батальон одиннадцатью эшелонами убыл на Восточный фронт.

САУ "Фердинанд" на железнодорожной платформе
САУ "Фердинанд" на железнодорожной платформе

Согласно штату военного времени (K. St.N.№ 1148c от 31.03.43) тяжелый батальон истребителей танков состоял из:

  • командования батальона,
  • штабной роты (взвода: управления, саперный, санитарный, зенитный),
  • трех рот «Фердинандов» (в каждой роте 2 машины штаба роты, и три взвода по 4 машины; т. е. 14 машин в роте),
  • ремонтно-эвакуационной роты,
  • автотранспортной роты.

Всего: 45 САУ "Фердинанд", 1 санитарный БТР Sd.Kfz.251/8, 6 зенитных Sd.Kfz 7/1, 15 полугусеничных тягачей Sd.Kfz 9 (18-тонн), грузовые и легковые автомобили.

Боевое крещение "Фердинанды» получили в ходе операции "Цитадель" в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerjäger Abteilung — sPz.Jäger Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором — 44 САУ. Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжелых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и поселка Теплое (653-й дивизион).

5 июля 656-й танковый полк перешел в наступление, поддерживая части 86-й и 292-й немецких пехотных дивизий. Однако, таранного удара не получилось: 653-й батальон в первый же день увяз в тяжелейших боях у высоты 257,7, которую немцы прозвали «Танковая». Мало того, что на высоте были вкопаны по самую башню тридцатьчетверки, так еще высота была прикрыта мощнейшими минными полями. В первый же день на минах подорвалось 10 САУ батальона. Тяжелые потери были и в личном составе. Подорвавшись на противопехотной мине, получил тяжелые ранения командир 1-й роты, гауптман Шпильман. Выяснив направление удара, ураганный огонь открыла и советская артиллерия. В результате, к 17:00 5 июля на ходу осталось всего 12 "Фердинандов"! Остальные получили повреждения разной степени тяжести. Остатки батальона в течение следующих двух дней продолжали вести бои по овладению ст. Поныри.

подбитый "Фердинанд"
подбитый "Фердинанд"

Подбитую и уничтоженную в районе станции Поныри немецкую технику представители обследовали специалисты ГАУ и НИБТ Полигона Красной Армии 15 июля 1943 года. Большая часть уничтоженных "Фердинандов" находилась на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин имели повреждения ходовой части; разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки и т.д. У пяти САУ повреждения ходовой части были вызваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы, а еще одна — попаданием 203-мм гаубичного снаряда в крышу рубки.

-14

Лишь одна САУ этого типа, которую обстреливали с разных направлений семь танков Т-34 и батарея 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса. Еще один "Фердинанд", не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами.

САУ "Фердинанд" в время боев на Курской дуге
САУ "Фердинанд" в время боев на Курской дуге

Единственным достойным противником тяжелых немецких самоходок стала советская СУ-152. Полк СУ-152 обстрелял 8 июля 1943 года атакующие "Фердинанды" 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего в июле — августе 1943 года немцы потеряли 39 САУ. Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу — на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации поврежденных штурмовых орудий.

После бесславного завершения операции "Цитадель" оставшиеся в строю "Фердинанды" перебросили в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, из-за повреждений от сильного разгара стволов. В конце августа личный состав 654-го дивизиона отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре — ноябре принимал участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. В декабре дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию

С 5 июля (начало операции «Цитадель») по 5 ноября 1943 года "Фердинанды» 656-го полка подбили 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 орудия, 103 противотанковые ружья, три самолета, три бронеавтомобиля и три САУ.

В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае — июне 1944 года — под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных "Элефанта", перебросили в Австрию.

САУ "Фердинанд" в Италии
САУ "Фердинанд" в Италии

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Там в ходе боев дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через сутки количество боевых машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно применяли против «элефантов» свои тяжелые САУ и 57-мм противотанковые пушки. Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. Остатки дивизиона—12 боеспособных машин — 3 августа отвели к Кракову.

До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля ее перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. В конце апреля «элефанты» провели последние бои в Вюнсдорфе и Цоссене в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи).

В окруженном Берлине последние два самоходных орудия «Элефант» были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св.Троицы.

один из "Элефантов" подбитых в Берлине
один из "Элефантов" подбитых в Берлине

До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке экспонируется «Фердинанд», захваченный Красной Армией в ходе Курской битвы, а в музее Абердинского полигона в США — «Элефант», который достался американцам в Италии, под Анцио

Заключение

Первые бои "фердинандов" на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовали массово. С тактической точки зрения их применение вышло не очень удачным. Созданные для истребления советских средних и тяжелых танков на больших дистанциях, их использовали как таран, вслепую проламывая инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери.

поврежденные "Фердинанды" захваченные в ходе Курской дуги
поврежденные "Фердинанды" захваченные в ходе Курской дуги

Но моральный эффект появления на советско-германском фронте почти неуязвимых немецких самоходок был велик. Появились "фердинандомания" и "фердинандобоязнь". Судя по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не участвовал в бою с "Фердинандами". Они ползли на наши позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца войны. Объяснить подобное можно тем, что большинство красноармейцев плохо разбиралось во всяких "мардерах", "бизонах" и "насхорнах" и называло любую немецкую самоходку "Фердинандом".

Несомненно, творение Фердинанда Порше было своеобразным шедевром технической мысли. В огромной САУ приимененли многие технические решения (уникальная ходовая часть, комбинированная силовая установка, расположение БО и т. д.) не имевшие аналогов в танкостроении.

Но многочисленные технические "изюминки" проекта были слабо приспособлены для войсковой эксплуатации, а за феноменальную бронезащиту и мощнейшее вооружение, пришлось платить отвратительной подвижностью, малым запасом хода, сложностью машины в эксплуатации и отсутствием концепции применения такой техники.

Многие современные исследователи основной причиной неудач "Фердинандов" считают отсутствие противопехотного вооружения. Но если проанализировать причины потерь САУ Фердинанд, то становится ясно, что роль пехоты в деле уничтожения "Фердинандов" была ничтожной, подавляющее большинство машин подорвались на минных полях, еще некоторая часть была уничтожена артиллерией.

подбитые "Фердинанды"
подбитые "Фердинанды"

Основной причиной таких высоких потерь САУ стали тактически грамотные действия советских командиров, стойкость и храбрость наших солдат и офицеров, а также немного военной удачи.

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!